Покупки товаров и услуг доступны в любой момент с помощью двух кликов в Интернете. В этом суть электронной коммерции. Она позволяет бизнесу расширить географию продаж, увеличить доступность продукта, снизить затраты на содержание магазинов и увеличить прибыль. В статье рассказываем, как создать бизнес в e-commerce, в чем плюсы и минусы, какие успешные кейсы существуют.
Что такое e-commerce
Простым языком, понятие «электронной коммерции» включает любые онлайн-сделки — покупки, продажи, денежные переводы, все торговые и финансовые транзакции, цепочки бизнес-процессов, которые происходят в Интернет-пространстве.
К рынку e-commerce относятся онлайн-магазины одежды, продуктов, мебели, бытовой техники, курьерские службы, международные и локальные маркетплейсы, сервисы продажи софта, такие как Google Play, App Store.
Почему он важен для интернет-продаж
Функции:
- Помогает крупной компании масштабироваться, малому и среднему бизнесу — запускаться. Начинающему предпринимателю проще запустить первую продукцию через маркетплейсы, чем открыть офлайн-магазин.
- Предлагает пользователю широкий ассортимент товаров в одном месте.
- Упрощают процесс покупки.
- Дает клиенту возможность сравнить цены.
- Позволяет бизнесу вести аналитику онлайн-торговли и применять полученные данные в маркетинге.
Как он работает
E-commerce работает за счет сочетания технологий и маркетинга. Покупатели просматривают каталоги товаров, читают отзывы, сравнивают цены и оформляют заказы, не выходя из дома. E-commerce использует различные платформы для создания интернет-магазинов, системы управления заказами, службы доставки.
Чтобы успешно конкурировать в e-commerce, бизнесу необходимо привлекать покупателей с помощью SEO-оптимизации, контекстной рекламы и SMM. Важно также обеспечить качественное обслуживание клиентов, быструю обработку заказов и недорогую транспортировку товаров. Ключ к успеху в электронной коммерции — создание удобного и интуитивно понятного интерфейса, предоставление широкого выбора продуктов, постоянное совершенствование процессов и реагирование на изменения в потребительских предпочтениях.
Принцип, по которому строится цифровая электронная торговля:
- Предприниматель создает сайт или приложение, помещает на платформу каталог услуг и товаров. Некоторые продавцы выставляют товары на маркетплейсе.
- При наличии сайта предприниматель подключает CRM-систему, чтобы принимать заказы онлайн и отслеживать объемы онлайн-продаж.
- Потребитель находит предложение, выбирает нужный товар или услугу.
- Заявка поступает на сервер.
- Менеджер обрабатывает запрос. Проверяет наличие на складе, подтверждает заявку. Специальные настройки позволяют сделать этот процесс автоматическим.
- Клиент оплачивает заказ с помощью карты. Банк обрабатывает транзакцию, одобряет или отклоняет ее.
- Если платеж прошел, заказ поступает в обработку.
- Потребитель получает смс-уведомление или письмо на электронную почту о сроках доставки.
- Товар отправляют на склад, затем — в пункт выдачи или на адрес клиента.
Какие виды e-commerce есть
В онлайн-коммерции продают разные виды товаров:
- Цифровые. Подписка на видеохостинг, музыку, покупка онлайн-обучения.
- Физические. Одежда, канцтовары, техника, мебель.
- Физические услуги. Такси, доставка, ремонт.
- Цифровые услуги. Онлайн-репетиторство, юридическое консультирование, предоставление облачного хранилища.
E-commerce различается в зависимости от конечного потребителя:
- B2B (бизнес для бизнеса). Это означает, что фирма предлагает товары или услуги для другой организации. Например, фабрика по производству одноразовой посуды продает пластиковые тарелки в кофейню.
- B2C (бизнес для потребителя). Компания предлагает продукцию напрямую клиенту. К примеру, магазин одежды.
- C2B (потребитель для бизнеса). Пример такой торговли — дизайнер-фрилансер продает услуги организациям через биржу.
- C2C (потребитель для потребителя). Обычные люди нанимают обычных людей через онлайн-сервисы. Например, ищут мастера по ремонту компьютеров.
- G2B (правительство для бизнеса). Государство создает приложение, в котором можно оплатить налог онлайн.
Как он развивается в России и мире
Доступ к электронной коммерции возможен с любого устройства. К апрелю 2022 года в мире насчитывалось пять миллиардов уникальных пользователей в Интернете. Чтобы завоевать их внимание, компании ищут новые маркетинговые инструменты. Среди главных причин, по которым потребители выбирают онлайн-покупки — бесплатная доставка, бонусы, возможность тщательно изучить отзывы, легкость возврата, быстрый процесс оформления и обработки заявки.
Китай стал лидером интернет-торговли. Следом идут США, Великобритания, Япония, Южная Корея. По данным Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ), объем рынка электронной коммерции в России в первом квартале 2024 года составил 1,9 триллиона рублей. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года этот показатель вырос на 39%. В стране действует нацпроект «Цифровая экономика», созданный для поддержки e-commerce и формирования устойчивой, безопасной технической инфраструктуры для передачи, обработки и хранения больших объемов данных.
