Приёмная комиссия 2024

Манипуляции в маркетинге и рекламе: как маркетологи выбирают за вас

Манипуляции в маркетинге и рекламе: как маркетологи выбирают за вас
Содержание

Маркетинговые манипуляции — это использование социально-психологических приемов, чтобы повлиять на поведение и выбор потребителя. В статье рассматриваем распространенные методы, этические границы, способы защиты от воздействия рекламы. Даем инструкцию, как вести этичный маркетинг.

Подберите программу обучения и начните учиться бесплатно

Оставьте заявку и мы откроем бесплатный доступ к вводной части обучения

Что такое маркетинговая манипуляция

Манипуляция в рекламе выражается в применении психологических тактик, которые влияют на эмоции, искажают восприятие пользователя и подталкивают его к необдуманной покупке. Помогают кратно увеличить продажи за короткий промежуток времени. Приводят к снижению доверия со стороны клиентов, которые чувствуют обман и несправедливость.

В основе манипуляций — социальная психология. Принцип строится на управлении мотивацией и потребностями людей по диаграмме американского ученого Абрахама Маслоу. Желания человека он разделяет на семь блоков: физиология, безопасность, социальность, общественный статус, творческие проявления, эстетика, духовность.

Распространенные практики воздействия:

  • Искусственный дефицит. Провоцируют страх упустить выгодное предложение и создают ощущение необходимости. Достигается ограничением во времени или объеме товара.
  • Манипуляция ценой. Прием, который использовала ИКЕА — поставить рядом с дешевым и дорогим товаром средний продукт. Он нужен не для продажи, а чтобы подсветить преимущества двух соседних. Предложение с низкой ценой кажется еще более выгодным, а высокая стоимость качественного товара воспринимается легче, так как несущественно превышает среднюю.
  • Эффект Грюна. Сложная планировка и эмоционально привлекательный интерьер магазинов, торговых центров заставляет потребителя забыть об изначальной цели визита. Это повышает риск импульсивных покупок.
  • Ощущение принадлежности к обществу. Человек склонен копировать поведение других людей — друзей, родственников, кумиров.
  • Метод повторения. В рекламе демонстрируется товар с разных ракурсов, многократно появляется логотип и название компании. Благодаря этому продукт уходит глубоко в подсознание потребителя и надолго остается в памяти.
  • Рифма. Метод кажется старомодным, но создает ощущение правдивости и точности.

Примеры манипуляций в дизайне:

  • Применение мелкого шрифта для важной информации. Затрудняет понимание. Потребитель может не заметить скрытые условия платежей, подписки, оферты.
  • Показ продукта от первого лица. Помогает клиенту представить себя в момент использования товара или получения услуги. Наглядность применения демонстрирует людям, какой результат их ожидает.
  • Визуальное воздействие. Сочетание черно-белых и ярких цветов. К примеру, для демонстрации «до и после».
  • Расположение объектов на сайте. Продукт лучше поставить в левой части экрана. Именно эту зону первоначально обрабатывает правое полушарие мозга, отвечающее за восприятие графической информации.

Какие есть этические границы в маркетинге

Принципы этичной рекламы:

  • Честность. Качество и характеристики продукта, описанные в объявлении, должны соответствовать действительности. Ложные представления о товаре или услуге нарушают права потребителей.
  • Прозрачность. Ограничения и дополнительные условия (возврат, гарантия, сборка, окончательная цена) необходимо обозначить перед покупкой. Информация должна быть представлена понятно и доступно.
  • Уважение к потребителю. Сохранение личных данных клиентов в тайне. Избегание навязчивости.
  • Социальная ответственность. Недопустимы рекламные компании запрещенных товаров и услуг, связанных с вредными привычками и девиантным поведением.

Источник: ru.freepik.com

Как понять, что вы перешли за границы

Основные признаки:

  • Применение агрессивных приемов. Воздействие на внутренние страхи и неосознанные желания потребителей.
  • Преувеличение возможностей продукта. Если функциональность товара, о которой заявляет бренд, не поддается научному обоснованию, речь идет о манипуляции. Пример нереалистичного предложения — курс изучения английского языка за 5 дней.
  • Иллюзия ограниченности. Например, ликвидация продукции со скидками, сезонные акции. Честное использование метода допустимо. Но часто производители искусственно поднимают цены до распродаж, чтобы создать эффект выгодности.
  • Наличие скрытых положений. Условия покупки и применения должны быть известны потребителю до заключения сделки.
  • Преобладание эмоциональности над объективными аргументами. Если реклама построена на ярких чувствах (восторга, вины, опасений) и не содержит достаточно фактической информации, это мешает клиенту принять рациональное решение.

