Целеполагание — это факт осознанного выбора и постановки определенных целей с разработкой механизмов и поэтапного плана их достижения с учетом влияния внешних факторов. Считается, что процесс постановки точного желаемого результата выступает в качестве максимально положительной мотивации и стимула для совершения необходимых действий. Умение ставить и достигать цели помогает добиваться успехов в любой области, реализоваться в профессии, продвигаться по карьерной лестнице, исполнять мечты и закрывать потребности. Изучение методик создания идей к ним стоит начинать с изучения теории о том, что такое целеполагание и тренировки практических навыков, помогающих в достижении желаемого.
Сущность процесса целеполагания
Основная задача целеполагания — установка целей, делящихся на:
- Личные — достижения, влияющие на качество жизни, исполнение желаний и мечт;
- Рабочие — цели, обуславливающие профессиональный рост и реализацию, касающиеся проектов, трудоустройства в престижные компании, выхода на международный уровень, открытие собственного бизнеса, получение руководящих или творческих должностей.
В основе целеполагания лежит потребность — нужда человека в чем-либо. Разделить все желания человека можно, используя пирамиду Маслоу. В данной схематической таблице потребности разделяются на 7 уровней или групп:
- Базовые или физиологические — еда, вода, сон, отдых.
- Безопасность — чувство защиты, избавление от страхов.
- Принадлежность к социальной группе — любовь, семья, коллектив.
- Уважение — достижение успеха, признание в обществе, социальная значимость.
- Познавательные потребности — обучение, получение образования, чтение, освоение новых практических навыков и компетенций, развитие общего кругозора.
- Эстетика — творческая реализация, посещение культурно-массовых мероприятий.
- Самовыражение и самоактуализация.
Второй элемент, обеспечивающий процесс постановки и достижения целей — мотив или толчок к действию. Уровень мотивации определяет:
- Целеустремленность;
- Внимательность;
- Ответственность;
- Качество результата, выполненного без спешки и ошибок.
Третий элемент целеполагания — осознанность. Ключевые параметры данного фактора:
- Обдуманность выбора;
- Соответствие личных или коллективных целей внутренним мотивам;
- Влияние решения на жизнь с учетом планирования и прогнозирования действий.
В процессе достижения целей важно понимать, зачем ставить задачи и что конкретно делать, чтобы их выполнить.
Польза целеполагания
- Постановка глобальных целей в жизни. За повседневной рутиной и обыденностью общий взгляд на крупные желания и результаты размывается. Нет четкого понимания, как достигнуть цели, которую поставил. Использование методов и методик целеполагания помогает разбить путь на мелкие задачи, легкие в выполнении.
- Можно определить, для чего выполняется действие. Формируется понимание важности цели для жизни. Прогнозирование результатов существенно повышает мотивацию и помогает добиться намеченного.
- Создается система приоритетов. На первый план выходят максимально важные задачи, требующие немедленного выполнения. Распределение по этапам и мелким делам по уровню важности позволяет овладеть эффективным тайм-менеджментом и правильно планировать рабочий и бытовой график.
- Системность позволяет упорядочить жизнь, организацию бизнеса или производства. Действия приобретают смысл и алгоритм, повышается общая эффективность, гармоничность распределения ресурсов и КПД.
Методы целеполагания
Дерево целей
На листке бумаги рисуется образ ствола и кроны или схематические ответвления от главной линии. Цели распределяются по уровням важности и сложности достижения. На вершине обозначается наиболее глобальный и весомый результат. Мелкие шаги помогают ставить цель и быстрее достигать ее. Выполнение каждого шага служит стимулом к дальнейшему движению и повышает общую мотивацию.
Колесо баланса
Метод целеполагания, позволяющий оценить качество и удовлетворенность жизнью. Круговая диаграмма разделяется на одинаковые секторы с присвоением названий
- Здоровье;
- Отношения;
- Окружение;
- Духовность;
- Призвание;
- Обеспеченность;
- Яркость ощущений;
- Самосовершенствование.
Можно разделить круг на более мелкие и точные интервалы:
- Здоровье;
- Имидж;
- Психоэмоциональное состояние;
- Личная жизнь;
- Семья;
- Дружба;
- Общение;
- Свободное время;
- Хобби;
- Путешествия;
- Досуг;
- Дом;
- Карьера;
- Учеба;
- Финансы;
- Саморазвитие.
Каждый треугольник закрашивается отдельным цветом с учетом уровня личной удовлетворенности. После заполнения диаграммы наглядно видно превалирующие области, требующие внимания.
Цели по SMART
SMART — расшифровка конкретных характеристик отдельных целей:
- Specific — конкретная и точная;
- Measurable — измеримая;
- Achievable — достижимая и реалистичная;
- Relevant — согласованная с мотивами и осознанием;
- Timebound — ограниченная по времени.