Тренды e-commerce в 2024 году:
- PWA-приложения вместо нативных. Сложности с публикацией программного обеспечения в Play Market и AppStore привели к росту популярности PWA. Эти приложения открываются прямо в мобильном браузере и не требуют установки.
- CTM. Это собственная торговая марка, которая принадлежит розничной компании, маркетплейсу, оптовику или дистрибьютору. Такие бренды можно найти в «Ленте», «Пятерочке», «Магните». Это позволяет экономить на логистике и продвижении чужих продуктов.
- AR. Дополненная реальность используется в разных сферах: от игровой индустрии, мобильных технологий до медицины. В электронной коммерции она проявляется, например, в подборе товара. Пользователь может виртуально примерить одежду и сравнить несколько продуктов одновременно.
- Прямые продажи (Direct-to-Customer). Предприниматели ищут способы продвижения продуктов без посредников.
- Масштабирование маркетплейсов на рынке. Все больше воспринимаются пользователями как надежная платформа для покупок. Все функции собраны в одном месте — сравнение цен, изучение отзывов, отслеживание доставки.
Примеры успешных e-commerce проектов
- Amazon. Самый крупный e-commerce ритейлер в мире, предлагающий широкий ассортимент товаров и услуг.
- Alibaba. Китайская компания ориентируется на оптовую торговлю и создала платформы для B2C-продаж — AliExpress.
- eBay. Популярный сервис для аукционов и продажи товаров от частных лиц и предпринимателей.
- Wildberries. Крупнейший российский маркетплейс, специализирующийся на одежде, обуви и товарах для дома.
- Ozon. Известный ритейлер с товарами разных категорий.
- Booking.com. E-commerce платформа для бронирования отелей и апартаментов.
- Яндекс Маркет. B2C-маркетплейс, в котором насчитывается 18,2 миллионов активных покупателей.
Какие плюсы и минусы
Плюсы | Минусы |
|
|
Почему некоторые e-commerce компании прогорают
Причины:
- Неготовность инвестировать в развитие собственного сайта. Хороший хостинг, качественный дизайн, понятный интерфейс — залог больших продаж. Без этого сложно привлечь клиентов и подтолкнуть их к покупке.
- Неверно выстроенные логистические цепочки. Важно соблюдать правила хранения, температурный режим, график пересортировки, не допускать повреждения при доставке.
- Отсутствие SEO-оптимизации. Чтобы сайт появлялся в поисковой выдаче, важно писать экспертный контент, использовать ключевые слова, повышать цитируемость.
Как создать успешный бизнес в e-commerce
Пошаговая инструкция:
- Выберите продукт для продажи. Изучите целевую аудиторию, ее ценности и предпочтения.
- Найдите подходящую площадку с опорой на маркетинговое исследование. Изучите риски и возможности. Это могут быть социальные сети, мессенджеры, личный сайт, маркетплейсы.
- Выберите каналы для продвижения. Например, таргетинг, контекстная реклама, бартер с блогерами.
- Настройте принцип принятия и обработки заявок.
- Организуйте работу логистического отдела. Решите, как должна осуществляться доставка, возврат, урегулирование споров.
- Отслеживайте ключевые показатели бизнес-процессов, чтобы вовремя внести коррективы и избежать финансовых потерь.
Какие прогнозы на будущее
Векторы развития цифровых продаж:
- Омниканальная аналитика. Коллтрекинг и сквозная аналитика собирают данные о поведении пользователя в Интернете. На их основании можно сопоставить номер телефона и интересы человека, узнать, с каких площадок он чаще переходит в онлайн-магазины.
- Упрощение продвижения бренда. Существуют инструменты, которые помогают без специальных навыков привлекать новую аудиторию. Например, товарная кампания в Яндекс Директе.
Главное, что нужно знать
- E-commerce — это любые онлайн-сделки — покупки, продажи, денежные переводы, все торговые и финансовые транзакции, цепочки бизнес-процессов, которые происходят в Интернет-пространстве.
- К рынку e-commerce относятся онлайн-магазины одежды, продуктов, мебели, бытовой техники, курьерские службы, международные и локальные маркетплейсы, например, AliExpress, Amazon, сервисы продажи софта, такие как Google Play, App Store.
- Тренды e-commerce в 2024 году: PWA-приложения вместо нативных, собственная торговая марка, применение дополненной реальности, прямые продажи, масштабирование маркетплейсов.
- Некоторые e-commerce компании прогорают из-за неготовности инвестировать в развитие собственного сайта, неверно выстроенные логистические цепочки, отсутствие SEO-оптимизации.
- Чтобы создать успешный бизнес в электронной коммерции, выберите продукт для продажи, найдите подходящую площадку, изучите инструменты для продвижения, настройте принцип принятия и обработки заявок, решите логистические вопросы.