Подберите программу обучения и начните учиться бесплатно

Оставьте заявку и мы откроем бесплатный доступ к вводной части обучения

Как вести этичный маркетинг

Пошаговая инструкция:

  1. Разработайте четкую корпоративную политику. Определите границы допустимого при взаимодействии с клиентами. Составьте единый документ со строгими правилами о честности рекламы, открытости информации, отказе от агрессивных продаж.
  2. Проводите регулярное обучение сотрудников основам этики. Анализируйте реальные сценарии, приводите примеры допустимого и недопустимого общения, обсуждайте последствия для репутации компании.
  3. Повысьте прозрачность процессов внутри воронки продаж. Внедрите СРМ-систему, чтобы отслеживать коммуникацию с клиентами, их лояльность и обратную связь. Это поможет защитить потребителя в конфликтной ситуации и выяснить, какие сотрудники пренебрегают нормами.
  4. Используйте аналитику маркетинговой кампании. Это поможет проконтролировать, чтобы реклама отображалась только заинтересованной целевой аудитории без навязчивости.
  5. Вносите изменения в стратегию. Маркетинг должен быть гибким и легко адаптироваться под новые общественные правила. Обращайте внимание на настроения клиентов, чтобы вовремя обновить этические стандарты.

Источник: ru.freepik.com

Как потребителю защититься от манипуляций

К манипуляциям склонны:

  • Люди с заниженной самооценкой. Непрерывно ищут общественное одобрение и подтверждения своей ценности.
  • Эмпаты. Готовы сопереживать и помогать каждому человеку.
  • Доверчивые люди. Не подвергают сомнению утверждения других, не оценивают чужие мотивы.
  • Люди в уязвимом эмоциональном состоянии. Те, кто недавно столкнулся с травмой, происшествием.

Методы защиты от агрессивного маркетинга:

  1. Развивать критический взгляд. Учитесь смотреть на вещи с разных сторон и видеть выгоды других людей.
  2. Изучать распространенные технологии манипуляций и принципы их работы. Осведомленность помогает снизить восприимчивость к психологическим приемам.
  3. Ограниченно использовать медиаресурсы. Сохраняйте баланс между реальной и виртуальной жизнью. Осознанное потребление цифровой информации поможет избежать бездумных решений.
  4. Научиться отличать рекламу от объективной информации. Рекомендации блогеров можно спутать с интеграцией. Часто такие вставки помечают как рекламные. Обращайте внимание на пометки мелким шрифтом.
  5. Устанавливайте границы в общении. Учитесь отделять мнение людей от собственных желаний и говорить прямо, если они перешли черту.
  6. Понимать себя. Задавайте вопросы об истинных целях покупки, причинах реакции на объявление. Это поможет рациональнее взглянуть на рекламу.

Главное, что нужно знать

  1. Маркетинговые манипуляции — это использование социально-психологических тактик, чтобы повлиять на выбор потребителя и подтолкнуть его к покупке.
  2. К распространенным методам относятся: создание искусственного дефицита, манипуляции ценой, эффект Грюна, стадное чувство, повторение однотипной информации, реклама с применением товара от первого лица, графические иллюзии.
  3. Принципы этичного маркетинга — честность, прозрачность, уважение к потребителю, социальная ответственность.
  4. К признакам манипулятивной рекламы относятся навязчивость, агрессивность, преувеличение свойств продукта, мнимая ограниченность, скрытые условия покупки.
  5. Чтобы вести этичный маркетинг, разработайте четкие корпоративные стандарты, обучите сотрудников новым принципам, обеспечьте прозрачность общения с клиентами с помощью СРМ-системы, используйте аналитику для управления рекламой, регулярно адаптируйте стратегию под изменения общественных норм.

Подберите программу обучения и начните учиться бесплатно

Оставьте заявку и мы откроем бесплатный доступ к вводной части обучения

alt

Всё для учебы доступно онлайн

Расписание, зачётку и домашние задания смотрите в приложении
Подберите программу обучения

ответьте на пять вопросов и узнайте, где будете учиться

Образование для карьеры
К каким профессиям вы более склонны?
ТехническимГуманитарнымТворческимМедицинским
Какой у вас уровень образования?
Без образованияШкола 9-11 классКолледжБакалавриатМагистратураАспирантура
Какой формат обучения вам подходит?
ОчноЗаочноОнлайнПо выходным дням
Интересует ли вас кредит на образование по ставке 3% в год?
ДаНет

Мы подобрали для вас программу обучения

Заполните форму, чтобы узнать больше о программе и наших предложениях

Подобрать программу и поступить

Политика конфиденциальности

Ваша конфиденциальность очень важна для нас. Мы хотим, чтобы Ваша работа в Интернет по возможности была максимально приятной и полезной, и Вы совершенно спокойно использовали широчайший спектр информации, инструментов и возможностей, которые предлагает Интернет. Персональные данные, собранные при регистрации (или в любое другое время) преимущественно используется для подготовки Продуктов или Услуг в соответствии с Вашими потребностями. Ваша информация не будет передана или продана третьим сторонам. Однако мы можем частично раскрывать личную информацию в особых случаях, описанных в данной Политике конфиденциальности.

