+7 495 800–10–018 800 100–00–11

Что такое коммерческая тайна?

21 Июля 2021
Поделиться:
Что такое коммерческая тайна?
Коммерческая тайна предприятия составляется руководством и представляет пакет ценной коммерческой информации. Защита тайны и режим секретности проводятся на законном основании.

Информация сегодня стала представлять огромную ценность. Расцвет предпринимательства вызвал появление понятия торговой тайны, обеспечивающей успех компаниям.

Коммерческая тайна — это пакет секретной информации, используемой в экономической деятельности, обладающей торговой ценностью и тщательно охраняемой на законном основании.

Что составляет коммерческую тайну?

Блок информации, составляющей коммерческую тайну, полностью формируется владельцем компании согласно ст. № 4 федерального закона: список чрезвычайно важных сведений, включаемых в коммерческую тайну, составляется руководством бизнеса самостоятельно. Благодаря засекреченности важных данных появляется возможность сгенерировать повышенный доход, сократить расходы. Именно неизвестность посторонним дает преимущество фирме.

Ниже приведены примеры сведений, считающихся секретными:

менеджмент

  • способы управления;
  • принцип принятия решения;
  • секретные решения.

производство
  • состав, резерв сырья;
  • технологическая последовательность;
  • мощность производства;
  • технические материалы, размещение станков

финансовые данные

  • активы, пассивы;
  • бюджет компании;
  • текущие показатели развития;
  • плановые показатели;
  • состояние баланса, счетов;
  • система доходов/расходов;
  • планы развития.

маркетинговая работа

  • система сбыта товаров/услуг;
  • аналитика, исследование рынков. конкретных сегментов;
  • объемы реализации;
  • перспективные планы по освоению новых рынков;
  • секретные приемы продвижения

партнеры, контрагенты
  • списки покупателей, поставщиков, партнеров;
  • выводы соцопросов;
  • данные о подрядчиках.

цены

  • ценообразование;
  • структура стоимости;
  • принципы формирования скидок;
  • расчет издержек.

исследования
  • задачи, концепция исследований;
  • схемы, чертежи;
  • технические образцы и нормы;
  • результаты проводимых исследований;
  • формулы, расчеты, статистические наблюдения;
  • защита от фальсификации товарного знака.

безопасность
  • материально-техническое снабжение;
  • сохранность секретной информации;
  • порядок обработки, обмена, передачи данных;
  • список информации, составляющей коммерческую тайну.

Виды секретных данных

К особо секретной информации, составляющей коммерческую тайну, относятся следующие блоки данных:

  1. Сведения о производстве включают параметры технологического процесса, функционирования оборудования, состав сырья.
  2. Рыночная стратегия организации, исследования рынка, методы продаж, состояние процесса сбыта, маркетинговые материалы.
  3. Технические параметры станков, автоматических линий, механизмов.
  4. Организационные данные об управлении компании, структурных отделах, документообороте.
  5. Данные о партнерах, клиентах, поставщиках, спонсорах, потребителях, списки покупателей.
  6. Экономические данные бизнес свойства, система доходов/расходов предприятия, размеры прибыли.
  7. Ценовая стратегия организации: сведения о себестоимости продукции, расчет цены, скидки, расчет издержек.
  8. Научная информация об исследованиях, открытиях, технических решениях, программном обеспечении.
  9. Безопасность: данные о сотрудниках, состоянии системы безопасности, организации системы охраны.

Виды данных, не являющихся тайной

Секретной информацией не могут считаться следующие данные:

  1. Содержимое учреждающих документов;
  2. Содержание документов о праве занятия предпринимательством;
  3. Годовые отчеты, бухгалтерские балансы, остальные отчеты;
  4. Сведения о задержке работодателем выдачи зарплат, иных выплат;
  5. Содержание отчета о пользовании имуществом;
  6. Сведения по эмитентам ценных бумаг;
  7. Данные о соответствии законам экологии, антимонопольным законам;
  8. Сведения о деятельности некоммерческих структур;
  9. Наличие вакантных мест;
  10. Информация о применении, хранении, перемещении опасных веществ, технологий;
  11. Данные об имуществе, потраченных средствах для приватизации;
  12. Иные данные, ограниченные федеральным законодательством.

