Заполните форму и наш менеджер свяжется с вами
Манипуляции в маркетинге и рекламе: как маркетологи выбирают за вас
07 октября 2024

Манипуляции в маркетинге и рекламе: как маркетологи выбирают за вас

Манипуляции в маркетинге и рекламе: как маркетологи выбирают за вас

Содержание статьи

    Начать бесплатно

    Маркетинговые манипуляции – это использование социально-психологических приемов, чтобы повлиять на поведение и выбор потребителя. В статье рассматриваем распространенные методы, этические границы, способы защиты от воздействия рекламы. Даем инструкцию, как вести этичный маркетинг.

    Подберите программу обучения, узнайте проходной балл и начните учиться бесплатно

    Что такое маркетинговая манипуляция

    Манипуляция в рекламе выражается в применении психологических тактик, которые влияют на эмоции, искажают восприятие пользователя и подталкивают его к необдуманной покупке. Помогают кратно увеличить продажи за короткий промежуток времени. Приводят к снижению доверия со стороны клиентов, которые чувствуют обман и несправедливость.

    В основе манипуляций – социальная психология. Принцип строится на управлении мотивацией и потребностями людей по диаграмме американского ученого Абрахама Маслоу. Желания человека он разделяет на семь блоков: физиология, безопасность, социальность, общественный статус, творческие проявления, эстетика, духовность.

    Распространенные практики воздействия:

    • Искусственный дефицит. Провоцируют страх упустить выгодное предложение и создают ощущение необходимости. Достигается ограничением во времени или объеме товара.
    • Манипуляция ценой. Прием, который использовала ИКЕА – поставить рядом с дешевым и дорогим товаром средний продукт. Он нужен не для продажи, а чтобы подсветить преимущества двух соседних. Предложение с низкой ценой кажется еще более выгодным, а высокая стоимость качественного товара воспринимается легче, так как несущественно превышает среднюю.
    • Эффект Грюна. Сложная планировка и эмоционально привлекательный интерьер магазинов, торговых центров заставляет потребителя забыть об изначальной цели визита. Это повышает риск импульсивных покупок.
    • Ощущение принадлежности к обществу. Человек склонен копировать поведение других людей – друзей, родственников, кумиров.
    • Метод повторения. В рекламе демонстрируется товар с разных ракурсов, многократно появляется логотип и название компании. Благодаря этому продукт уходит глубоко в подсознание потребителя и надолго остается в памяти.
    • Рифма. Метод кажется старомодным, но создает ощущение правдивости и точности.

    Примеры манипуляций в дизайне:

    • Применение мелкого шрифта для важной информации. Затрудняет понимание. Потребитель может не заметить скрытые условия платежей, подписки, оферты.
    • Показ продукта от первого лица. Помогает клиенту представить себя в момент использования товара или получения услуги. Наглядность применения демонстрирует людям, какой результат их ожидает.
    • Визуальное воздействие. Сочетание черно-белых и ярких цветов. К примеру, для демонстрации «до и после».
    • Расположение объектов на сайте. Продукт лучше поставить в левой части экрана. Именно эту зону первоначально обрабатывает правое полушарие мозга, отвечающее за восприятие графической информации.

    Какие есть этические границы в маркетинге

    Принципы этичной рекламы:

    • Честность. Качество и характеристики продукта, описанные в объявлении, должны соответствовать действительности. Ложные представления о товаре или услуге нарушают права потребителей.
    • Прозрачность. Ограничения и дополнительные условия (возврат, гарантия, сборка, окончательная цена) необходимо обозначить перед покупкой. Информация должна быть представлена понятно и доступно.
    • Уважение к потребителю. Сохранение личных данных клиентов в тайне. Избегание навязчивости.
    • Социальная ответственность. Недопустимы рекламные компании запрещенных товаров и услуг, связанных с вредными привычками и девиантным поведением.

    Источник: ru.freepik.com

    Как понять, что вы перешли за границы

    Основные признаки:

    • Применение агрессивных приемов. Воздействие на внутренние страхи и неосознанные желания потребителей.
    • Преувеличение возможностей продукта. Если функциональность товара, о которой заявляет бренд, не поддается научному обоснованию, речь идет о манипуляции. Пример нереалистичного предложения – курс изучения английского языка за 5 дней.
    • Иллюзия ограниченности. Например, ликвидация продукции со скидками, сезонные акции. Честное использование метода допустимо. Но часто производители искусственно поднимают цены до распродаж, чтобы создать эффект выгодности.
    • Наличие скрытых положений. Условия покупки и применения должны быть известны потребителю до заключения сделки.
    • Преобладание эмоциональности над объективными аргументами. Если реклама построена на ярких чувствах (восторга, вины, опасений) и не содержит достаточно фактической информации, это мешает клиенту принять рациональное решение.

