CRM-система — это инструмент для автоматизации бизнеса. Внедрение CRM в работу позволяет оптимизировать переговоры с клиентами и управление персоналом. Прочитав статью, вы узнаете, какие существуют бесплатные CRM-системы для малого бизнеса, и для чего они применяются.
Что такое CRM (СРМ) система
CRM расшифровывается как Customer Relationship Management, что переводится на русский язык как «управление отношениями с покупателями». В системе учитывается все обращения клиентов в компанию (все лиды) и сохраняется описание каждого человека.
СРМ позволяет контролировать процесс заключения сделки. Работающий менеджер видит полную информацию о клиенте и может вести переговоры, учитывая его потребности, характер и историю завершенных сделок.
В журнале можно сохранять информацию об этапах переговоров и передавать клиентов между менеджерами без потери прогресса. CRM-система помогает выстроить долгосрочные отношения компании с покупателями и увеличить количество повторных продаж.
Для каких целей используется
CRM-системы дают возможность автоматизировать любые бизнес-процессы. Они используются для управления продажами и маркетингом, контроля за персоналом, ведения финансового учета и электронного документооборота. Рассмотрим основные функции современных CRM.
Организация продаж
В CRM-системе можно учитывать поступающие лиды. Можно настроить автоматический перенос заявок с сайта в журнал, чтоб карточки с лидами не приходилось заполнять вручную.
Функционал программы позволяет настроить систему напоминаний, чтобы проводить переговоры с клиентами по графику и выполнять заказы в срок. Доступно разделение клиентов по категориям, чтобы работать с каждой группой по определенному алгоритму.
При интеграции со сторонними сервисами менеджер сможет звонить и отправлять электронные письма по контактам клиента. Работая с карточками, удобно отслеживать этапы воронки продаж и анализировать конверсию. Внедрение CRM позволяет увеличить средний чек и число повторных сделок, что повышает прибыль маленького бизнеса.
Маркетинг
Информация из CRM-системы помогает оценить эффективность рекламных каналов, рассчитать стоимость привлечения одного лида и окупаемость расходов на продвижение. Маркетолог может сегментировать целевую аудиторию и разрабатывать рекламные предложения для каждой группы клиентов.
Контроль над персоналом
В CRM-системе фиксируется деятельность менеджеров. Руководитель видит уровень активности каждого сотрудника и эффективность работы. При подключении внешнего ПО в карточках сделок сохраняются записи переговоров с клиентами. Это решение поможет контролировать исполнение скриптов при продажах и культуру общения.
Подборка бесплатных сервисов
Бесплатные версии популярных CRM-систем отличаются ограниченным набором функций. Но для малого бизнеса подходят предложения с базовым функционалом. Установка бесплатной версии дает возможность автоматизировать часть задач и повысить эффективность ведения бизнеса. Мы подготовили обзор ТОП-10 бесплатных сервисов с указанием плюсов и минусов.
Мегаплан
Система управления предприятием «Мегаплан» подходит для автоматизации рутинных действий. В «Мегаплане» можно записывать входящие звонки, заполнять журнал событий, контролировать работу менеджеров и отправлять уведомления сотрудникам компании.
Бесплатная версия «Мегаплан» поддерживает интеграцию с системами сквозной аналитики. В ней можно вести бухгалтерию и сдавать отчетность. Свободный доступ открыт для 10 человек.
Преимущества
- Наглядная демонстрация рабочих заданий на канбан-доске пользователя.
- Настройка сценариев для автоматического выполнения рутинных операций. Устанавливать триггеры можно для каждого из этапов процесса.
- Автоматический сбор заявок, оформленных на сайте или поступивших по email.
- Распределение заявок между менеджерами компании по заданному алгоритму
- Создание почтовых рассылок и push-уведомлений через интеграцию с SendPulse .
- Платформа содержит уроки, вебинары и статьи для новых пользователей.
Недостатки
- Базовая версия не поддерживает ведение статистики по продажам, формирование отчетов и контроль над финансами.
- Общение с технической поддержкой платформы происходит только по email.
- Интерфейс «Мегаплана» сложный, потребуется время для обучения работников.
Битрикс24
Многофункциональная система «Битрикс24» помогает автоматизировать любые бизнес-процессы и настроить корпоративный сайт. Она поддерживает управление продажами, совместную работу над заданиями, проведение видеоконференций, корпоративный чат. Это универсальное решение для любого направления деятельности. Работать в бесплатной версии ПО «Битрикс24» могут до 12 сотрудников компании.