Методы защиты тайны

При установлении режима коммерческой тайны совершаются следующие шаги по защите данных:

  • Составление списка мер;
  • Формирование, утверждение официального «Положения».
  • Назначение группы сотрудников, имеющих свободный доступ к засекреченной информации.
  • Включение в трудовые контракты работников пункта о наказании за распространение секретов.
  • Назначение сотрудников, персонально отвечающих за сохранность ценных данных.
  • Подписание договора NDA о неразглашении с сотрудниками.
  • Пометить документы соответствующим образом.

Оформление тайны

Компания должна юридически правильно оформить права на засекреченные данные. Вначале вносятся необходимые пункты в учредительный договор и устав.

Затем вносятся дополнительные пункты в коллективный договор и правила трудового распорядка компании.

Далее разрабатываются подробная документация:

  • положение о секретных данных;
  • принципы принадлежности информации к засекреченному блоку;
  • список сведений, включаемых в режим секретности;
  • обязательства о сохранении режима секретности.

Учреждающие и главные регламентирующие документы обязательно содержат пункты:

  1. Учреждающий договор включает положение, наделяющее компанию правом составлять коммерческую тайну, определять объем секретных данных, правила хранения. Фирма устанавливает обязательства по хранению засекреченных сведений по хозяйственной деятельности. Руководителю поручается определить порядок защиты конфиденциальных данных. Положение также дополняется постановлением, кто будет контролировать состояние защиты. Учредительный документ дополняется пунктом, фиксирующим право фирмы не допускать к секретным сведениям любых должностных персон без наличия полномочий.
  2. Устав предприятия дополняется всеми пунктами из учредительного документа
  3. Коллективные договоры дополняются положениями, предусматривающими обязанности администрации и работников компании по хранению ценной информации. Руководство обязано проводить занятия с допущенными к ценной информации работниками, ответственными за сохранение режима коммерческой тайны.
  4. Правила трудового распорядка дополняются подробностями обязанностей администрации и работников компании.

Какие последствия для работников могут быть за разглашение?

Вследствие утечки засекреченных ценных материалов руководство создает комиссию с целью внутреннего разбирательства. Комиссия разбирает объяснительное заявление виноватого, докладные сотрудников, дополнительные показания. Исходя из сложившейся картины, делается вывод, принимается решение о наказании.

Несоблюдение режима коммерческой тайны по ст. 14 ФЗ-98 влечет следующие виды ответственности:

  1. Дисциплинарная подразумевает вынесение предупреждения/выговора/ или увольнение.
  2. Гражданская подразумевает возмещение убытков компании из-за распространения секретной информации.
  3. Административная применяется по ст. 13.14 КоАП России.
  4. Уголовная применяется по ст. № 183 УК России.

Степень тяжести наказания зависит от тяжести проступка. Уголовное наказание (7 лет тюремного заключения/5 лет подневольных работ) возможно, если доказан состав преступления, вызвавшего тяжелые последствия.

При назначении ответственности учитывается, знал ли обвиняемый о секретности разглашенных сведений. Режим коммерческой тайны обеспечивает защиту информации, составляющей коммерческую тайну, позволяет изолировать нежелательных людей.

Закон помогает сохранить тайну фирмы, виновных в разглашении позволяет призвать к ответственности.

Коммерческую тайну составить довольно непросто. Тщательный подход к введению режима секретности обеспечивает возможность компании наказать виновного.

Или позвоните по телефонам
+7 495 800–10–018 800 100–00–11
Позвонить

Подобрать программу и поступить

Вы действительно хотите прервать оформление заявки на консультацию?

Если у вас возникли вопросы, перейдите в WhatsApp, и задайте вопрос специалисту приемной комиссии:

Перейти в мессенджер
Приемная
комиссия Синергии
Скачать
Университет Синергия
Университет Университет Синергия
г. Москва, просп. Ленинградский, д. 80 корп.Е, Ж, Г
+7 495 800–10–018 800 100–00–11
Общая:
Приёмная комиссия ежедневно с 11:00 до 19:00
DMCA.com Protection Status