    Подберите программу обучения, узнайте проходной балл и начните учиться бесплатно

    Как вести этичный маркетинг

    Пошаговая инструкция:

    1. Разработайте четкую корпоративную политику. Определите границы допустимого при взаимодействии с клиентами. Составьте единый документ со строгими правилами о честности рекламы, открытости информации, отказе от агрессивных продаж.
    2. Проводите регулярное обучение сотрудников основам этики. Анализируйте реальные сценарии, приводите примеры допустимого и недопустимого общения, обсуждайте последствия для репутации компании.
    3. Повысьте прозрачность процессов внутри воронки продаж. Внедрите СРМ-систему, чтобы отслеживать коммуникацию с клиентами, их лояльность и обратную связь. Это поможет защитить потребителя в конфликтной ситуации и выяснить, какие сотрудники пренебрегают нормами.
    4. Используйте аналитику маркетинговой кампании. Это поможет проконтролировать, чтобы реклама отображалась только заинтересованной целевой аудитории без навязчивости.
    5. Вносите изменения в стратегию. Маркетинг должен быть гибким и легко адаптироваться под новые общественные правила. Обращайте внимание на настроения клиентов, чтобы вовремя обновить этические стандарты.

    Источник: ru.freepik.com

    Как потребителю защититься от манипуляций

    К манипуляциям склонны:

    • Люди с заниженной самооценкой. Непрерывно ищут общественное одобрение и подтверждения своей ценности.
    • Эмпаты. Готовы сопереживать и помогать каждому человеку.
    • Доверчивые люди. Не подвергают сомнению утверждения других, не оценивают чужие мотивы.
    • Люди в уязвимом эмоциональном состоянии. Те, кто недавно столкнулся с травмой, происшествием.

    Методы защиты от агрессивного маркетинга:

    1. Развивать критический взгляд. Учитесь смотреть на вещи с разных сторон и видеть выгоды других людей.
    2. Изучать распространенные технологии манипуляций и принципы их работы. Осведомленность помогает снизить восприимчивость к психологическим приемам.
    3. Ограниченно использовать медиаресурсы. Сохраняйте баланс между реальной и виртуальной жизнью. Осознанное потребление цифровой информации поможет избежать бездумных решений.
    4. Научиться отличать рекламу от объективной информации. Рекомендации блогеров можно спутать с интеграцией. Часто такие вставки помечают как рекламные. Обращайте внимание на пометки мелким шрифтом.
    5. Устанавливайте границы в общении. Учитесь отделять мнение людей от собственных желаний и говорить прямо, если они перешли черту.
    6. Понимать себя. Задавайте вопросы об истинных целях покупки, причинах реакции на объявление. Это поможет рациональнее взглянуть на рекламу.

    Главное, что нужно знать

    1. Маркетинговые манипуляции – это использование социально-психологических тактик, чтобы повлиять на выбор потребителя и подтолкнуть его к покупке.
    2. К распространенным методам относятся: создание искусственного дефицита, манипуляции ценой, эффект Грюна, стадное чувство, повторение однотипной информации, реклама с применением товара от первого лица, графические иллюзии.
    3. Принципы этичного маркетинга – честность, прозрачность, уважение к потребителю, социальная ответственность.
    4. К признакам манипулятивной рекламы относятся навязчивость, агрессивность, преувеличение свойств продукта, мнимая ограниченность, скрытые условия покупки.
    5. Чтобы вести этичный маркетинг, разработайте четкие корпоративные стандарты, обучите сотрудников новым принципам, обеспечьте прозрачность общения с клиентами с помощью СРМ-системы, используйте аналитику для управления рекламой, регулярно адаптируйте стратегию под изменения общественных норм.

    Адреса поступления

    ЦФО
    г. Москва, Ленинградский пр-кт, д. 80, корпус Г
    Сокол
    +7 495 800–10–01 8 800 100–00–11
    Подберите программу обучения и начните учиться бесплатно
    Оставьте заявку, и мы откроем бесплатный доступ к вводной части обучения
    1 минута и 6 вопросов,
    чтобы узнать подходящую
    профессию
    Пройдите тест, чтобы узнать, на кого вам лучше учиться
    Начать бесплатно

    Подобрать программу и поступить

    Заполните форму и наш менеджер свяжется с вами
    Подберите программу обучения и начните учиться бесплатно
    Добро пожаловать
    Мы готовы ответить на Ваши вопросы
    WhatsAppTelegramПозвонить
    Уважаемый посетитель
    Если у вас есть вопрос, предложение или жалоба, пожалуйста, заполните короткую форму и изложите суть обращения в текстовом поле ниже. Мы обязательно с ним ознакомимся и в  30 - дневный срок ответим на указанный вами адрес электронной почты.
    30 дней
    * все поля обязательны для заполнения
    Jivo
    DMCA.com Protection Status