УТП в маркетинге — это ключевое преимущество продукта или услуги, которое выделяет его среди конкурентов и привлекает внимание целевой аудитории. Необходимо для создания сильного бренда и увеличения продаж, помогает потребителям понять, почему они должны выбрать конкретное предложение. В статье рассказываем, каких видов бывает, как составить, улучшить и приводим удачные примеры.
Что такое УТП
Уникальное торговое предложение (УТП) — это набор качеств, которые отличают ваш продукт от конкурентов и которыми руководствуется клиент, принимая решение. Бренды создают несколько УТП, опираясь на отдельные сегменты аудитории. Это не рекламный призыв к действию, а ценностное предложение, которое отвечает на два вопроса:
- Почему потребителю стоит приобрести товар или услугу?
- Почему потребитель должен отдать предпочтение конкретной компании?
УТП следует из позиционирования, которое охватывает более широкий спектр коммуникаций в маркетинге. Это стратегия, формирующая восприятие бренда в сознании потенциальных клиентов — образ, ассоциации, понимание основных свойств и пользу.
В отличие от оффера, которым называют ограниченное по времени коммерческое предложение — скидку, вещь из лимитированной коллекции, путевку, УТП — отличительная черта компании. Простыми словами, это постоянный инструмент, которым пользуются СММ-специалисты, чтобы подчеркнуть ценность предлагаемого товара или услуги.
Принципы:
- Индивидуальность. Стратегия должна быть уникальной, а не скопированной у конкурентов.
- Четкость. Размытое УТП не принесет результата. Важно обозначить конкретно, какую выгоду приносит бренд. Для этого используют цифры, отражающие эффективность продукта.
- Лаконичность. Изложение концепции должно быть кратким, чтобы с первых минут знакомства с компанией, потребитель сформировал образ.
- Простота. Важен понятный целевой аудитории посыл.
- Притягательность. Предложение нужно составить таким образом, чтобы зацепить потенциальных клиентов и показать им, что они нуждаются в продукте.
Источник: ru.freepik.com
Зачем и кому оно нужно
УТП составляют для интернет-магазинов, экспертов, наемных сотрудников, холдингов, сетевого бизнеса, районов и даже стран. Например, уникальным торговым предложением южного города может стать теплый климат, близость морского побережья, горы. Для блогера — это многолетний опыт путешествий, желание подсказать подписчикам красивые локации и бюджетные маршруты.
Концепция продукта — инструмент, который помогает компании подтолкнуть аудиторию к покупке и обойти конкурентов. Разработкой занимаются сммщики, маркетологи, копирайтеры и руководство организации.
Задачи:
- Привлечь внимание аудитории
- Выделиться среди конкурентов
- Повысить узнаваемость бренда
- Создать уникальный образ компании
- Заинтересовать новых потенциальных клиентов
- Стимулировать текущих клиентов к покупкам
- Увеличить объем продаж
- Повысить конверсию сайта
- Установить долгосрочные отношения с клиентами
Какие виды бывают
Два основных типа:
- Рациональные. Объясняют пользу товара с точки зрения логики — цена, качество, сервис.
- Эмоциональные. Опираются на чувства и ценности аудитории, стремясь вызвать отклик.
УТП разделяют по формулам построения. Продукт плюс:
- Выгода. Наиболее распространенная схема. Задача компании — продемонстрировать, какие потребности клиент закроет с помощью продукта. К примеру, «Избавьтесь от бессонницы с новыми ортопедическими подушками».
- Выгода плюс выгода. Предложение закрывает две задачи. «Уменьшите боль в шее и забудьте про бессонницу с подушками от SNOVA. SON».
- Закрытие боли и страхи через предлог «без». Например, «Установим кондиционер за 7000 рублей без доплат».
- Лимит. Подходит для консультирующих услуг от юриста, врача, бухгалтера. К примеру, «Бесплатная консультация только на этой неделе».
- Профессионализм. Подчеркивание опыта, навыков, авторитета — «Наш ресторан попал в ТОП-5 лучших заведений края, по версии журнала Forbes Russia».
- Сокращение затрат. Бренды показывают финансовую выгоду услуги. Например, «Управление отделом продаж на аутсорсе сократит ваши расходы от штатной команды на 60%".
- Предоставление гарантии. К примеру, «Если вы не трудоустроитесь после курса, мы вернем деньги».
- Целевая аудитория. Обозначение узкого сегмента клиентов. Например, «Фитнес-занятия для молодых мам».
Как определить целевую аудиторию
Формирование целевой аудитории — важный шаг в разработке маркетинговой стратегии и создания уникального торгового предложения.
- Исследуйте рынок. Проведите анализ тенденций, конкурентов и потенциальных клиентов. Используйте данные из разных источников — опросов, интервью, аналитики веб-сайта и социальных сетей.
- Сегментируйте аудиторию. Разделите на разделы по критериям — пол, место проживания, интересы, ценности.
