Заполните форму и наш менеджер свяжется с вами
Маркетинг-микс: как 4P и другие модели формируют успешные стратегии продаж
30 сентября 2024

Маркетинг-микс: как 4P и другие модели формируют успешные стратегии продаж

Маркетинг-микс: как 4P и другие модели формируют успешные стратегии продаж

Содержание статьи

    Начать бесплатно

    Маркетинг-микс – это комбинация инструментов, используемых для продвижения продуктов на рынке, эффективного позиционирования бренда и удовлетворения потребностей целевой аудитории. В статье рассматриваем задачи концепции, основные модели и особенности внедрения в бизнес.

    Подберите программу обучения, узнайте проходной балл и начните учиться бесплатно

    Что такое маркетинг-микс и зачем он нужен

    Маркетинг-микс (комплекс маркетинга, Marketing Mix) – это план маркетинговой деятельности компании, состоящий из разных взаимосвязанных элементов. Комплексный подход необходим, чтобы учесть и проработать все факторы, влияющие на продвижение, такие как цена, качество, методы распространения и другие.

    Согласно концепции, можно сочетать любые компоненты для улучшения маркетинговой стратегии, но существуют и готовые модели. В 1960 году с целью упростить выбор инструментов продвижения профессор Эдмунд Джером Маккарти предложил классический подход – правило четырех П. Позднее, кроме него, появились 5P, 6Р, 7P, 12P, 4C, SIVA.

    Критерии выбора модели:

    • Особенности рынка
    • Специфика продукта
    • Уровень конкуренции
    • Жизненный цикл продукта
    • Приоритеты и ценности компании

    Задачи комплекса маркетинга в бизнесе:

    • Завоевать и удержать долю рынка.
    • Глубже понять целевую аудиторию.
    • Повысить конкурентоспособность компании, улучшить продукт.
    • Найти эффективные каналы продаж и увеличить прибыль.
    • Наиболее полно анализировать и совершенствовать деятельность фирмы.
    • Контролировать масштабирование бизнеса.

    Источник: ru.freepik.com

    Модель 4P

    Используется как базовый подход, который можно дополнить недостающими элементами.

    В модель входит:

    • Product (продукт). Включает действия по разработке, совершенствованию и обслуживанию товара или услуги. К примеру, создание дизайна, выбор упаковки, гарантия, кастомизация.
    • Price (цена). Мероприятия, связанные с денежной стратегией компании. Например, способы ценообразования, бонусная программа, займы.
    • Place (место). Иначе – пункты сбыта. Управление каналами дистрибуции – открытие филиалов, торговых сетей, расширение отдела продаж, создание интернет-магазина, совершенствование логистики, разработка складской политики.
    • Promotion (продвижение). Деятельность по информированию целевой аудитории о предложении бренда – PR, исходящий и входящий маркетинг, спонсорство.

    Советы по применению:

    • Определите, что такое продукт. Используйте кастдевы, опросы, чтобы изучить товар или услугу, отношение потребителей.
    • При ценообразовании учтите дополнительные затраты – на производство, доставку, рекламу.
    • Создайте простой процесс покупки. Помните об удобстве клиента.
    • Разработайте гипотезы для продвижения. Проведите тест и выберите наиболее успешные креативы, чтобы увеличить вложения.

    Модель 4П не охватывает все уровни и циклы взаимодействия бизнеса с потребителем. К примеру, не учитывает качество обслуживания, имидж компании. Поэтому в комплексе маркетинга появились другие модели, которые дополняют классическую.

    Модель 5P

    К стандартному набору элементов присоединяется новый – People (люди). Учитываются сотрудники, которые принимают участие в ходе сбыта и воздействуют на решение клиента. К ним относятся менеджеры по продажам, маркетологи, инфлюенсеры, то есть лидеры мнений, сами потребители.

    Проведите сегментацию клиентской базы по модели RFM. Это способ статистического анализа, который учитывает три критерия:

    • Recency. Число дней с последней покупки.
    • Frequency. Число покупок за конкретный период.
    • Monetary. Прибыль от продаж клиенту за выбранный период.

    Техника помогает классифицировать потребителей на активных и потерянных, лучших и худших. Чтобы определить критиков и сторонников продукта, изучите индекс лояльности – NPS (Net Promoter Score).

    Модель 6P

    Предложена маркетологом Филипом Котлером для компаний, которые реализуют продукт на международном рынке.

    К концепции 4 пи добавили два элемента:

    • Public Relations (связи с общественностью). Для успешности продвижения необходимо сформировать позитивный образ компании и получить общественное признание.
    • Politics (политика). Меры получения поддержки со стороны организаций, регулирующих рынок.

    Модель 7P

    Концепция 7 пи расширяет менее полную 5 пи двумя компонентами:

    • Process (процесс). Способ взаимодействия бренда с клиентами, обслуживание товара после продажи. Для усовершенствования применяют опросы, программы дополнительного обучения персонала, утверждают правила оказания услуг, автоматизируют процессы для ускорения коммуникации и устранения очередей в местах продаж.
    • Physical Evidence (физическое окружение). Доброжелательная обстановка в момент прохождения потребителя по воронке. Атмосфера и характер общения влияют на принятие решения и доверие компании.

    Часто применяется компаниями из сферы услуг и B2B, для которых характерен длительный процесс взаимодействия с покупателем.

