+7 495 800–10–018 800 100–00–11

Что такое франшиза? Принцип работы простыми словами

23 Июня 2021
Поделиться:
Что такое франшиза? Принцип работы простыми словами

Начинать предпринимательскую деятельность сложно. Для развития бизнеса приходится с нуля выстраивать деловые процессы, конкурировать с известными предприятиями. Есть немаленький риск потерять вложения. Можно пойти другим путем: воспользоваться готовой схемой. Что такое франшиза, как работают сети, мы расскажем простыми словами.

Принцип работы франчайзинга


Франшиза — это методика развития сети предприятий. Покупатель франшизы получает право начать свой бизнес под известным брендом. Права на фирменный стиль остаются у владельца. Покупатель должен выполнять ряд требований, чтобы пользоваться товарным знаком. Например, арендовать зал установленной площади, вложить сумму инвестиций в покупку товара.


Порядок сотрудничества прописывается в соглашении, которое действует определенный период. Документ содержит права и обязанности сторон. Владелец франшизы передает бизнес-модель, корпоративные стандарты. Некоторые компании передают технологии производства, дают право использования патентов.

При ведении бизнеса нужно соблюдать требования владельца бренда, выполнять корпоративные стандарты. Помещения оформляют в едином стиле, чтобы для посетителей они были узнаваемы. Порядок выполнения требований проверяется контролерами, тайными посетителями. Массовые маркетинговые кампании проводит владелец компании.

За право использовать ресурсы компании следует платить. Единоразовый платеж вносится после подписания контракта. Бизнесмен платит проценты каждый месяц или год. Размер и срок уплаты прописываются в соглашении. Некоторые компании взимают дополнительную плату за обучение принципам управления, доступ к промо-материалам.

Что означают слова в договоре?

Франчайзинг — бизнес-модель, где владелец дает возможность пользоваться торговым знаком. Порядок использования корпоративной символики определяет собственник.

Франчайзи — лицо, которое покупает франшизу. Партнером может стать юридическое лицо или индивидуальный предприниматель.

Франчайзер — это лицо, которое продает возможность ведения бизнеса под своим брендом.

Договор — соглашение между франчайзером и франчайзи бренда, в котором прописаны права и обязанности сторон. Франчайзинговый контракт заключается на определенный период.

Договор коммерческой концессии — это юридическое понятие, аналог договора франчайзинга, в российском законодательстве. Каждый франчайзер должен регистрироваться в Роспатенте. При пропуске даты перерегистрации теряются уникальные возможности использования бренда.

Паушальный взнос — это платеж, который вносит франчайзи по договору в момент подписания. Паушальный взнос является единоразовым. Чем больше узнаваемость организации, охват рынка, тем выше сумма перевода.

Роялти — это деньги, которые франчайзи должны вносить регулярно (ежемесячно или ежегодно). Сумма роялти составляет определенный процент дохода с продаж.

Инвестиции — денежная сумма, которой должен владеть бизнесмен для заключения контракта. Инвестиции тратятся на закупку товаров, ремонт помещения, зарплату сотрудникам.

Renewal — деньги, которые вносит франчайзи для продления контракта, когда истекает время действия франчайзингового договора.

Какие виды франшиз бывают?

1. Деловая франшиза включает передачу компонентов бизнеса. Франчайзи должен использовать:

  • фирменный стиль компании;
  • стандарты планировки, дизайна помещений;
  • правила найма, обучения сотрудников;
  • инструкции по обслуживанию посетителей;
  • информацию с официального сайта.

Схему называют «бизнесом под ключ». Бизнесмены получают готовое решение данных вопросов. Принцип делового сотрудничества подходит начинающим предпринимателям.

2. Товарная дает возможность распространения товаров, которые производит франчайзер. Вопросы аренды и оформления помещений, найма персонала, обслуживания клиентов решает франчайзи.

Производитель устанавливает объем товаров, которые должен заказать и продать франчайзи.

3. Производственная разрешает изготовление, брендирование, продажу товаров. По такой схеме работают изготовители продуктов и напитков, например Coca-Cola.

