Одна из обязанностей руководителя — умение делегировать полномочия по отделам и подчиненным. Один человек физически и психологически не может перерабатывать весь объем поступающей информации. Рутинная работа и многозадачность быстро приводят к переутомлению и эмоциональному выгоранию. Современный управленец должен знать, как делегировать полномочия и активно использовать принципы и методы эффективного распределения обязанностей и функций.
Основные правила делегирования
Брайан Трейси, американский психолог и тимбилдер, разработал шесть правил для ведения бизнеса:
- Задачи соответствуют возможностям. Перед делегированием следует изучить кандидатуру работника, оценить уровень образования, опыт, квалификацию и личностные качества.
- Увеличение количества выполняемых операций проводится постепенно. Нельзя одномоментно передавать большой объем функций, плавное включение в рабочий процесс позволяет добиться качественного выполнения заданий и достижения поставленных целей.
- Установление ответственности обязательно. Отрицательная мотивация стимулирует внимательное и аккуратное отношение к работе.
- Отдельно оговариваются желаемые результаты. По их достижению судят о соответствии специалиста конкретной должности.
- Открытое обсуждение повышает эффективность. Проведение собраний вместе с руководителями и рядовыми подчиненными помогает найти лучшее решение в любых ситуациях, способствует развитию командного духа.
- Строгий контроль не допустим. Постоянные отчеты и доклады вызывают эмоциональное перенапряжение и стресс. В таких условиях работать сложнее.
Цели передачи полномочий
Разделение проводится для повышения эффективности управленческого звена, сотрудников и подразделений.
Основные цели:
- Освобождение руководителя от рутинных операций для концентрации на принятии решений по стратегическому планированию и развитию.
- Создание взаимосвязанной системы координации разных этапов производственного процесса, от момента первого контакта с клиентами и партнерами до совершения сделки или подписания договора.
- Мотивация заместителей и менеджеров. Передача ответственности за принятие мелких решений повышает интерес, выступает стимулом для карьерного роста, саморазвития, придает ощущение значимости для компании.
- Оценка кадрового потенциала и квалификации подчиненных. Если специалист не справляется с выполнением новых должностных функций, то возникает вопрос о профессиональной компетентности работника. И наоборот, отличное решение возложенных задач открывает путь для повышения и перевода на высокую должность.
Руководитель считается универсальным специалистом, но основная цель управленческой деятельности — контроль.
Виды профессиональных компетенций
- Линейные — кейсы, передаваемые от топ-менеджеров управленцам низшего звена, затем исполнителям. Применим в корпорациях с четкой иерархией, возможен при соблюдении принципа единоначалия — специалист докладывает только непосредственному начальнику и так по восходящей. Оптимальное число звеньев в цепочке 7−10.
- Штабные — обязательства вне общего скелета, оговариваемые путем консультирования со смежными отделами. Делятся на координационные или мозговой штурм, рекомендательные, затрагивающие спец. задачи, контрольно-отчетные в рамках аудита.
Основные полномочия, подвергающиеся делегированию:
- Ведение бухгалтерии. В крупных компания создается целый экономический отдел, занимающийся ведением учетно-отчетной документации, налогообложением и аналитикой. Для небольших предприятий и ИП идеальный вариант — заключение договора об аутсорсинге.
- Маркетинг и продвижение. Разработка постов, ведение групп и профессиональных аккаунтов в социальных сетях — основной инструмент онлайн-раскрутки бренда или услуги. Творческая часть и аналитика занимают большое количество времени, эффективней передать продвижение в руки рекламного агентства или SMM-специалиста.
- Программирование. Операторы и IT-шники службы технической поддержки занимаются разработкой официального сайта, устраняют возникающие неполадки, придумывают и создают новые приложения и сервисы.
Полномочия передаются ответственным и высококвалифицированным профессионалам. В небольшой организации обязанности распределяются между конкретными людьми. В крупных компаниях идет деление по отделам, филиалами и дочерним фирмам.
Принципы эффективного делегирования
Для взаимодействия команды, как часового механизма, стоит следовать простым советам:
- Установить четкую конечную цель, выраженную в цифрах.
- Организовать многофункциональность: ведение отчетов, контроль сроков сдачи проектов, выбор исполнителей, контакт с заказчиками, координация.
- Оставить место для инициативы. Креативность и неожиданный подход повышают прибыль и мотивируют.
- Открыто обсуждать вопросы, связанные с новыми функциями.
- Прописать права и обязанности.
- Обеспечить подчиненного необходимыми ресурсами и допуском к информации.
- Не допускать повторной передачи обязанностей. С конкретными заданиями должен справляться определенный специалист.
От правильности организации зависит успешность предприятия.
Пошаговая инструкция
Для делегирования используется поэтапный план распределения обязанностей:
- Определить реальную необходимость передачи части дел по формуле: зарплата сотрудника, принимающего на себя ответственность за выполнение работы меньше прибыли, полученной от увеличения свободного времени руководителя.
- Составить список функций и определить штатных или внештатных сотрудников для их выполнения. В ряде случаев оптимальный вариант — заключение договора с фрилансером или специалистом по аутсорсингу.
- Обозначить перечень заданий и объяснить нюансы.
- Установить испытательный срок и тщательно контролировать правильность выполнения задач.
- Оценить конечный результат и эффективность подчиненного.
- Принять окончательное решение о передаче части полномочий конкретному специалисту.
Объективно оценивать результативность сотрудников сложно. Руководителю рекомендуется использовать основные критерии эффективности:
- прибыль, оцениваемая по количеству новых клиентов, заключенных договоров или продаж;
- реальные итоги, показывающие профквалификацию (грамотное ведение документации, улучшение данных статистики);
- достижение поставленных целей;
- обучаемость, умение быстро переключаться и запоминать новую информацию;
- решительность и самостоятельность;
- целеустремленность:
- работа в команде.
Если у подчиненного не получилось выполнить поставленные задачи, для должности он не подходит.
Признаки неудачного выбора:
- срывы поставок, отрицательные отзывы, возврат;
- перфекционизм, затягивающий производство;
- неопытность;
- вспыльчивость;
- страх ошибок;
- нетерпение;
- недоверие составу.
Преимущества метода
Делегирование повышает прибыльность компании. Эффект достигается благодаря положительным моментам от использования метода передачи полномочий:
- Управленческое решение приближается к проблеме. Сотрудник, напрямую работающий с задачей, знает быстрые практические способы ее решения.
- Новые функции мотивируют на самореализацию и повышение квалификации самостоятельно или в учебных заведениях.
- Формируются координационные связи, структура и слаженная команда.
- Директор освобождает время для оценки рынка и стратегического планирования.
- Экспертные знания сотрудников позволяют выполнять функции, не знакомые менеджерам.
- Повышается лояльность кадрового состава. Работники чувствуют свою причастность к общему делу.
- Увеличивается интерес к карьерному росту и получению опыта.
- Стимулируется доверие персонала к руководству.
Рациональное эффективное и вовремя проведенное делегирование влияет на эволюцию компании, повышает доход, привлекает клиентов и партнеров. Следование принципам и правилам передачи полномочий помогает правильно выбрать специалиста, готового качественно выполнять возложенные функции. Руководитель может сконцентрироваться на бизнес-моделях и экономических стратегиях.