Заполните форму и наш менеджер свяжется с вами
Целевая аудитория в маркетинге: что это и как найти своих клиентов
29 октября 2024

Целевая аудитория в маркетинге: что это и как найти своих клиентов

Целевая аудитория в маркетинге: что это и как найти своих клиентов

Содержание статьи

    Начать бесплатно

    Целевая аудитория простыми словамиэто часть потребителей, которая интересуется конкретным товаром или услугой. Определение целевой аудитории помогает создавать эффективные маркетинговые кампании и добиваться максимального воздействия рекламы. В статье рассказываем, как формируется образ потенциального покупателя, зачем разделять аудиторию на группы и как узнать целевую аудиторию продукта.

    Подберите программу обучения, узнайте проходной балл и начните учиться бесплатно

    Что такое целевая аудитория

    В мире маркетинга понимание своей целевой аудитории – это ключ к успеху. Запустить новый продукт, внедрить стратегию продвижения без четкого представления о потенциальном клиенте невозможно. Например, рекламировать лекарственные препараты среди детского контента неуместно.

    Целевой аудиторией называют группу людей, на которую направляется рекламное сообщение. Это та часть потребителей, которая с наибольшей вероятностью обратит внимание на торговое предложение и захочет купить товар или воспользоваться услугой. Группы формируются с учетом особых характеристик, схожих интересов и потребностей. Аудитория обладает хотя бы одним общим признаком. Например, местоположение, пол, сфера деятельности, возраст.

    Определение ЦА – первый и главный шаг, который в большей степени влияет на эффективность маркетинговой стратегии. Понимание конечного потребителя помогает выбрать правильные каналы распространения и сформировать убедительное рекламное сообщение.

    Зачем нужно знать свою ЦА

    Изучение целевой аудитории подразумевает процесс сбора и анализа информации о потребителях с целью понять потребности, предпочтения и мотивы. Знание ЦА помогает:

    • Понимать потребности и предпочтения клиентов. Сюда относят разделение по социально-демографическим признакам: возраст, пол, социальный статус, семейное положение, образование, уровень дохода.
    • Анализировать поведение и привычки потребителей. Это включает сбор данных о покупках, просмотрах веб-сайта, действий в социальных сетях и других формах поведения. Анализ помогает понять, как клиенты взаимодействуют с брендом и какие каналы коммуникации наиболее эффективны.
    • Разрабатывать эффективные стратегии продвижения. Глубинное исследование целевой аудитории помогает разработать комплекс мероприятий по продвижению продукта. Необходимо следить, чтобы предложение соответствовало потребностям потребителя. Продукт должен предлагать решение актуальных для клиента проблем.
    • Улучшить качество обслуживания. Компании внедряют программы лояльности, формируют персонализированные предложения и улучшают процессы обслуживания клиентов. Благодаря этим действиям организация демонстрирует заинтересованность в своих клиентах, тем самым повышает уровень их удовлетворенности, укрепляет отношения.

    Какие критерии её описывают

    Главные критерии, на которые следует обратить внимание при изучении целевой аудитории:

    • Пол
    • Возврат
    • Местоположение
    • Образование
    • Семейное положение
    • Род деятельности
    • Уровень дохода
    • Увлечения
    • Ценности
    • Покупательское поведение
    • Способы получения информации о продукте

    Какие виды бывают и чем они отличаются

    Типы целевой аудитории отличаются друг от друга по характеристикам и целям:

    • Основная целевая аудитория включает группу людей, на которую направлено основное маркетинговое усилие и которая представляет главный источник дохода для бизнеса. Это те люди, которые с наибольшей вероятностью купят товар или воспользуются услугой.
    • Косвенная относится к непрямым потребителем. Влияние на решение о покупке происходит опосредованно. Например, реклама игрушек для детей косвенно направлена на родителей, которые решают, что купить ребенку.
    • Широкая – большая группа людей с разнообразными характеристиками и интересами. Например, реклама продуктов первой необходимости направлена на широкую аудиторию всех возрастных групп и социальных слоев.
    • Узкая целевая аудитория включает небольшую группу покупателей с выраженными характеристиками. Например, реклама корма для собак направлена на владельцев питомцев.
    • B2B (Business-to-Business) относится к другим компаниям, организациям или предприятиям. Например, реклама офисного оборудования направлена на компании, которые закупают технику для своего бизнеса.
    • B2C (Business-to-Consumer) – категория частных лиц, которая состоит из конечных потребителей. Например, реклама мобильных телефонов адресована людям, которые используют смартфон в личных целях.
    • Потенциальная целевая аудитория – заинтересованные лица, которые в перспективе могут стать клиентами.
    • Ядро целевой аудитории – основные покупатели, которая регулярно приобретают продукцию производителя.

    Как определить целевую аудиторию

    Пошаговая инструкция, которая поможет найти ЦА:

    • Определите цели маркетинговой стратегии. Например, увеличить продажи или повысить узнаваемость бренда, привлечение новых клиентов.
    • Проведите анализ существующих клиентов. Соберите необходимую информацию. Изучите потребительский опыт.
    • Исследуйте целевую аудиторию конкурентов. Узнайте, какими каналами распространения пользуются идентичные организации.
    • Проанализируйте рынок. Изучите демографические данные. Например, численность населения, культурные особенности, тренды, которые преобладают в конкретной области. Понимание тенденций поможет выявить новые возможности для развития бизнеса.
    • Создайте портрет идеального клиента. Опишите демографические, психологические, поведенческие характеристике.
    • Проведите тестирование. Используйте разные площадки для распространения рекламы и оцените их эффективность.
    • Внесите коррективы. Если реклама не приносит желаемых результатов, измените подход и попробуйте другие каналы размещения.
    • Регулярно проводите мониторинг ца. Следите за изменениями рынка, поведением покупателей и вносите исправления в маркетинговую стратегию.

    Классический метод, с помощью которых определятся ца:

    “Метод 5W” представляет простой, но эффективный инструмент. Он помогает сформулировать четкие вопросы и получить конкретные ответы, которые помогут вам лучше понять свою целевую аудиторию. Он включает следующие элементы:

    • What (Что) – характеристики товара
    • Who (Кто) – описание потенциального покупателя
    • Why (Почему) – преимущества товара, мотивация к покупке, какие проблемы покупателей решает продукт
    • When (Когда) – при каких условиях потребитель готов совершить покупку
    • Where (Где) – места, где аудитория может заинтересоваться продуктом и приобрести его

    Подберите программу обучения, узнайте проходной балл и начните учиться бесплатно

    Как и зачем сегментировать ЦА

    Аудиторию сегментируют, чтобы объединить разные типы клиентов по группам. Маркетинговые стратегии приносят лучший результат, если они нацелены на конкретный сегмент покупателей. ЦА разделяют следующим признакам:

    • Демографический: возраст, пол, семейное положение
    • Социально-экономический: финансовое положение, тип занятости, потребности, уровень образования
    • Географический: фактическое местонахождение – город, район
    • Психографический: характер, социальный статус, ценности, хобби, образ жизни
    • Поведенческий: потребительское поведение – предпочтения, места, частота покупок.

    Что такое ABC-XYZ-анализ

    ABC-XYZ-анализ это методы, с помощью которых определяют значимость продукта и его стабильность на рынке. Использование подходов ABC и XYZ вместе помогают проекту эффективно распоряжаться ресурсами и прогнозировать спрос.

    ABC-анализ разделяет товары по степени их влияния на доход. С помощью метода бизнес концентрируется на товарах, которые приносят максимум прибыли. Инструмент дает понимание, какие позиции использовать нерентабельно.

