Подкаст — это обучающий или развлекательный контент в формате аудио, который опубликован в интернете. Вы можете записывать подкасты, чтобы привлечь целевую аудиторию и сделать ваш бренд узнаваемым. Рассказываем, что такое подкаст, как создавать и продвигать его и какие особенности жанра стоит учитывать.
Как работает подкаст
Подкаст — это формат разговорного шоу, который пришел на смену радиопередачам. В отличие от радио, подкаст можно включить в любой момент. Чтобы послушать шоу, не нужно настраивать частоты на радиоприемнике и ждать начала эфира. Слушать аудио можно на любом устройстве, у которого есть динамики и доступ в интернет.
Слово «подкаст» придумал журналист Бен Хаммерсли и рассказал аудитории, что это означает. Он объединил два английских слова: broadcasting (телерадиовещание) и iPod (плеер от Apple). Получилось слово podcasting — запись передач, которые будут слушать на iPod. Слово podcast он предложил использовать для названия аудиофайлов. Новые слова понравились слушателям и стали популярными.
Особенности формата:
- Ведущий. Чтобы ваши подкасты запоминались аудитории, у шоу должен быть постоянный ведущий. Харизма шоумена помогает продвигать канал. У подкастов может быть несколько ведущих, которые разговаривают друг с другом и общаются с гостями.
- Гость. Чтобы удерживать интерес аудитории, можно приглашать на каждый выпуск нового гостя. Благодаря его присутствию подкаст становится живой беседой, которую интересно слушать. В подкастах без приглашенных гостей ведущим сложнее удерживать внимание аудитории
- Сценарий. При записи подкастов для продвижения бизнеса следует работать по сценарию. Нужна цель, чтобы понимать, для чего записывается подкаст. Например, для знакомства с новой линейкой продуктов или для подтверждения экспертности компании. На основе цели пишется сценарий, который подводит слушателей к желаемым выводам.
- Продолжительность. Оптимальная длина коммерческого подкаста — около 30 минут. Некоторые блогеры публикуют более длинные аудиофайлы. Но чем дольше длится запись, тем больше слушателей теряют интерес и выключают подкаст.
Почему подкасты стали популярными
Разговорные шоу стали популярными, когда вошли в моду плееры iPod. Аудиоблоги существовали в интернете и раньше. Но формат подачи информации не пользовался спросом. Все изменилось в 2005 году, когда в iTunes Store появился новый раздел с подкастами. Благодаря этому обновлению много людей открыли новый формат контента. Пользователи iTunes Store смогли быстро находить подкасты про интересные для себя темы и узнавать новые факты.
Со временем культура прослушивания аудиоконтента вышла за пределы сообщества владельцев iPod. Сейчас большинство подкастов доступно пользователям любых компьютеров или ноутбуков, смартфонов и плееров. Скачок интереса к формату произошел в пандемию, когда люди искали новые способы, как развлечь себя во время локдауна.
Популярные темы подкастов:
- Новости и прогнозы
- Управление бизнесом
- Личная эффективность
- Спорт и фитнес
- Мода и красота
- Обзоры книг и фильмов
- Аудиоспектакли
- Домашнее хозяйство
- Воспитание детей
Актуальность формата связана с ускоренным ритмом жизни. У многих людей не хватает времени, чтобы смотреть видео или читать книги. Аудиофайлы можно слушать во время дороги на работу, ожидания в очереди, спортивной тренировки, уборки дома
На популярность формата повлиял и простой доступ к контенту. Чтобы послушать подкаст, не нужно ждать начала передачи или скачивать программы. Достаточно открыть сайт с подкастами и запустить выбранный файл.
Главные тренды в подкастинге:
- Профессионализм ведущих. Слушателям нужна полезная информация от экспертов.
- Прямые эфиры. Пользователям интересны онлайн-трансляции, когда они могут задавать вопросы ведущим.
- Коллаборации. Совместные эфиры нескольких подкастеров вызывают интерес аудитории и набирают много прослушиваний.
- Высокое качество звука. Пользователям интересен профессионально сделанный контент.
Какие бывают подкасты
Виды подкастов
- Аудиоподкасты — это классика жанра, что отражено в его названии. Напомним, что изначально podcast — это передача, записанная для iPod. Формат очень популярный, потому что аудио можно слушать, занимаясь любым делом: от вождения автомобиля до присмотра за детьми.
- Видеоподкаст — это формат контента, который появился позже. Он сохраняет все особенности жанра с одним отличием: пользователь видит спикеров и гостей шоу. Видеоподкасты создают для визуалов — людей, которые лучше воспринимают информацию через зрительные образы.
Жанры подкастов
- Интервью. На канале есть один или два постоянных ведущих. В записи участвуют приглашенные гости. В отличие от классических интервью в формате «вопрос-ответ», при записи подкастов гости свободно беседуют с ведущими. Общение происходит в формате непринужденного диалога.
- Диалог. На канале есть два или три ведущих. Они общаются друг с другом и обсуждают вопросы, интересные для слушателей. Можно делать подкасты с диалогами по сценарию или с беседами, которые проходят как импровизация.
- Монолог. На канале один ведущий, который читает лекции. Автор контента может быть блогером или экспертом в какой-то нише. Чтобы монологи не наскучили слушателям, важно уметь подавать материал и работать с голосом.
- Документальная хроника. Документальные подкасты основаны на реальных событиях. К этому жанру относятся обсуждения новостей, историческая хроника и расследование преступлений (true crime).
- Аудиоспектакль. Аналог радиоспектакля с чтением сценария по ролям. Читать роли персонажей может один человек или несколько актеров.
