Прочитав статью, вы узнаете, кто такой руководитель проекта, в чем заключается суть и функции профессии, как можно получить востребованную специальность.
Задачи руководителя проекта
Руководитель управляет деятельностью команды, работающей над проектом. Он составляет план действий и контролирует его выполнение, пишет отчеты для клиента и вышестоящего начальства, решает возникающие проблемы и не допускает провала заданий из-за непредвиденных ситуаций.
Что входит в обязанности руководителя:
- формулировка целей нового проекта;
- проверка целей на реализуемость;
- утверждение сроков и требований с заказчиком;
- разбивка проекта на организационные этапы;
- составление проектной и технической документации;
- распределение ролей между участниками команды;
- организация хранения информации;
- контроль за деятельностью исполнителей;
- поддержание мотивации подчиненных;
- делегирование заданий контрагентам;
- поиск альтернатив на случай неудачи;
- оперативное решение возникающих проблем;
- предоставление отчетности для начальства.
Руководитель обрабатывает большой объем информации. Он занимается документами, проводит встречи и переговоры, анализирует достигнутые результаты и планирует дальнейшие действия по выполнению плана.
Профессиональные знания и навыки
Руководитель проекта — это человек, который владеет профессиональными компетенциями:
- проектный менеджмент;
- целеполагание;
- анализ массивов данных;
- распределение финансов;
- менеджмент организации;
- управление деловыми рисками;
- мотивация персонала.
Руководитель знает основные принципы, методы и инструменты управления проектами. Он умеет распределять доступные ресурсы и минимизировать риски, возникающие в процессе работы. Для соответствия занимаемой должности нужно разбираться в сфере деятельности компании и знать, какие законы и нормативно-правовые акты регламентируют эту область.
Личные качества профессионала
- Логическое мышление. Профессионал умеет увидеть полную картину происходящего. Он может составлять продуманные планы и предполагать, на каких этапах могут возникнуть проблемы. Его дальновидность помогает находить альтернативные пути выполнения задач и достижения целей.
- Уверенность. Хороший менеджер вдохновляет подчиненных и поддерживает их мотивацию, его сила воли и уверенность в успехе проекта становится примером для подражания.
- Инициативность. Для руководства проектами потребуется сильный характер. Менеджер должен уметь управлять коллективом, занимать активную жизненную позицию и владеть мастерством оратора.
- Стрессоустойчивость. Руководитель должен оставаться спокойным при возникновении проблем. Столкнувшись с проблемой, он не поддается эмоциям, а думает логически и находит пути выхода из трудной ситуации.
- Гибкое мышление. При управлении проектами вводные данные постоянно меняются. Менеджер умеет оценивать ситуацию и менять стратегию с учетом поступившей информации.
- Ответственность. Хороший руководитель готов отвечать за результаты командной работы. Он не ищет оправданий неудачам и не перекладывает вину на участников коллектива.
- Пунктуальность. Менеджер контролирует распределение времени и соблюдение сроков сдачи проекта. Он вовремя выполняет свои обязанности и учит этому сотрудников, являясь образцом пунктуальности.
- Эмпатия. Хороший руководитель понимает, что главным ресурсом являются люди. Он определяет эмоции подчиненных и знает их черты характера. Это позволяет находить подходящую мотивацию для сотрудников организации и решать конфликты, возникающие в команде.
Как научиться руководить проектами
Чтобы получить новую профессию, необходимо пройти обучение у компетентных преподавателей. Изучить область проектного менеджмента можно несколькими способами:
- Получить высшее образование по специальности проектно-ориентированного управления. Диплом вуза дает соискателю преимущество в поиске работы, но на освоение профессии придется потратить от 2 до 4 лет. Получить высшее образование можно бесплатно.
- Закончить курсы по проектному менеджменту. Этот вариант позволяет сэкономить время и войти в профессию за 6-12 месяцев. Для многих работодателей сертификаты, полученные на курсах, являются достаточным подтверждением квалификации соискателя. Недостатком этого варианта будет необходимость оплачивать курсы. Вложения в образование окупятся после трудоустройства.
- Освоить новую профессию самостоятельно. Это самый долгий и сложный вариант. Только человек с отличной самодисциплиной сможет освоить основы проектного менеджмента по книгам и лекциям. После изучения базовых знаний можно устроиться в организацию в роли стажера и накапливать опыт для повышения.
Для построения карьеры недостаточно иметь сертификат об образовании. Уровень квалификации отражает резюме и портфолио с завершенными проектами. Профессионалом можно стать не раньше, чем спустя 2-3 года после освоения специальности. Только на практике можно понять суть профессии и научиться справляться с нестандартными ситуациями.
В процессе обучения на курсах или в вузе нельзя накопить достаточно опыта, чтобы эффективно решать задачи любой сложности. В процессе теоретического обучения нельзя развить лидерское мышление, необходимое для руководства людьми.
Обучающие программы дают понимание сути профессии и направление дальнейшего развития.
Как определить эффективность работы
Эффективность руководителя можно выразить в цифрах. Для числовой оценки были разработаны следующие технологии:
- LeaderCase — методика быстрой проверки управленческих навыков, основанная на наборе ситуационных кейсов. Она позволяет оценить мотивацию человека, предпочитаемый стиль управления, желание и умение нести ответственность.
- LeaderChart — усовершенствованная методика LeaderCase. В программу добавлены кейсы на логический и эмоциональный интеллект, выявление основных черт личности.
- «Бизнес-Профиль» — инструмент для комплексного обзора психологического профиля. Он показывает особенности интеллекта, тип мотивации и управленческий потенциал.
- «Тест-Ассессмент» позволяет оценить функции руководителя и эффективность работы его команды. Методика включает психологическое тестирование и интервью по компетенциям.
Каждая технология оценки представляет собой тест с набором вопросов. За выбранный вариант ответа испытуемый получает определенное число баллов. После ответов на вопросы проводится подсчет суммы баллов по разным категориям.
Преимущества и недостатки профессии
Проектный руководитель постоянно повышает квалификацию. Для этой профессии нет предела в развитии, она не становится скучной. Бизнес-среда меняется, и появляются новые технологии по управлению проектами. Руководитель должен осваивать новые методы, чтобы повышать уровень заработка и соответствовать требованиям рынка труда.
Специалист пользуется профессиональными умениями вне офиса. Он умеет составлять планы и контролировать их выполнение, находить методы решения возникающих проблем. Эти привычки позволяют заниматься саморазвитием и контролировать свою жизнь при любых обстоятельствах.
С годами руководитель проекта накапливает множество социальных связей, учится распознавать настроение окружающих, производить хорошее впечатление и сглаживать конфликты. Успешный нетворкинг позволяет находить партнеров, контрагентов и участников команды, заводить друзей и становиться душой компании.
Недостатком профессии являются умственные и эмоциональные перегрузки. После рабочего дня профессионал чувствует усталость. Справиться с перегрузками помогает достаточное количество отдыха, освоение методов релаксации и снятия стресса.
Руководитель первым отвечает за проваленный проект или невыполнение заданий. Он принимает негатив от вышестоящего начальства и заказчика. Чтобы стать профессионалом, нужно учиться стрессоустойчивости и делать выводы из совершенных ошибок.
Проектный руководитель — это востребованная профессия с достойной оплатой. У руководителя проектов много задач, он отвечает за результаты работы коллектива. Освоить профессию можно на курсах проектного менеджмента. Получить умения и развить личные качества для карьерного роста, можно только с опытом.