    В соответствии с проведенным анализом товары подразделяют на следующие категории:

    • A-группа: товары с наибольшей долей прибыли (около 20% ассортимента, приносят 70-80% дохода)
    • B-группа: товары средней значимости (30% ассортимента, приносят 15-25% дохода)
    • C-группа: товары с наименьшей долей в прибыли (50% ассортимента, приносят 5-10% дохода)

    XYZ-анализ оценивает стабильность спроса и влияние внешних факторов. К ним относят: сезонность,новые тенденции. Для проведения анализа рассчитывают коэфициент вариативности продаж за конкретный промежуток времени.

    Товары делят на следующие группы:

    • X-группа: товары с наиболее стабильным и предсказуемым спросом
    • Y-группа: товары со средним уровнем предсказуемости, спрос на них меняется в зависимости от времени года или других факторов
    • Z-группа: товары с наибольшей неопределенностью трудно предсказать

    Комбинируя два подхода, компании получают точную картину, чтобы грамотно управлять ассортиментом и запасами.

    Как составить портрет целевой аудитории

    Портрет целевой аудитории – это подробное описание типичного представителя аудитории, на которого ориентирован продукт. Для составления портрета необходимо изучить информацию о потенциальном клиенте: его образ жизни, увлечения, окружение, вкусы.

    • Укажите пол, возраст, доход, географическое положение
    • Определите, какие проблемы волнуют аудиторию и как продукт поможет их решить
    • Уточните, какие мотивы влияют на решение покупателей
    • Работайте над созданием эмоциональной связи с клиентом

    Какие источники данных можно использовать

    Для определения ЦА используйте следующие источники:

    • Информация о клиентах, которая хранится в базе данных компании: возраст, пол, история покупок, местоположение
    • Информация на веб-сайтах: аналитика посещений сайта, профиль клиента, посещаемые страницы
    • Отчеты по продажам: сезонность, география продаж, статистика, которая показывает спрос на конкретный товар
    • Информация из поисковых систем: запросы покупателей, популярные темы

    Как протестировать гипотезы о ЦА

    В тестировании гипотез ЦА помогут:

    • Анкетирование
    • Глубинные интервью
    • Опросы
    • Статистика

    Типичные ошибки и как их исправить

    • Определять аудиторию на основе предположений и стереотипов. Проводите исследование и собирайте фактические данные о потенциальных клиентах. Используя методы опросов, фокус-групп, анализа данных.
    • Игнорировать изменениям рынка. Следите за новыми тенденциями, чтобы успеть адаптироваться к новым условиям.

    Главное, что нужно знать

    • Целевая аудитория – это группа лиц, которую объединяет интерес к товарам или услугам фирмы.
    • Для более точного определение ЦА собирайте информацию из разных источников. Анализируйте рынок, конкурентов, социальные сети, проводите опросы.
    • Аудитория сегментируется по следующим признакам: демографические, социально-экономические, географические, поведенческие, психографические.

    Адреса поступления

    ЦФО
    г. Москва, Ленинградский пр-кт, д. 80, корпус Г
    Сокол
    +7 495 800–10–01 8 800 100–00–11
    Подберите программу обучения, узнайте проходной балл и начните учиться бесплатно
    Оставьте заявку, и мы откроем бесплатный доступ к вводной части обучения
    1 минута и 6 вопросов,
    чтобы узнать подходящую
    профессию
    Пройдите тест, чтобы узнать, на кого вам лучше учиться
    Начать бесплатно

    Подобрать программу и поступить

    Заполните форму и наш менеджер свяжется с вами
    Подберите программу обучения и начните учиться бесплатно
    Добро пожаловать
    Мы готовы ответить на Ваши вопросы
    Позвонить
    Уважаемый посетитель
    Если у вас есть вопрос, предложение или жалоба, пожалуйста, заполните короткую форму и изложите суть обращения в текстовом поле ниже. Мы обязательно с ним ознакомимся и в  30 - дневный срок ответим на указанный вами адрес электронной почты.
    30 дней
    * все поля обязательны для заполнения
    Jivo
    DMCA.com Protection Status