Преимущества
- Расширенные возможности базовой платформы по сравнению с аналогами.
- Многофункциональность, возможность настройки модулей под конкретные задачи бизнеса.
- Инструменты для контакта сотрудников без переходов в социальные сети и мессенджеры. В «Битрикс24» есть возможность оставлять лайки и комментарии, создавать новости и опросы, отправлять уведомления и проводить видеозвонки.
- Автоматическая синхронизация контактов с SendPulse для быстрой настройки рассылок.
Недостатки
- Для освоения всех возможностей «Битрикс24» пользователю требуется много времени.
- Синхронизация с продуктами 1С открывается после покупки самого дорогого тарифа.
Мой Склад
Система «Мой Склад» предназначена для комплексной автоматизации торговли. В эту программу включены инструменты для организации складского учета, работы с маркировкой «Честный Знак» и поддержки онлайн-касс.
«Мой Склад» подходит для управления магазином, складом или производством. Чтобы запустить интернет-магазин на основе каталога, потребуется покупка платной версии. Бесплатное решение доступно для одного пользователя. Количество товаров, зарегистрированных в каталоге, не может превышать 1000 позиций.
Преимущества
- В базовом тарифе доступны основные учетные операции, а также печать чеков, накладных и счетов.
- Наглядная демонстрация воронки продаж. Демонстрация истории отношений с заказчиком на одном экране.
- Доступна синхронизация с фискальными регистраторами и смарт-терминалами.
Недостатки
- В базовом тарифе нет статистики продаж, экспорта в 1С, интеграции со сторонним ПО.
- Недоступна автоматическая выгрузка изображений. Фотографии товаров придется вручную добавлять в каталог.
Flowlu
CRM-система Flowlu подходит для командной работы над заданиями. В бесплатной версии можно разбивать проекты на этапы, планировать время и расходы на выполнение каждой действия. Оформленные задачи выглядят как карточки на канбан-доске. Добавлять новые задания можно за один клик. Свободный доступ открывается для команды из 3 пользователей.
Преимущества
- Суммирование расходов по проектам и расчет рабочего времени персонала.
- Удобное управление задачами: курсором можно перетаскивать и сортировать карточки.
- Низкие цены платных лицензий по сравнению с аналогами.
- Всплывающие подсказки для новых пользователей.
- Набор видеоуроков по настройке возможностей Flowlu .
- Доступно мобильное приложение.
Недостатки
- Отсутствие встроенной IP-телефонии для пользователей.
- Мобильное приложение не поддерживает полноценный контроль финансов.
SalesapCRM
Многофункциональный сервис SalesapCRM подходит для управления продажами, планирования задач и коммуникаций с клиентами. На базе SalesapCRM разработано более 20 готовых решений для малого бизнеса, в том числе для магазина, салона красоты, фитнес-клуба. Базовые функции доступны для команды из 3 пользователей.
Преимущества
- Простой и понятный интерфейс. Освоить функционал можно без инструкций и обучающих видеороликов.
- Создание автоматических цепочек для выполнения рутинных процессов.
- Автоматическое распределение входящих заявок по менеджерам.
- Гибкая настройка функционала по желанию пользователя.
- Сохранение истории изменений, внесенных сотрудниками.
Недостатки
- В базовой сборке нет расчета KPI, контроля над финансами, подключения мессенджеров и IP-телефонии.
- Отсутствие связи между хранилищем файлов и отправкой писем по email. Файлы из базы нельзя прикреплять к созданным письмам.
Zadarma
Система Zadarma разработана для автоматизации телефонных продаж. Программа подходит для бизнеса, основанного на частных переговорах с клиентами. Она поддерживает интеграцию с АТС Zadarma и настройку IP-телефонии. Бесплатный вариант подходит для отдела с любым числом работников.
Преимущества
- Современный интерфейс с наглядным отображением заданий на канбан-доске.
- Базовый тариф содержит полный набор функций для сбора и анализа данных о продажах.
- Удобные инструменты для создания целей и распределения ролей между работниками.
- Возможность совершать исходящие звонки из карточки покупателя. Автоматическая запись телефонных переговоров с добавлением файла в карточку.
