Фирменный стиль (фирстиль) — это совокупность визуальных элементов, которые определяют идентичность бренда и выделяют его среди конкурентов. Помогает создать узнаваемый образ компании, укрепить доверие клиентов, сформировать положительную репутацию на рынке. В статье рассказываем, какие виды стилистики существуют, что в нее входит, как создать и избежать распространенных ошибок.
Что такое фирменный стиль
Простыми словами, фирменный, или корпоративный, стиль — это элемент айдентики компании, ее визуальная часть. Благодаря ему формируется узнаваемость бренда. Например, при упоминании Apple пользователи представляют надкушенное яблоко, Duracell ассоциируется с кроликом.
В основе стиля лежит логотип, товарный знак, корпоративные цвета, шрифты, эмблема, вымышленный персонаж и другие компоненты, которые используются для создания единого дизайна во всех продуктах бренда.
Зачем он нужен бизнесу
Функции:
- Повысить узнаваемость компании. Сочетание визуальных элементов выделяет фирму на фоне рекламного шума. Покупателю проще найти товар на полках магазинов или зрительно выделить пост любимой корпорации в соцсетях.
- Отличаться от конкурентов. Помогает отстраиваться от других игроков рынка.
- Повысить лояльность клиентов и гарантировать качество. Если бренд заслужил хорошую репутацию, то логотип станет ассоциироваться с надежностью. Например, потребитель отдаст предпочтение кофемашине популярной компании DeLonghi, чем другой менее известной фирмы.
- Воздействовать на эмоции. Правильно выбранный стиль побуждает потребителя к покупке.
- Сэкономить средства, время и силы. Дизайнерам нет надобности заново подбирать шрифты и цвета для каждой новой задачи. Готовые шаблоны и инструкции можно использовать в креативах.
- Объединяет сотрудников. Подчеркивает ценности, способствует сплоченности коллектива. Ощущение сопричастности к единой миссии положительно влияет на эмоциональный климат в команде.
Из чего он состоит
Основные элементы фирменного стиля:
- Логотип. Надпись, графический элемент или совокупность текста и визуала. Цель — сообщить главную идею бренда, создать эмоциональную связь между клиентом и компанией. Должен быть запоминающимся, непохожим на лого конкурентов, соответствующим рынку и времени.
- Товарный знак. Зарегистрирован в патентном бюро. Может дополнять логотип, быть похожим на него.
- Эмблема. Графический символ, который расширяет образ, метафорически раскрывает философию бренда.
- Цветовая палитра. Первые выводы о продукции потребитель делает спустя 1,5 минуты после знакомства. 60−90% мнения формируется в зависимости от цветов, которые создают образ компании, привлекают внимание. Нет четких правил о том, какие ассоциации рождают цвета. Но существуют стереотипы. Например, черный видится как траурный, серебристый — как технологичный. Чтобы верно подобрать оттенки, проведите маркетинговое исследование с опросом аудитории.
- Шрифт. Используется в рекламе, на сайте, раздаточных материалах. От того, как выглядит текст, зависит восприятие потребителя.
- Маскот. Вымышленный персонаж, который используется для очеловечивания бренда. Имитирует живое общение с потребителем. Например, СберКот рассказывает, как правильно зарабатывать, копить и тратить деньги.
- Геометрические формы, паттерны, текстуры. Дополнительные элементы визуализации, чтобы выделить компанию. Например, фоновый узор на документе, тактильно приятный тип картона на упаковке.
- Модульные сетки. Фиксируют расположение объектов. Необходимы для оформления полиграфической продукции, сайтов, приложений.
Элементы корпоративного стиля применяются на разных носителях. Среди них — визитки, канцтовары, мерч, упаковка продукта, униформа сотрудников, дизайн сайта, оформление соцсетей, email-рассылок, рекламные постеры, видео, баннеры.
Какие есть виды фирменного стиля
- Малый. Входят базовые атрибуты айдентики — лого, набор шрифтов, корпоративные цвета, макеты бланков, визиток, иногда сайт и приложение.
- Большой. Помимо компонентов малого стиля, содержит макеты ценников, световых панелей, текстур, иконок, веб-страниц.
- Дизайн-система. Предполагает объемный набор символики, инструкции по ее применению. Кроме цветов, шрифтов, графических форм содержит шаблоны элементов цифровых интерфейсов, фреймворки. Необходима для крупных компаний с обширной библиотекой. Помогает упорядочить данные, объединить работу разных дизайнеров, разработчиков, упростить создание визуала.
Чем он отличается от брендбука, гайдлайна, логобука и айдентики
- Брендбук — документ, в котором описаны миссия, ценности, позиционирование, подача продукта на рынке, стиль коммуникации, перспективы развития. Это руководство по применению символики и формированию единого образа.
- Гайдлайн — набор основных правил и рекомендаций по использованию фирменного стиля на разных носителях: на сайте, в рекламе, на упаковке. Необходим специалистам компании, подрядчикам. Содержит примеры допустимых и недопустимых дизайнерских решений.