- Определите боли. Выясните, какие потребности и проблемы есть у каждой группы. Это информация пригодится, чтобы персонализировать УТП под отдельные сегменты.
Как выявить уникальные преимущества вашего продукта
- Изучите нишу и конкурентов. Это поможет определить, чем продукт отличается от других.
- Проведите SWOT-анализ. Определите сильные и слабые стороны товара или услуги, оцените перспективы и угрозы, с которыми можно столкнуться на рынке.
- Опросите потенциальных потребителей, чтобы выяснить, что они ценят в продукте, какие проблемы хотели бы решить, какие характеристики считают важными.
- Проанализируйте обратную связь от существующих клиентов. Отзывы и комментарии помогут обратить внимание на преимущества, которые раньше казались незаметными.
- Переверните недостатки. Например, вместо «Мы отстаем от лидеров в рейтинге образовательных курсов» — «Мы вторые в нише, поэтому усиленно стараемся».
- Преподносите базовые свойства как особенные. Масло «Олейна» долго притягивало клиентов фразой «не содержит холестерина», хотя его и не может быть в растительном масле.
Как составить УТП
Пошаговая инструкция:
- Изучите целевую аудиторию. Определите потребности и проблемы потенциальных клиентов. Разделите на сегменты, чтобы сформировать отдельные УТП.
- Проанализируйте концепции конкурентов. Подумайте, как должен выглядеть образ фирмы, чтобы выделиться на фоне других игроков рынка.
- Напишите плюсы и минусы продукта. Решите, как это выделяет бренд среди аналогичных ему и чем может быть полезно.
- Составьте гипотезы. Для этого организуйте мозговой штурм.
- Протестируйте идеи. Внедрите ценностные предложения компании на сайт, листовки, в рекламу. Отследите эффективность и выберите наиболее подходящую концепцию.
- Сформулируйте финальное УТП в двух-трех предложениях.
По формуле маркетолога Джона Карлтона, УТП включает четыре компонента:
- Цепляющий заголовок. Отражает главное преимущество продукта.
- Описание. Конкретизирует особенности и решаемые проблемы.
- Приложение. Призыв к действию.
- Уникальность. Отличия от конкурентов.
Успешные примеры
Удачные кейсы известных брендов:
- «Яндекс Практикум» проводит курсы общего английского, которые на 70% состоят из разговорной практики.
- «Битрикс24» предлагает полный набор инструментов для бизнеса.
- «Самокат» быстрее конкурентов доставляет продукты.
- «Акуловка» предлагает свежие и экологически чистые продукты с небольшой фермы в северном Приладожье, которые можно заказать с доставкой на дом в Петербург и Москву.
- «ВкусВилл» специализируется только на натуральных продуктах с честным составом и внимательно выбирает поставщиков.
- Т-банк выпускает кредитную карту «Платинум» с балансом до 1 000 000 рублей и 4 месяца без процентов при погашении картой займов в других банках.
- Domino’s Pizza предлагает готовую свежую пиццу за 30 минут или бесплатно.
Как улучшить ваше УТП
- Составляйте товарное предложение на контрасте с существующими на рынке.
- Добавляйте цифры, чтобы показать конкретные результаты.
- Внедрите эмоциональный контекст, чтобы оживить образ бренда.
- Покажите миссию компании.
Источник: ru.freepik.com
Типичные ошибки и как их исправить
- Копирование чужого УТП вместо разработки собственного. Нужно выделиться среди конкурентных фирм. Для этого сфокусируйтесь на преимуществах, которых нет у других компаний.
- Несоответствие выгоды продукту. Например, «Купи машину и получи стикерпак в подарок».
- Обман. К примеру, «Подписывайся и заработай первый миллион уже через месяц».
- Шаблонные фразы, такие как «Мы лучшие в стране», «Предлагаем высокое качество».
- Прилагательные вместо доказательств. Без подкрепления фактами не пишите слова «качественный», «надежный», «удобный», «уникальный».
- Переизбыток текста. Используйте не более трех предложений.
- Фокус на компании, а не на клиенте. Вместо формулировки «мы можем» выбирайте «вас ждет» и расскажите, что получит потребитель.
Главное, что нужно знать
- Расшифровка УТП — уникальное торговое предложение. Это набор характеристик, отличающих продукт от конкурентов.
- Принципы: уникальность, простота, конкретность, лаконичность, привлекательность.
- Помогают привлечь внимание аудитории, выделиться среди конкурентов, повысить узнаваемость бренда, создать уникальный образ компании, заинтересовать новых потенциальных клиентов, увеличить объем продаж, повысить конверсию сайта.
- Для составления УТП изучите целевую аудиторию, проанализируйте концепции конкурентов, выпишите плюсы и минусы продукта, составьте гипотезы, протестируйте, сформулируйте финальное УТП в двух-трех предложениях.
- К типичным ошибкам относятся: копирование чужого УТП, несоответствие выгоды продукту, обман, шаблонные фразы, отсутствие фактов, переизбыток текста, фокус на компании, а не на клиенте.