Заполните форму и наш менеджер свяжется с вами
Что такое спам, какие виды бывают и как от него защититься
03 сентября 2024

Что такое спам, какие виды бывают и как от него защититься

Что такое спам, какие виды бывают и как от него защититься

Содержание статьи

    Начать бесплатно

    Спам – это нежелательные и массово рассылаемые сообщения, часто рекламного характера, которые засоряют почтовые ящики и другие коммуникационные каналы. Вредны тем, что отвлекают внимание, могут содержать вредоносные ссылки и программы. В материале рассказываем, что значит спам, каких видов бывает, как распознать и бороться с ним.

    Подберите программу обучения, узнайте проходной балл и начните учиться бесплатно

    Что такое спам

    Спам – это, простыми словами, массовая рассылка без согласия пользователей. Термин появился в 1993 году от английского SPAM. Расшифровывается как «spiced ham». В переводе означает «ветчина со специями». В 1930-е годы так называлась торговая марка американской компании Hormel Foods, выпускающей мясные консервы. В годы Второй мировой войны продукции изготовили слишком много. Пришлось найти способ продать товар раньше окончания срока годности. В 1970 году фирма запустила масштабную рекламную кампанию. Информация о консервах мелькала повсюду: на телевидении, радио, в листовках.

    Агрессивный маркетинг привел к потере лояльности и доверия аудитории, а словом «спам» стали называть навязчивые рассылки. Спамеры пытаются охватить максимальное количество аудитории. Методом обмана и манипуляций заставляют получателей открыть письма и кликнуть на небезопасные ссылки. Чтобы избежать ответственности, они скрывают адреса отправителя, фальсифицируют заголовки писем. Это затрудняет установление личности и назначение наказания судом.

    Законные рассылки требуют согласия от пользователя. Недобросовестные компании выбирают поспамить, чтобы не тратить средства и время на привлечение подписчиков легальным путем.

    По содержанию бывают два типа спама:

    • UCE. Расшифровка – unsolicited commercial e-mail (незапрашиваемое коммерческое письмо). Преследует цель прорекламировать товар или услугу с целью получения прибыли.
    • UBE. Unsolicited bulk e-mail (незапрашиваемое некоммерческое). Включает рассылки политического и благотворительного характера, фишинговые сообщения, «письма счастья» с призывом переслать знакомым.

    Иногда в спам-папку ошибочно попадают законные рассылки, которые пользователь получает по согласию от добросовестных компаний. Чтобы ситуация не повторялась регулярно, бизнесу важно выяснить и устранить причины. Иначе возрастает риск потери клиентов.

    Вред от спама:

    • Засоряет почтовый ящик ненужной информацией. Это усложняет поиск писем, связанных с работой и другими значимыми аспектами жизни.
    • Содержит вирусы. Попадание вредоносного ПО на компьютер или телефон может привести к поломке устройства.
    • Формирует беспорядок в онлайн-пространстве. Негативно влияет на продуктивность и работоспособность.
    • Создает угрозу потери денежных средств. Мошенники могут получить доступ к банковским картам.
    • Информирует о сомнительных продуктах – лекарствах без лицензии, БАДах.
    • Подрывает репутацию фирм-конкурентов. Рассылки от имени других компаний могут раздражать потенциальных клиентов и вредить бизнесу.
    • Втягивает в финансовые пирамиды и нечестные программы. Обещания бесплатных подарков и быстрого заработка часто побуждают пользователей кликать на ссылки и попадать в незаконные схемы.
    • Воруют личные и корпоративные данные с помощью хакерских DDoS-атак. Потерять можно любые сведения, содержащиеся на устройстве.

    Разновидности поиска баз контактов:

    • Парсинг. Автоматизированный сбор сведений из доступных в Интернете источников. Чтобы спамить, мошенники ищут номера телефонов, email-адреса, которые пользователь опубликовал на сайтах, в соцсетях.
    • Взламывание. Более сложный процесс, так как чаще крупные базы данных надежно защищены.
    • Утечки данных. В крупных организациях случаются непроизвольные сливы информации в открытый доступ. Известный пример – распространение деталей 50 миллионов заказов в «Яндекс.Еде».
    • Покупка готовых баз.
    • Генерация контактов из случайных наборов цифр и букв.