- Логобук — список правил по использованию логотипа. В нем указаны размеры, фирменные цвета, фон, варианты применения в разных контекстах. Помогает сохранить узнаваемость.
- Айдентика — более широкое понятие, чем фирменный стиль. Включает также слоганы, образ, ценности, музыкальное сопровождение. Например, новогодний хит «Праздник к нам приходит» стал прямой ассоциацией с Coca-Cola. Айдентика компании H&М помогла сформировать образ экологичности и заботы об окружающей среде.
Какие плюсы и минусы
Плюсы | Минусы |
|
|
Какие есть инструменты для создания фирменного стиля
Полезные ресурсы для оформления:
- Figma. Графический редактор с макетами, шаблонами иконок, интерфейсов, рекламных баннеров.
- Adobe Photoshop. Помогает редактировать изображения и создавать сложные коллажи.
- Adobe Illustrator. Используется для векторной графики.
- Adobe InDesign. Предлагает макеты журналов, постеров.
Источники вдохновения и референсов:
- Pinterest. Подходит, чтобы создать мудборд.
- Брендбуки известных организаций. Используйте опыт крупных фирм, чтобы расширить насмотренность.
- Соцсети дизайнеров.
- Прогулки и наблюдательность.
Популярные онлайн-сервисы для разработки фирменного стиля:
- Logaster. Упрощает процесс создания. Автоматизированный генератор идей предлагает разные изображения по запросу.
- Turbologo. Позволяет создать логотип и целый бизнес-пакет — визитки, бланки, конверты.
- Logotizer. Помогает комбинировать несколько элементов, чтобы сформировать наилучший вариант лого.
Как создать фирменный стиль с нуля
Пошаговая инструкция:
- Проведите маркетинговое исследование. Определите, чем отличаетесь от продукта конкурентов, какие ценности транслирует бренд, какие перспективы развития в приоритете. Опросите потенциальных клиентов, проведите бриф с заказчиком.
- Придумайте метафоры с опорой на миссию компании. Например, экологичность можно показать через использование зеленых листьев.
- Определите, какие стилеобразующие элементы нужны компании — логотип, иконки для соцсетей, макеты веб-страниц.
- Подберите референсы. Составьте мудборд, чтобы отразить образы, которые должен передавать фирстиль.
- Обсудите с заказчиком. Это поможет на первых этапах проверить, верно ли понята концепция.
- Сделайте первый вариант корпоративного стиля.
- Узнайте мнение заказчика. Внесите правки.
- Утвердите. Передайте информацию сотрудникам, которые используют айдентику в работе.
- Подготовьте инструкцию по применению стилистики в дизайне разных материалов.
Примеры фирменного стиля российских брендов
- «Домик в деревне». Российский производитель молочной продукции сделал акцент на чувстве ностальгии, формировании приятных ассоциаций с жизнью за городом и отдыхом в гостях у бабушки.
- «Миф». Бренд стиральных порошков грамотно использовал маскот. Это Мойдодыр — рукомойник из сказки Корнея Чуковского.
- «Спортмастер». Магазин выбрал логотип с изображением гимнаста и емкий слоган, отражающий сущность компании — «Ни дня без спорта!».
- «Агуша». Российская марка детского питания создала удобную мягкую упаковку, чтобы кормить ребенка было легко.
Типичные ошибки и как их исправить
- Недостаточный анализ целевой аудитории. Чтобы создать успешный фирменный стиль, нужно определить черты потенциальных клиентов, их ценности, желания.
- Ошибочный выбор цветов. Важно учитывать не только эстетику палитры, но и ассоциации, которые она вызывает. Например, клинике психологической помощи не стоит использовать агрессивный красный цвет в логотипе.
- Копирование фирстиля известных конкурентов. Стремитесь создать уникальный образ, чтобы выделиться.
- Непонятный шрифт. Текст должен легко читаться. Не используйте в написании ажурные элементы. Это усложняет восприятие и мешает запомнить бренд.
Главное, что нужно знать
- Фирменный стиль компании — это элемент айдентики компании, ее визуальная часть. Главные задачи — повысить узнаваемость, отличаться от конкурентов, увеличить лояльность клиентов, воздействовать на эмоции, сэкономить средства, время и силы дизайнеров.
- Основные элементы: логотип, товарный знак, эмблема, цветовая палитра, шрифт, маскот, модульные сетки. Среди носителей — визитки, канцтовары, мерч, упаковка продукта, униформа сотрудников, дизайн сайта, оформление соцсетей, email-рассылок.
- Существует трех видов: малый, большой, дизайн-система.
- Чтобы создать, проведите маркетинговое исследование, придумайте метафоры с опорой на ценности компании, определите, какие визуальные составляющие нужны, подберите референсы, обсудите с заказчиком, сделайте первый вариант, внесите правки, разработайте инструкцию по применению стиля в дизайне разных материалов.
- Примеры успешного фирменного стиля среди российских брендов — «Домик в деревне», «Миф», «Спортмастер», «Агуша».