Заполните форму и наш менеджер свяжется с вами
Анализ рынка: что это и как его использовать для успеха бизнеса
14 октября 2024

Анализ рынка: что это и как его использовать для успеха бизнеса

Анализ рынка: что это и как его использовать для успеха бизнеса

Содержание статьи

    Начать бесплатно

    Анализ рынка – это систематический сбор, обработка и оценка информации о рынке, в котором находится компания. Инструменты исследования помогают определить потенциальные возможности и риски, понять конкурентную среду и выявить потребности аудитории. В статье рассказываем, из чего состоит анализ и как его сделать самостоятельно с нуля.

    Подберите программу обучения, узнайте проходной балл и начните учиться бесплатно

    Что такое анализ рынка

    Рынок – это система отношений между продавцом и покупателем, где спрос и предложение тесно взаимосвязаны. Цель анализа в маркетинге заключается в сборке и оценке показателей взаимодействия потребителя с производителем для стимулирования сбыта.

    Для бизнеса наиболее эффективно использовать комплексный подход. Главные задачи аналитика:

    • Исследовать структуры рынка,незанятые сегменты и ниши. Искать новые каналы продвижения.
    • Анализировать конкурентную среду. Оценивать ее сильные и слабые стороны.
    • Выявлять потребности потенциальных покупателей.
    • Определять спрос на продукцию.
    • Производить оценку стоимости товара.
    • Выявлять потенциальные угрозы.
    • Разработать стратегический план продаж.

    Кому и зачем он нужен

    Исследование рынка помогает бизнесу:

    • Принимать взвешенные решения, которые подкрепляются фактами
    • Подстраиваться под текущее состояние рынка
    • Строить эффективные маркетинговые стратегии

    Глубинный анализ экономит деньги на рекламу, помогает выбрать оптимальные каналы распространения. Аналитика востребована на каждом этапе жизненного цикла товара:

    • На стадии формирования идеи нужно понимать, насколько она состоятельна. Сначала определяют целевую аудиторию продукта, ее потребности и ожидания. Изучают конкурентов. Тестируют концепцию. Выявляют проблемные места и устраняют их до выхода на рынок.
    • На стадии производства собирают обратную связь от потребителей, производят оценку эффективности стратегий. Внедряют новые инструменты продвижения.
    • Рост компании предполагает поиск новой аудитории, каналов коммуникации на основе исследований.

    Чем он отличается от аудита

    Аудит продаж и анализ рынка объединяет общая цель – оба направления помогают бизнесу оценить ситуацию и выбрать оптимальное решение. Исследование рынка – более широкое понятие, которое рассматривает влияние внешних факторов. С его помощью формируют позиционирование товара, создают уникальное торговое предложение, находят универсальные способы продвижения.

    Аудит предполагает оценку эффективности отдела продаж. Он проверяет эффективность бизнес-процессов, выявляет проблемные места маркетинговых кампаний.

    Какие методы и виды анализа существуют

    Выбор инструмента для анализа зависит от целей исследования, специфики товаров, степени зрелости организации. Выделяют два вида изучения рынка:

    • Маркетинговые исследования. Маркетологи изучают конкретный сегмент. Он помогает узнать поведение покупателей, ценообразование, структуру, характерные черты рынка. Этот вид исследования подходит компаниям, которые уже занимают конкретную позицию и находятся в поиске новых способов продвижения с целью увеличить доход или повысить качество товара.
    • С помощью комплексной методики оценивают существующую конъюнктуру, разрабатывают рекламную стратегию, исследуют коммерческую деятельность внутри фирмы и сравнивают ее с конкурентами. Комплексный обзор подходит как начинающим проектам, так и зрелым компаниям, которые хотят наладить бизнес-процессы.

    Методы исследования рынка делятся на два типа:

    • Первичными называют данные, которые исследователь собирает с нуля и самостоятельно.
    • Вторичные опираются на уже имеющуюся информацию, которая взята из внешних и внутренних источников. Материал для исследования берется из авторитетных журналов, онлайн-публикаций, университетов, отчетов о прибыли и убытках фирмы, показателей продаж.

    Из чего он состоит

    К первичным исследованиям относят: качественные и количественные методы.

    Качественные направлены на изучение потребностей аудитории, мотивов, ожиданий. Они выявляют проблемы, которые связаны с пользовательским опытом и помогают найти оптимальное решение. Исследования проводят с помощью следующих методов:

    • Глубинное интервью – направлено на взаимодействие с целевой аудиторией. С его помощью определяют мотивацию потребителей, сомнения, отношение у продукции, желания.
    • Фокус-группа – группа людей, которая состоит из потенциальных потребителей. Исследование помогает собрать мнения аудитории на конкретную тему.
    • Наблюдение – способ мониторинга за выбранной группой лиц с целью изучить их действия в конкретных ситуациях.
    • Экспертное интервью – опрос лидера мнений на конкретную тему.

