ESG — это концепция устойчивого развития бизнеса, основанная на заботе об экологии планеты и социальном благополучии. Исследуем, как изменение глобальных ценностей общества приводит к трансформации бизнеса и почему стоит внедрить ESG-модель в работу компании.
Роль ESG в современном бизнесе
Аббревиатура ESG расшифровывается как: Environment, Social, Governance. Названия ключевых принципов можно перевести как: экология, общество, руководство. Простыми словами, ESG — это ответственность компании перед сотрудниками и всеми жителями планеты, а также забота о будущих поколениях. По-русски это слово произносится как «ЭСЖ».
ESG-повестка — это реакция мирового сообщества на то, что многие корпорации не заботились о благополучии общества и экологии. Принципы ESG-менеджмента сформулировал Кофи Аннан. По его словам, бизнес должен придерживаться этих принципов для борьбы с глобальным потеплением и другими проблемами.
ESG-подход к управлению бизнесом стал популярным из-за влияния общества. Сейчас основная платежеспособная аудитория состоит из миллениалов (людей 30−40 лет). В число ценностей этого поколения входит социальная ответственность и забота о будущем.
По мнению миллениалов, компании должны решать экологические и социальные проблемы, а не создавать их. ESG-продукты — это товары или услуги компаний, которые соответствуют концепции устойчивого развития. По данным исследования Edelman, 71% покупателей готовы отказаться от продукта, если политика корпорации ставит прибыль выше общего блага. По данным НИУ ВШЭ, в России аналогичное решение принимают 40% покупателей. Поведенческие факторы приводят к тому, что корпорациям становится выгодно придерживаться устойчивого развития.
Компоненты ESG
ESG-концепция состоит из трех направлений:
- Environment — забота об экологии. Чтобы реализовать первый принцип, уменьшите вред окружающей среде. Самое простое, что можно сделать, это сдавать отходы на переработку и использовать биоразлагаемую упаковку. Можно отправлять пожертвования в организации по защите природы.
- Social — социальная ответственность. Улучшайте условия на рабочих местах и делайте больше, чем этого требует Трудовой кодекс. Будет хорошо, если вы сможете поддерживать гендерный баланс, нанимать сотрудников с ограниченными возможностями и участвовать в благотворительных проектах.
- Governance — управление. Предлагайте справедливую оплату труда с учетом ситуации в экономике. Сделайте схему расчета заработной платы прозрачной и понятной. Публикуйте отчетность о финансовых результатах компании и работе с акционерами. Поддерживайте здоровую психологическую обстановку в коллективе
Ключевые принципы ESG-инвестирования
ESG-рейтинг — это цифра, которая показывает, насколько хорошо компания соблюдает принципы устойчивого развития. Расчетом рейтингов занимаются агентства, например MSCI и Bloomberg. Они изучают достижения бизнеса в каждой из областей и оценивают их в цифрах. Методология оценки у каждого агентства своя, что создает дополнительные сложности. Рейтинги компании от разных агентств отличаются.
Банки учитывают ESG-рейтинг компаний, принимая решения о выдаче кредитов и страховании. В России оценку бизнеса по этому показателю внедрили 20% банков. Вице-президент «Тинькофф» Нери Толлардо заявил, что в будущем фонды остановят финансирование проектов, которые не соответствуют концепции
Плюсы и минусы ESG-стратегии
Плюсы | Минусы |
|
|
Примеры успешной реализации ESG в бизнесе
ESG-трансформация бизнеса — это перестройка ключевых процессов, чтобы внедрить принципы устойчивого развития. Рассказываем, как эту задачу решают популярные бренды.
Российская компания «Норникель» вкладывает деньги безопасность работников. Одно из направлений — это создание защитных экзоскелетов для работы в ситуациях высокого риска.
Компания Qiwi запустила образовательную платформу Qampus для сотрудников. На площадке есть много обучающих материалов для повышения квалификации и саморазвития.
Как внедрить ESG-инициативы на практике
- Поставьте краткосрочные и долгосрочные цели. Задачи должны быть реалистичными и ограниченными по времени. Результат работы должно быть возможно измерить. Например, завод может поставить цель: уменьшить объем вредных выбросов на 10% за год.
- Определите ESG-риски. Начинайте трансформацию с области, где риск максимальный. Например, строительные компании часто обвиняют в нарушении экологического баланса. Чтобы уменьшить риск, можно разрабатывать проекты ЖК с учетом рельефа и экосистемы, восстанавливать ущерб, нанесенный природе.
- Начинайте действовать. Постепенно реализуйте вашу стратегию трансформации бизнеса и контролируйте достижение целей.
- Вовлекайте сотрудников. Расскажите работникам, с чем связаны нововведения и почему бизнес должен быть ответственным. Нанимайте людей, которым близки ваши ценности.
- Получите ESG-рейтинг. В России расчетом рейтинга занимаются агентства «Эксперт РА», АКРА и НРА. Услуга сертификации платная.
- Сотрудничайте с другими ESG-компаниями. Чтобы создавать настоящие ESG-продукты, соблюдайте правила устойчивого развития на всех этапах: от заготовки сырья до доставки товаров в магазины.
- Поддерживайте коммуникацию с аудиторией. Рассказывайте, как вы улучшаете бизнес, как ваша работа влияет на благополучие общества, в каких экологических или социальных проектах вы участвуете.
Типичные ошибки и как их исправить
- Многозадачность. Не пытайтесь внедрить все элементы ESG-стратегии сразу. Многозадачность тормозит рабочие процессы и приводит к путанице. Лучше проводить изменения без спешки, шаг за шагом. Начать можно с простых действий. Например, установить на предприятии автоматы для сбора вторсырья. Или увеличить число мест для работников с ограниченными возможностями.
- Greenwashing (гринвошинг). Некоторые компании заявляют, что используют зеленые технологии, хотя это не так. На Западе гринвошинг — это серьезный риск для репутации бизнеса. Если обман раскрывается, происходит скандал. Не следует вводить покупателей и партнеров в заблуждение. Честно рассказывайте, как вы работаете и как проводите трансформацию бизнеса.
- Отсутствие ESG-комплаенс. Так называется контроль за соблюдением концепции устойчивого развития. Он повышает ESG-оценку и помогает избежать общественного осуждения, штрафов за нарушение закона и других рисков. Комплаенс-менеджеры анализируют деятельность компании и проверяют, насколько она соответствует ESG-модели. На основе отчетов руководство выбирает направления трансформации бизнеса.