4. Прямая разрешает открыть точку в согласованном месте. Для масштабирования бизнеса нужно заключить новый контракт с франчайзером, заново оплатить взносы, вложить инвестиции.

5. Мультифраншиза дает возможность открыть несколько точек в рамках соглашения. В документе ограничивается район открытия точек, этапы масштабирования сети.

6. Мастер-франшиза разрешает стать франчайзером для своего региона: подписывать документы с другими бизнесменами. Контракт устанавливает скорость масштабирования сети в регионе. Если бизнесмен не справляется с масштабированием, налагаются санкции: от штрафа до расторжения делового соглашения.

7. Свободная подразумевает, что компания франчайзер почти не вмешивается в работу франчайзи на рынке.

8. Серебряная подразумевает, что франчайзер открывает филиал, налаживает рабочие процессы, потом продает возможность управления.

9. Золотая означает, что бизнесмен получает монополию на деятельность в регионе, на открытие новых точек.

Плюсы и минусы работы по франчайзингу

Прежде чем открывать бизнес по франчайзингу, стоит взвесить плюсы и минусы. Мы подготовили полный список преимуществ и недостатков методики. Он содержит общие моменты предложений франчайзинговых компаний.

Преимущества:

Бизнесмен получает схему, проверенную временем, протестированную в разных условиях. Он не совершает ошибок, накапливая неудачный опыт, использует проверенные приемы. Использование хорошей репутации бренда уменьшает список конкурентов.

Бизнесмены получают всестороннюю поддержку:

  • административную;
  • информационную;
  • образовательную;
  • маркетинговую;
  • рекламную.

Методика подходит начинающим предпринимателям. По статистике 90% предприятий, открытых бизнесменами без опыта уходят в минус. Для компаний, открытых по франшизе, цифра равна 3%. Предприятия выходят на окупаемость инвестиций за счет известности, готовой системы действий.

Начинающие франчайзи пользуются готовыми схемами, в сложной ситуации вправе получить консультацию экспертов. Сумма расходов на рекламу является минимальной. Национальные маркетинговые кампании проводит франчайзер.

Недостатки:

Сотрудничество не позволяет гибко управлять предприятием. Партнер обязан следовать методам, предложенным франчайзером. Возможность принятия управленческих действий ограничивается. Франчайзи не может менять ассортимент, предлагать дополнительные скидки, изменять схему управления сотрудниками.

Если контракт предусматривает другие обязанности, франчайзи обязан их выполнять. Например, вовремя открывать точки или подписывать контракты с другими бизнесменами. Если пункты не соблюдаются, франчайзер расторгает договор в одностороннем порядке. Внесенные суммы, включая инвестиции, не возвращаются.

Перед подписанием документа следует проверить пункты конкретного соглашения, внимательно прочитав текст. Недобросовестные компании устанавливают заранее невыполнимые требования для бизнесменов, чтобы не делиться прибылью.

Франчайзинг не является безрисковым способом управления. Владелец бренда может покинуть российский рынок, стать банкротом. Тогда закрываются все предприятия, даже доходные точки.

Франшиза — это способ успешного масштабирования предприятий. Начать бизнес может любой желающий, который заплатит паушальный взнос, выполнит условия собственника торговой марки. При работе меньше вероятность совершить ошибку, потерять свой капитал. Но тот, кто пользуется готовыми схемами, зависит от партнера, медленно развивается как бизнесмен.

Или позвоните по телефонам
+7 495 800–10–018 800 100–00–11
Позвонить

Подобрать программу и поступить

Вы действительно хотите прервать оформление заявки на консультацию?

Если у вас возникли вопросы, перейдите в WhatsApp, и задайте вопрос специалисту приемной комиссии:

Перейти в мессенджер
Приемная
комиссия Синергии
Скачать
Университет Синергия
Университет Университет Синергия
г. Москва, просп. Ленинградский, д. 80 корп.Е, Ж, Г
+7 495 800–10–018 800 100–00–11
Общая:
Приёмная комиссия ежедневно с 11:00 до 19:00
DMCA.com Protection Status