- Пользователи получают доступ к виртуальным номерам для звонков в более 100 стран.
Недостатки
- При нестабильном подключении к интернету возникают сбои в работе телефонии.
Арника
Система «Арника» предназначена для автоматизации салона красоты. В ней можно учитывать выполненные процедуры, количество рабочих часов сотрудников, затраты расходных материалов. Она автоматически формирует отчеты по прибыли салона, среднему чеку и числу постоянных клиентов. Свободный доступ открывается для одного пользователя.
Преимущества
- Автоматическая рассылка SMS напоминаний людям, записанным в салон красоты.
- Составление рекомендаций по закупкам на основе расхода материалов.
- Организация сбора данных для ведения бухгалтерии.
- Оперативные ответы технической поддержки.
Недостатки
- В базовой платформе нет онлайн-записи клиентов, аналитики, расчета зарплаты мастеров, ограничения прав доступа.
- Завышенная стоимость SMS рассылки: от 2,5 руб. за один контакт.
Gincore
CRM Gincore разработана для автоматизации сервисных центров. Gincore поддерживает ведение складского учета и бухгалтерской отчетности. Он позволяет контролировать выполнение ремонта и управлять отношениями с клиентами. Базовая сборка Gincore доступна одному пользователю, в ней можно создавать до 30 записей за месяц.
Преимущества
- В базовой сборке доступно: управление воронкой продаж, журнал выполнения ремонта и учет рабочего времени мастеров.
- Автоматический расчет заработной платы мастеров и премии за выполнение плана.
- Подключение модуля «Склад» позволяет присваивать товарам уникальные номера, чтобы автоматизировать оприходование и списание позиций.
- Доступно подключение маркетинговой аналитики.
- Интеграция платформы с фискальными регистраторами.
- Подключение IP-телефонии для компании.
Недостатки
- Ограничение на 30 записей в месяц неудобно даже для маленького бизнеса.
Worksection
Система Worksection предназначена для управления заданиями в области digital-маркетинга и веб-разработка. Worksection позволяет организовать взаимодействие команды и контролировать выполнение дедлайнов. Базовая сборка отличается урезанным набором функций. Приложение доступна только для 5 пользователей.
Преимущества
- Удобный интерфейс для разработки структуры проекта. Возможность разделения цели на задачи и подзадачи, создание чек-листов для контроля за рабочим процессом.
- Автоматическая рассылка уведомлений ответственным за выполнение задач менеджерам. Рассылка уведомлений помогает соблюдать сроки выполнения заказов, созвонов и встреч с покупателями.
- Интуитивно понятный интерфейс и минималистичный дизайн личного кабинета.
Недостатки
- В базовом тарифе нет формирования отчетов, тайм-трекинга, создания чатов и интеграции с Google Календарем.
RetailCRM
Сервис RetailCRM разработан для автоматизации интернет-магазина. Он поддерживает обработку поступающих заявок, настройку сценариев для взаимодействия с клиентами, сбор статистики по действиям покупателей. В бесплатной версии можно выполнять до 300 сделок за один месяц. Это удобное решение для интернет-магазина с маленьким оборотом.
Преимущества
- Настройка сбора заявок, поступающих из разных источников: входящие звонки, контактная форма на сайте или в мобильном приложении.
- Функция распределения звонков между менеджерами отдела. Приоритет отдается тому менеджеру, который первый разговаривал с покупателем.
- Сохранение аудиозаписей переговоров в карточках.
- Поддержка многоканального взаимодействия с покупателями.
- Настройка автоматических триггеров формата «если…, то…» для выполнения рутинных действий.
- Отправка уведомлений для клиентов после оформления заказа, зачисления денег на счет, передачи отправления в отдел доставки и других операций.
- Выгрузка контактов покупателей в SendPulse для отправки почтовых рассылок.
Недостатки
- Для синхронизации с интернет-магазином требуется обращаться к разработчикам. Услуги по подключению базы и дополнительных модулей является платной.
- Базовая сборка не поддерживает синхронизацию каталога с 1С, работу в мессенджерах и социальных сетях.
Работа в CRM-системе повышает качество обслуживания клиентов и экономит время персонала. Внедрение CRM увеличивает прибыль маленького бизнеса. Начинать работу можно в бесплатной версии с ограниченным функционалом. По мере расширения бизнеса следует перейти на платный тариф и использовать максимум инструментов для автоматизации.