Платформы для размещения подкастов
- Apple Podcast. Приложение встроено во всю технику Apple. Чтобы загрузить аудиоподкаст, нужно добавить ссылку в личный кабинет и дождаться, пока она пройдет модерацию.
- Google Podcast. Приложение разработано для владельцев техники на Android. Вам понадобится Google-почта, чтобы зарегистрировать канал. Модерация контента занимает от 4 до 14 дней.
- SoundStream. Площадка интегрирована с AppStore и PlayMarket. Вы можете публиковать контент здесь, и он будет доступен пользователям любых устройств. На платформе есть удобная статистика по прослушиваниям.
- «Яндекс.Музыка». Один из самых популярных сервисов для прослушивания подкастов в России. Чтобы загрузить контент, нужно создать аккаунт, нажать кнопку «Разместить контент» и заполнить описание подкаста. Модерация новых файлов занимает до 48 часов.
- «Вконтакте». Загружать подкасты в одной из самых популярных соцсетей в России можно только в сообщества. Чтобы опубликовать контент, сначала создайте и заполните группу, к которой будет прикреплен альбом с файлами. Когда группа будет готова, загрузите файлы через приложение.
- Castbox. Популярный сайт с большой аудиторией слушателей. Чтобы публиковать контент, нужно зарегистрировать аккаунт. При создании канала можно задать категории для поиска по каталогу и ссылки на социальные сети. Чтобы загрузить контент, достаточно указать ссылку на файл.
Как подкасты продвигают бизнес
Вы можете создавать подкасты для продвижения любого бизнеса. В каждой сфере и направлении найдется, о чем рассказать слушателям. Но учитывайте особенности вашей целевой аудитории. По статистике Apple, большинство слушателей подкастов — это люди в возрасте от 18 до 34 лет.
Крупные компании создают подкасты как инструмент для управления имиджем. Канал привлекает аудиторию и формирует доверие к бренду. У представителей малого и среднего бизнеса часто нет времени, чтобы вести свой канал. Они могут покупать рекламу у известных подкастеров, выступая в качестве спонсоров.
Выгода подкастинга для бизнеса:
- Привлечение аудитории. Пользователи будут находить ваш канал по ключевым словам. На некоторых платформах есть возможность включать подкасты в тематические подборки.
- Сбор отзывов. Слушатели будут писать в комментариях мнения о продуктах и восприятии бренда.
- Повышение доверия к бренду. Представители компании и приглашенные спикеры могут рассказывать информацию, полезную слушателям. Эта стратегия придает компании статус эксперта и повышает лояльность аудитории.
- Развитие эмоциональной связи. Подкасты в виде диалога создают эффект присутствия. Это значит, что слушатель ощущает себя участником беседы, как будто он находится среди знакомых. За счет эффекта присутствия формируется привязанность к спикеру и бренду.
Примеры подкастов, созданных для продвижения бизнеса:
- «Город, в котором». Подкаст от сайта объявлений Avito состоит из двух сезонов. В первом сезоне ведущий рассказывает о нюансах оформления сделок купли-продажи. Второй сезон посвящен психологическим аспектам выбора недвижимости.
- «Деньги пришли». Подкаст «Альфа-Банка» посвящен вопросам финансовой грамотности. Эксперты рассказывали, как правильно копить деньги и разумно их тратить.
- «Жадный инвестор». Подкаст от банка «Тинькофф» запущен, чтобы научить слушателей инвестировать. Ведущие рассказывают про стратегии инвестиций, экономические новости и прогнозы.
Как создать подкаст с нуля
Создание контента не требует крупных вложений. Все, что нужно для подкастинга — это хороший микрофон и компьютер с программой для редактирования аудиофайлов. Чтобы записать первые подкасты, понадобится вложить от 15 000 до 100 000 рублей.
Пошаговая инструкция по созданию подкастов:
- Выберите концепцию канала и темы для первого сезона.
- Определите, как вести подкаст: в каком формате будут проходить разговоры, сколько будет ведущих, будут ли на канале приглашенные гости.
- Напишите сценарий первого выпуска. Даже если беседа будет проходить как импровизация, нужно задать ключевые моменты разговора.
- Запишите аудиофайлы. Чтобы получить отличное качество звука, для записи беседы лучше арендовать студию.
- Смонтируйте подкаст. В процессе монтажа нужно улучшить качество звука, удалить паузы и неудачные фразы.
- Создайте обложку для публикации канала на платформах.
- Опубликуйте готовый контент.
- Если у вас есть бюджет, закажите продвижение. На многих платформах можно заплатить за то, чтобы ваши подкасты включили в тематические подборки.
- При публикации контента заполните описание канала. Пользователи с первого взгляда должны понимать, о чем вы говорите. Привлекающая внимание обложка и описание с ключевыми словами увеличивают число прослушиваний.
- Поделитесь контентом в социальных сетях. Опубликуйте ссылку на прослушивание подкастов во всех группах, пабликах и каналах. Если у бизнеса есть сайт, можно публиковать контент и там.
- Распространяйте подкасты бесплатно. Инвестиции в создание аудиоконтента окупятся за счет привлечения новой аудитории. С помощью аудиоблога вы сделаете бренд более узнаваемым, что отразится на объеме продаж.
- Чтобы запустить канал, который станет популярным, вы можете обратиться к подкастеру — это такой человек, кто создает подкасты за деньги. Он может писать сценарии разговоров, выступать в роли ведущего, продюсировать шоу и монтировать аудиофайлы. Подкастеры умеют продвигать контент и работать с аудиторией.
- Бюджет на раскрутку можно вложить в коллаборацию с блогерами. Вы можете заказать рекламу канала у известных подкастеров или записать совместный выпуск. Для сотрудничества выбирайте блогеров, которые работают в смежных нишах.