    Подберите программу обучения, узнайте проходной балл и начните учиться бесплатно

    Модель 12P

    Конкретизирует маркетинговую стратегию, расширяя ее шестью факторами:

    • Public (общественность)
    • Packaging (упаковка)
    • Positioning (имидж)
    • Perception (восприятие)
    • Personal Selling (личные продажи)

    По надобности дополняют такими элементами, как психология, представление, методы продвижения, личные взаимоотношения и партнерство.

    Модель 4C

    Появилась в 1990 году как замена устаревшей модели 4P, в которой акцентируется внимание преимущественно на производстве и самом продукте. 4С предлагает сосредоточиться на потребителе.

    Включает 4 элемента:

    • Customer value. Предпочтения потребителей, желания и задачи.
    • Cost. Расходы клиентов.
    • Convenience. Степень удобства для покупателей.
    • Communication. Характер коммуникации.

    Модель SIVA

    Пришла на замену 4Р в 2005 году и сосредоточена на решении проблем потребителя, а не продукта.

    Состоит из 4 компонентов:

    • Solution (решение). Предполагает поиск оптимального способа удовлетворить желания клиента.
    • Information (информация). Сбор и изучение данных, которые влияют на решение о покупке. Например, что потребитель знает о товаре или услуге, какие ассоциации у него возникают, какие каналы коммуникации с брендом ему удобны.
    • Value (ценность). Важность предложения для клиента. Для оценки показателя компании проводят анализ конкурентов и аналогов.
    • Access (доступ). Каналы, по которым потребитель взаимодействует с продуктом – пункты продаж, онлайн-магазины.

    Лайфхаки, как эффективно использовать маркетинг-микс

    Пошаговая инструкция:

    1. Выберите элементы комплекса маркетинга, которые подходят бизнесу. Например, качество продукта, стоимость, точки продаж, информирование, общественность, имидж.
    2. Оцените текущие параметры компании. Проведите исследование, опросите потребителей, изучите аналитику.
    3. Поставьте цели по каждой метрике. Решите, каких показателей хотите добиться с помощью маркетинга-микс.
    4. Выберите меры для улучшения процессов. Определите мероприятия, которые необходимо провести для выполнения поставленных задач. Например, запустить таргетированную рекламу, открыть филиалы, сократить воронку продаж.
    5. Детализируйте цели. Укажите сроки, исполнителей, требуемые ресурсы. К примеру, для SEO-оптимизации сайта нужно нанять в команду маркетолога и копирайтера.
    6. Реализуйте обозначенные действия и оцените результаты. При необходимости скорректируйте план.

    Принципы, влияющие на результативность Marketing Mix:

    • Последовательность. Элементы выбранной модели должны согласовываться друг с другом. Позитивный имидж бренда при продвижении должен сопровождаться мягкими продажами и вежливым поведением менеджеров.
    • Взвешенность подхода. Учитывайте особенности рынка и его чувствительность к разным показателям. К примеру, если для потребителей важна скорость доставки, укажите ее при описании товара.
    • Адаптивность. План маркетинговой деятельности должен быть гибким. Составьте стратегию, в которую легко вносить изменения в зависимости от экономической ситуации внутри и вне компании.

    Источник: ru.freepik.com

    Типичные ошибки и как их исправить

    • Неправильное определение целевой аудитории и непонимание желаний потребителя. Ошибка существенно влияет на результаты при использовании модели 4С. Проведите маркетинговое исследование, чтобы избежать лишних трат на неэффективные инструменты.
    • Недостаточная координация элементов маркетинга-микс. Разработайте единый стратегический план, учитывающий все выбранные аспекты стратегии.
    • Отсутствие управления процессами и анализа. Необходим контроль маркетинга и соответствия показателей поставленным целям. Регулярно отслеживайте метрики и вносите изменения в план.

    Главное, что нужно знать

    1. Маркетинг-микс – это набор инструментов для продвижения продуктов на рынке, эффективного позиционирования бренда и удовлетворения потребностей целевой аудитории.
    2. Концепция предполагает выбор маркетинговых элементов в зависимости от особенностей бизнеса, рынка, уровня конкуренции, жизненного цикла продукта. Существуют готовые модели: 4P, 5P, 6Р, 7P, 12P, 4C, SIVA.
    3. Базовая модель 4P состоит из четырех элементов: продукт, цена, место, продвижение.
    4. Чтобы эффективно использовать marketing mix, нужно выбрать требуемые элементы, оценить текущие метрики, поставить цели для каждого показателя, определить меры для выполнения задач, детализировать их, осуществить и проанализировать результаты.

    Адреса поступления

    ЦФО
    г. Москва, Ленинградский пр-кт, д. 80, корпус Г
    Сокол
    +7 495 800–10–01 8 800 100–00–11
    Подберите программу обучения и начните учиться бесплатно
    Оставьте заявку, и мы откроем бесплатный доступ к вводной части обучения
    1 минута и 6 вопросов,
    чтобы узнать подходящую
    профессию
    Пройдите тест, чтобы узнать, на кого вам лучше учиться
    Начать бесплатно

    Подобрать программу и поступить

    Заполните форму и наш менеджер свяжется с вами
    Подберите программу обучения и начните учиться бесплатно
    Добро пожаловать
    Мы готовы ответить на Ваши вопросы
    WhatsAppTelegramПозвонить
    Уважаемый посетитель
    Если у вас есть вопрос, предложение или жалоба, пожалуйста, заполните короткую форму и изложите суть обращения в текстовом поле ниже. Мы обязательно с ним ознакомимся и в  30 - дневный срок ответим на указанный вами адрес электронной почты.
    30 дней
    * все поля обязательны для заполнения
    Jivo
    DMCA.com Protection Status