Перед тем, как ставить цель, стоит определить параметры и проанализировать перспективность будущих действий, чтобы достичь того, что было поставлено в чек-лист.
Метод Брайана Трейси
Методика автора книг по тайм-менеджменту, предусматривающая составление списка из 10 целей на год. Пользователи записывают намеченное с позиции уже выполненного. Далее идет анализ значимости, позволяющий определить одну наиболее важную для человека цель. Она выносится на новый лист в качестве основной и прописывается поэтапный алгоритм, помогающий ее достигнуть.
Метод Г. Архангельского
Метод работает, когда мотивы не ясны, а цель определяется личным желанием индивидуума. Этапы:
- Выявление мета-целей;
- Подключение системы приоритетов;
- Определение сфер под влиянием целей и результатов действий;
- Конкретизация желаний;
- Определение соответствий намеченного с жизненными приоритетами;
- Разделение целей по уровням;
- Создание временного диапазона.
В итоге цели делятся на «мягкие» (пролонгированные) и «жесткие» (требующие выполнения в конкретные сроки).
Интеллект-карты
Командный мозговой штурм по конкретному проекту, расписанный на специальных таблицах.
Доска визуализаций
Наглядная презентация достигаемых уровней и конечного результата. Заполняется:
- Фотографиями;
- Графиками;
- Календарями;
- Символами;
- Цветным текстом.
Как повысить эффективность
Использовать записи
Способ ведения дневников в электронном или бумажном варианте помогает не забывать даты и время, контролировать выполнение целей, вычеркивать сделанные этапы.
Рекомендуется установить приложения в формате планеров:
- Todoist;
- Weeek;
- Outlook.com;
- Google Calendar;
- Microsoft To Do;
- ЛидерТаск;
- Things;
- Remember The Milk;
- Google Tasks;
- Any.do.
Отметки о выполненных делах визуализируют приближение к поставленной цели и повышают мотивацию.
Тренировать осознанность
Проживание «в моменте» и осознание каждого этапа жизни помогает четче определить собственные потребности и желания для определения целей. Сторонние и неважные проблемы в процессе осознания происходящего уходят на второй план и не мешают выполнению действий.
Для тренировки осознанности рекомендуется использовать ряд упражнений:
- Дыхательные практики;
- Сигналы-триггеры;
- Образ комнаты;
- Правило одного осознанного действия за день;
- Сознательное слушание;
- Три новые вещи по пути на работу;
- Оценка внутреннего состояния.
Техники тренировки осознанности значительно повышают качество и эффективность целеполагания.
Обращение к специалистам
Профессионалы помогут разобраться в личностных особенностях, дадут объективную оценку удовлетворенности, укажут на слабые стороны и недостаточность приоритетов по жизни.
Перечень специалистов, работающих с установлением целей:
- Психологи;
- Коучи;
- Бизнес-консультанты.
Работа экспертов организуется в различных форматах:
- Очные лекции;
- Онлайн-вебинары;
- Марафоны;
- Конференции;
- Частное консультирование.
Профессионалы используют методы, позволяющие определить цели, соответствующие личностным характеристикам и индивидуальным особенностям человека. В процессе беседы, тестирования или анкетирования открывается тип темперамента, психоэмоциональное состояние, уровень мотивации для пути к цели, факторы, мешающие идти вперед, триггеры, жизненный опыт и внутренние возможности людей.
Основные ошибки при постановке целей
- Приоритет тактических планов над стратегическими целями. Наглядный пример: желание увеличить доходы компании без учета необходимости изменения экономической ниши, качества продукции и оценки потребительского спроса.
- Формирование цели в негативном ключе. Важно решать не проблему, а причину ее появления. Пример: снизить количество опозданий подчиненных — неправильная цель, запуск развозки для подчиненных из отдаленных районов — правильная.
- Размытость и неясность цели. Формулировка желания должна быть максимально точной. Для грамотной постановки желаемого результата стоит изучить имеющуюся информацию и использовать аналитические прогнозы.
- Отсутствие делегирования полномочий согласно поставленным целям. Применяется в профессиональных областях. В ежедневных делах делегирование касается клининга, химчистки, поиска няни, повара, домработницы или охранника. В компании — должностные обязанности распределяются между штатными сотрудниками и фрилансерами.
- Цель не реалистична. Нарушается принцип SMART, появляются ощущение недостижимости и утрата мотивации. Пример: успеть сделать недельную норму за 10 минут.
Целеполагание — максимально эффективный организационный инструмент, применимый в быту и работе. Навык входит в число soft skills и повышает востребованность специалистов на рынке труда.