Рамки Политики конфиденциальности

Настоящая Политика конфиденциальности (далее — «Политика») применяется к информации, полученной через данный сайт, иные сайты, виджеты и другие используемые интерактивные средства, на которых есть ссылка на данную Политику (далее — «Сайт») от пользователей Сайта (далее — «Пользователи»).

Нижеследующие правила описывают, как Университет «Синергия» обращается с любой информацией, относящейся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных) (далее — «Персональные данные»), для целей оказания услуг с использованием Сайта.

Пользователи включают в себя всех физических лиц, которые подключаются к Сайту и используют Сайт.

Пользователи прямо соглашаются на обработку своих Персональных данных, как это описано в настоящей Политике. Обработка означает любое действие (операцию) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с Персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), блокирование, удаление, уничтожение Персональных данных.

Настоящая Политика конфиденциальности вступает в силу с момента ее размещения на Сайте, если иное не предусмотрено новой редакцией Политики конфиденциальности.

Контролирующие и обрабатывающие лица

Пользователи соглашаются с тем, что:

  • Пользуясь Сайтом, и принимая условия использования, опубликованные на Сайте, пользователь заявляет о своем однозначном согласии с обработкой его Персональных данных способами, описанными в настоящей Политике.
  • Обработка Персональных данных Пользователей осуществляется Оператором персональных данных — Университет «Синергия» (ИНН: 7729152149, ОГРН: 1037700232558).

С какой целью собираются эти данные

Имя используется для обращения лично к вам, а ваш e-mail для отправки вам писем рассылок, новостей тренинга, полезных материалов, коммерческих предложений. Вы можете отказаться от получения писем рассылки и удалить из базы данных свои контактные данные в любой момент, кликнув на ссылку для отписки, присутствующую в каждом письме.

Сбор Персональных данных

При регистрации на Сайте Пользователи подтверждают свое согласие с условиями настоящей Политики и свое согласие на обработку своих Персональных данных в соответствии с условиями настоящей Политики, кроме того они соглашаются на обработку своих Персональных данных на серверах Университета «Синергия», расположенных на территории Российской Федерации.

Обработка Персональных данных осуществляется не дольше, чем этого требуют цели обработки Персональных данных, изложенные в настоящей Политике (за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации). Университет «Синергия» может обрабатывать следующие Персональные данные:

  • «Как к Вам обращаться» в форме обратной связи, в случае если посетитель указывает свои полные ФИО или только часть;
  • Электронный адрес;
  • Номер телефона;
  • Также на сайте происходит сбор и обработка обезличенных данных о посетителях (в т. ч. файлов «cookie») с помощью сервисов интернет-статистики (Яндекс Метрика и других).
  • Вышеперечисленные данные далее по тексту Политики объединены общим понятием Персональные данные.

Как эти данные используются

На сайте используются куки (Cookies) и данные о посетителях сервисов (Яндекс Метрика и других). При помощи этих данных собирается информация о действиях посетителей на сайте с целью улучшения его содержания, улучшения функциональных возможностей сайта и, как следствие, создания качественного контента и сервисов для посетителей. Вы можете в любой момент изменить настройки своего браузера так, чтобы браузер блокировал все файлы cookie или оповещал об отправке этих файлов. Учтите при этом, что некоторые функции и сервисы не смогут работать должным образом.

Как эти данные защищаются

Для защиты Вашей личной информации мы используем разнообразные административные, управленческие и технические меры безопасности. Наша Компания придерживается различных международных стандартов контроля, направленных на операции с личной информацией, которые включают определенные меры контроля по защите информации, собранной в Интернет. Наших сотрудников обучают понимать и выполнять эти меры контроля, они ознакомлены с нашим Уведомлением о конфиденциальности, нормами и инструкциями. Тем не менее, несмотря на то, что мы стремимся обезопасить Вашу личную информацию, Вы тоже должны принимать меры, чтобы защитить ее. Мы настоятельно рекомендуем Вам принимать все возможные меры предосторожности во время пребывания в Интернете. Организованные нами услуги и веб-сайты предусматривают меры по защите от утечки, несанкционированного использования и изменения информации, которую мы контролируем. Несмотря на то, что мы делаем все возможное, чтобы обеспечить целостность и безопасность своей сети и систем, мы не можем гарантировать, что наши меры безопасности предотвратят незаконный доступ к этой информации хакеров сторонних организаций.

В случае изменения данной политики конфиденциальности вы сможете прочитать об этих изменениях на этой странице или, в особых случаях, получить уведомление на свой e-mail.

Политика в отношении обработки персональных данных.pdf

В случае изменения данной политики конфиденциальности вы сможете прочитать об этих изменениях на этой странице или, в особых случаях, получить уведомление на свой e-mail.

Jivo

DMCA.com Protection Status