    Количественные методы предоставляют общую информацию о текущем положении компании. Этот способ помогает проанализировать большой объем данных, выявлять причинно-следственные связи. К количественным методам относят:

    • Телефонные опросы
    • Аудит товаров
    • Мониторинг цен
    • Эксперимент
    • Face to Face

    Подберите программу обучения, узнайте проходной балл и начните учиться бесплатно

    Как провести анализ рынка самостоятельно

    Пошаговое руководство, которое поможет самостоятельно провести анализ:

    • Изучение прямых и косвенных конкурентов. Оцените ассортимент и качество товара. Определите ценовую политику, чтобы установить оптимальную стоимость на собственную продукцию. Изучите стратегию продвижения и выбор каналов распространения.
    • Структурируйте полученную информацию. Используйте таблицы, графики, делайте майнд-карты.
    • Оцените потенциальные риски. Проведите SWOT-анализ, который поможет выявить сильные и слабые стороны бизнес-процессов. С помощью метода определяют динамику роста фирмы и выявляют вероятные угрозы.

    Где искать информацию для анализа

    Маркетинговый анализ – это комплексный процесс, который требует сбора информации из разных источников. Инструменты, которые помогут собрать необходимый материал:

    • Полевые исследования включают проведения опросов среди покупателей и других интересующих лиц. Сюда же входит проведение фокус-групп и глубинных интервью.
    • Аналитика сайта проводится, чтобы выявить количество посещений страниц, продолжительность сессий, просмотры блоков, входящие звонки. Например, Яндекс.Метрика предоставляет информацию о поведении посетителей сайта, поисковые запросы, которые приводят на веб-страницу.
    • Мониторинг социальных сетей помогает изучить сообщества и группы, которые похожи с отраслью фирмы. Анализ контента выявляет тренды, потребности целевой аудитории. Инструменты аналитики социальных сетей отслеживают упоминания бренда, анализируют тональность отзывы.

    Как оценить эффективность

    Критерии оценки проведенного анализа рынка:

    • Достижение запланированной цели
    • Качество результатов
    • Влияние исследования на бизнес-решения
    • Соотношение стоимости и эффективности исследования

    Для оценки эффективности используются метрики, которые включают:

    • ROI (Return on Investment) - коэффициент окупаемости инвестиций. Он демонстрирует доход от каждого вложенного рубля.
    • CRR (Customer Retention Rate) – показатель удержания клиентов. Он вычисляет эффективность маркетинговой кампании и других мер, которые отвечают за повышение лояльности пользователей.
    • CRM (Customer Relationship Management) – системы управления взаимоотношениями с потребителями. Программа автоматизирует бизнес-процессы и обеспечивает над ними контроль.
    • Бенчмаркинг – инструмент для оценки и сопоставления результатов. Он сравнивает показатели одной фирмы или продукта с идентичными компаниями или схожей продукцией.

    Типичные ошибки и как их исправить

    Анализ рынка представляет сложный процесс, который требует внимательности к деталям. Недостоверные факты приводят к неправильным выводам и негативно влияют на развитие бизнеса. К распространенным ошибкам относят:

    • Поверхностное изучение потребностей целевой аудитории приводит к неверному позиционированию продукта и неэффективным маркетинговым кампаниям. Тщательно анализируйте демографические, психологические, поведенческие аспекты. Проводите массовые опросы и фокус-группы, чтобы узнать мнение потенциальных потребителей.
    • Игнорирование информации о конкурентах приводит к отсутствию конкурентного преимущества. Товар рискует остаться незамеченным аудиторией. Изучайте товары, цены, стратегии продвижения и отзывы клиентов компаний, которые занимаются схожей деятельностью.
    • Не учитываются изменения на рынке. Следите за свежими трендами и технологиями, чтобы оставаться в курсе событий и не отставать от конкурентов.

    Главное, что нужно знать

    • Анализ рынка подразумевает исследование рыночных отношений между покупателем и продавцом. Он помогает оценить качество продукта, услуги и разработать оптимальные решения для бизнес-плана.
    • Исследование дает информацию о нише, конкурентах, рыночных условиях, целевой аудитории. Он исследует элементы, которые напрямую воздействуют на рост бизнеса.
    • Комплексный анализ раскрывает полную картину. Для получения объективной оценки используют несколько источников информации. Результат структурируют и визуализируют при помощи специальных программ.

    Адреса поступления

    ЦФО
    г. Москва, Ленинградский пр-кт, д. 80, корпус Г
    Сокол
    +7 495 800–10–01 8 800 100–00–11
    Подберите программу обучения и начните учиться бесплатно
    Оставьте заявку, и мы откроем бесплатный доступ к вводной части обучения
    1 минута и 6 вопросов,
    чтобы узнать подходящую
    профессию
    Пройдите тест, чтобы узнать, на кого вам лучше учиться
    Начать бесплатно

    Подобрать программу и поступить

    Заполните форму и наш менеджер свяжется с вами
    Подберите программу обучения и начните учиться бесплатно
    Добро пожаловать
    Мы готовы ответить на Ваши вопросы
    WhatsAppTelegramПозвонить
    Уважаемый посетитель
    Если у вас есть вопрос, предложение или жалоба, пожалуйста, заполните короткую форму и изложите суть обращения в текстовом поле ниже. Мы обязательно с ним ознакомимся и в  30 - дневный срок ответим на указанный вами адрес электронной почты.
    30 дней
    * все поля обязательны для заполнения
    Jivo
    DMCA.com Protection Status