    Источник: ru.freepik.com

    Какие виды существуют

    Электронная почта

    Массовая рассылка email-писем может заспамить почту. Мошенники покупают или собирают самостоятельно базы адресов, на которые отправляют сообщения с коммерческими и некоммерческими предложениями.

    Мессенджеры и социальные сети

    Одна из часто используемых стратегий – взломать аккаунт и от его имени распространять мошеннические схемы. Риску подвержены пользователи VK, Telegram и других популярных платформ для общения.

    Форумы

    Объемные тексты с незаконным продвижением продукции в обсуждениях и рекламные сообщения, отправленные в личку, относятся к спаму. Встречаются в сообществах без жесткой модерации.

    Оставленные в групповых чатах ссылки иногда подходят под легальный линкбилдинг – увеличение числа обратных ссылок на сторонних ресурсах для поднятия рейтинга сайта. Спамом считаются мошеннические веб-страницы, которые похищают данные.

    Комментарии на сайте

    Спамеры публикуют коммерческие предложения на онлайн-ресурсах конкурентных компаний. Это помогает рекламировать товары, услуги и увеличивать тематический индекс цитирования (тИЦ).

    Каталоги и доски объявлений

    Это популярные площадки для публикации мошеннических схем. На «Авито» появляются объявления о продаже или вакансии. Во время переписки пользователя просят перевести деньги заранее, перейти по ссылке, чтобы договориться о собеседовании.

    SMS

    Спамеры приобретают базы сотовых номеров и высылают вредоносные сообщения.

    Телефонные звонки

    Самостоятельно или с помощью голосовых помощников хакеры нелегально продвигают товары и услуги.

    Почтовые ящики

    Старый метод листовок неприятен жителям многоквартирных домов. Чтобы повысить внимание и пользу, на флаерах помещают промокоды или персональные скидки с ограниченным сроком действия.

    Подберите программу обучения, узнайте проходной балл и начните учиться бесплатно

    Как его распознать

    Чтобы определить спам-сообщения, нужно знать, какими они бывают:

    1. Безопасные. Ведут к испорченному настроению и потере времени:
      • Продвижение легальных продуктов без разрешения пользователя.
      • Реклама запрещенных по закону товаров и услуг.
      • Письма против конкурентов с целью испортить репутацию.
      • Сбор баз данных через сообщения с просьбой переслать другу.
    2. Опасные. Наносят вред устройству, финансам, личным данным:
      • Фишинговые. Верстка напоминает фирменный стиль известной компании, банка, соцсети. Используются, чтобы получить персональные данные.
      • «Нигерийские». Содержат денежные обещания за небольшой взнос.
      • Вирусные ПО. Пользователь рискует поймать троян и предоставить хакерам удаленный доступ к устройству.

    Критерии распознавания спама:

    • Неожиданное письмо. Внезапное сообщение от неизвестного отправителя или компании может оказаться опасным.
    • Слишком выгодные условия. Обещания выигрыша, наследства, легких денег используются как приманка.
    • Неправильное написание текста. Грамматические и пунктуационные ошибки, опечатки, странные нелогичные формулировки характерны для писем от хакеров.
    • Ссылки на неизвестные сайты, вызывающие подозрение.
    • Запрос личной информации. Насторожитесь, если отправитель просит предоставить пароли, номера кредитных карт или другие конфиденциальные сведения.
    • Отсутствие персонализации. Обращение представлено общими фразами. Электронный адрес источника выглядит ненадежным. В случае с известными компаниями, хакеры используют похожие адреса, добавляют в них дополнительные символы, незаметные при первом взгляде.

    Как защитить себя от спама

    Пошаговая инструкция:

    1. Настройте фильтры для определения спамовых писем. Функция доступна в Яндексе. Система автоматически заблокирует нежелательные сообщения.
    2. Избегайте публикации контактных данных в открытых источниках. К примеру, на форумах или в соцсетях.
    3. Используйте отдельные адреса для разных целей. Создайте электронную почту для регистрации на сайтах, деловых переписок и личных целей.
    4. Выбирайте сложные пароли. Используйте специальные генераторы. Комбинируйте заглавные и строчные буквы, цифры и символы. Не применяйте один пароль для разных профилей.
    5. Не открывайте ссылки и вложения в письмах от неизвестных отправителей.
    6. Обновляйте антивирусное ПО. Для эффективной защиты убедитесь, что программа активно сканирует входящие сообщения.
    7. Используйте двухфакторную аутентификацию. Это защитит личные кабинеты от взлома.

    Какие еще есть способы борьбы со спамом

    Дополнительные методы борьбы:

    • Пишите жалобы. Проинформируйте Федеральную антимонопольную службу РФ о звонке от крупной организации. Сообщите о спаме тем платформам, на которых столкнулись с навязчивыми рассылками – соцсети, мессенджеры, почтовые провайдеры.
    • Блокируйте спамеров. Установите в настройках возможность получения сообщений исключительно от друзей.
    • Используйте определители номеров. Специальные сервисы мешают мошенникам спамить, предупреждают о нежелательных звонках и блокируют их.
    • Убирайте галочку в графе согласия на рассылки. Такую опцию часто предлагают при регистрации на сайте. Если случайно забыли сделать это, отмените подписку по ссылке в конце письма.

    Источник: ru.freepik.com

    Типичные ошибки и как их исправить

    • Открытие подозрительных писем и переход по ссылкам. Иногда сложно отличить фишинговые страницы и рассылки. Внимательно проверяйте адрес отправителя.
    • Ответ на спам. Это подтверждает активность email-адреса. Проигнорируйте письмо и удалите с почтового ящика.
    • Предоставление личной информации. Чтобы избежать кражи данных, не отправляйте персональные сведения пользователям, которые выглядят ненадежно.
    • Скачивание вложений из спам-сообщений. Приводит к заражению компьютера вредоносным ПО. Установите и регулярно обновляйте антивирус.

    Главное, что нужно знать

    1. Спам – это, простыми словами, массовая рассылка без согласия получателя и размещение вредоносных ссылок на веб-ресурсах.
    2. Рассылки распространяют через электронную почту, SMS, сайты, групповые чаты, социальные сети, мессенджеры, доски объявлений, комментарии.
    3. Спамом могут оказаться неожиданные письма от неизвестных отправителей, слишком выгодные предложения, сообщения с ошибками и опечатками.
    4. Для борьбы с нежелательными рассылками настройте фильтры определения спама в почтовом ящике, не публикуйте контактные данные в открытом доступе, используйте генераторы паролей, не открывайте ссылки и вложения в подозрительных письмах, обновляйте антивирусное ПО.

    Адреса поступления

    ЦФО
    г. Москва, Ленинградский пр-кт, д. 80, корпус Г
    Сокол
    +7 495 800–10–01 8 800 100–00–11
    Подберите программу обучения и начните учиться бесплатно
    Оставьте заявку, и мы откроем бесплатный доступ к вводной части обучения
    1 минута и 6 вопросов,
    чтобы узнать подходящую
    профессию
    Пройдите тест, чтобы узнать, на кого вам лучше учиться
    Начать бесплатно

    Подобрать программу и поступить

    Заполните форму и наш менеджер свяжется с вами
    Подберите программу обучения и начните учиться бесплатно
    Добро пожаловать
    Мы готовы ответить на Ваши вопросы
    WhatsAppTelegramПозвонить
    Уважаемый посетитель
    Если у вас есть вопрос, предложение или жалоба, пожалуйста, заполните короткую форму и изложите суть обращения в текстовом поле ниже. Мы обязательно с ним ознакомимся и в  30 - дневный срок ответим на указанный вами адрес электронной почты.
    30 дней
    * все поля обязательны для заполнения
    Jivo
    DMCA.com Protection Status