Спам — это нежелательные и массово рассылаемые сообщения, часто рекламного характера, которые засоряют почтовые ящики и другие коммуникационные каналы. Вредны тем, что отвлекают внимание, могут содержать вредоносные ссылки и программы. В материале рассказываем, что значит спам, каких видов бывает, как распознать и бороться с ним.
Что такое спам
Спам — это, простыми словами, массовая рассылка без согласия пользователей. Термин появился в 1993 году от английского SPAM. Расшифровывается как «spiced ham». В переводе означает «ветчина со специями». В 1930-е годы так называлась торговая марка американской компании Hormel Foods, выпускающей мясные консервы. В годы Второй мировой войны продукции изготовили слишком много. Пришлось найти способ продать товар раньше окончания срока годности. В 1970 году фирма запустила масштабную рекламную кампанию. Информация о консервах мелькала повсюду: на телевидении, радио, в листовках.
Агрессивный маркетинг привел к потере лояльности и доверия аудитории, а словом «спам» стали называть навязчивые рассылки. Спамеры пытаются охватить максимальное количество аудитории. Методом обмана и манипуляций заставляют получателей открыть письма и кликнуть на небезопасные ссылки. Чтобы избежать ответственности, они скрывают адреса отправителя, фальсифицируют заголовки писем. Это затрудняет установление личности и назначение наказания судом.
Законные рассылки требуют согласия от пользователя. Недобросовестные компании выбирают поспамить, чтобы не тратить средства и время на привлечение подписчиков легальным путем.
По содержанию бывают два типа спама:
- UCE. Расшифровка — unsolicited commercial e-mail (незапрашиваемое коммерческое письмо). Преследует цель прорекламировать товар или услугу с целью получения прибыли.
- UBE. Unsolicited bulk e-mail (незапрашиваемое некоммерческое). Включает рассылки политического и благотворительного характера, фишинговые сообщения, «письма счастья» с призывом переслать знакомым.
Иногда в спам-папку ошибочно попадают законные рассылки, которые пользователь получает по согласию от добросовестных компаний. Чтобы ситуация не повторялась регулярно, бизнесу важно выяснить и устранить причины. Иначе возрастает риск потери клиентов.
Вред от спама:
- Засоряет почтовый ящик ненужной информацией. Это усложняет поиск писем, связанных с работой и другими значимыми аспектами жизни.
- Содержит вирусы. Попадание вредоносного ПО на компьютер или телефон может привести к поломке устройства.
- Формирует беспорядок в онлайн-пространстве. Негативно влияет на продуктивность и работоспособность.
- Создает угрозу потери денежных средств. Мошенники могут получить доступ к банковским картам.
- Информирует о сомнительных продуктах — лекарствах без лицензии, БАДах.
- Подрывает репутацию фирм-конкурентов. Рассылки от имени других компаний могут раздражать потенциальных клиентов и вредить бизнесу.
- Втягивает в финансовые пирамиды и нечестные программы. Обещания бесплатных подарков и быстрого заработка часто побуждают пользователей кликать на ссылки и попадать в незаконные схемы.
- Воруют личные и корпоративные данные с помощью хакерских DDoS-атак. Потерять можно любые сведения, содержащиеся на устройстве.
Разновидности поиска баз контактов:
- Парсинг. Автоматизированный сбор сведений из доступных в Интернете источников. Чтобы спамить, мошенники ищут номера телефонов, email-адреса, которые пользователь опубликовал на сайтах, в соцсетях.
- Взламывание. Более сложный процесс, так как чаще крупные базы данных надежно защищены.
- Утечки данных. В крупных организациях случаются непроизвольные сливы информации в открытый доступ. Известный пример — распространение деталей 50 миллионов заказов в «Яндекс.Еде».
- Покупка готовых баз.
- Генерация контактов из случайных наборов цифр и букв.
Источник: ru.freepik.com
Какие виды существуют
Электронная почта
Массовая рассылка email-писем может заспамить почту. Мошенники покупают или собирают самостоятельно базы адресов, на которые отправляют сообщения с коммерческими и некоммерческими предложениями.
Мессенджеры и социальные сети
Одна из часто используемых стратегий — взломать аккаунт и от его имени распространять мошеннические схемы. Риску подвержены пользователи VK, Telegram и других популярных платформ для общения.
Форумы
Объемные тексты с незаконным продвижением продукции в обсуждениях и рекламные сообщения, отправленные в личку, относятся к спаму. Встречаются в сообществах без жесткой модерации.
Оставленные в групповых чатах ссылки иногда подходят под легальный линкбилдинг — увеличение числа обратных ссылок на сторонних ресурсах для поднятия рейтинга сайта. Спамом считаются мошеннические веб-страницы, которые похищают данные.
Комментарии на сайте
Спамеры публикуют коммерческие предложения на онлайн-ресурсах конкурентных компаний. Это помогает рекламировать товары, услуги и увеличивать тематический индекс цитирования (тИЦ).
Каталоги и доски объявлений
Это популярные площадки для публикации мошеннических схем. На «Авито» появляются объявления о продаже или вакансии. Во время переписки пользователя просят перевести деньги заранее, перейти по ссылке, чтобы договориться о собеседовании.
SMS
Спамеры приобретают базы сотовых номеров и высылают вредоносные сообщения.
Телефонные звонки
Самостоятельно или с помощью голосовых помощников хакеры нелегально продвигают товары и услуги.
Почтовые ящики
Старый метод листовок неприятен жителям многоквартирных домов. Чтобы повысить внимание и пользу, на флаерах помещают промокоды или персональные скидки с ограниченным сроком действия.
Как его распознать
Чтобы определить спам-сообщения, нужно знать, какими они бывают:
- Безопасные. Ведут к испорченному настроению и потере времени:
- Продвижение легальных продуктов без разрешения пользователя.
- Реклама запрещенных по закону товаров и услуг.
- Письма против конкурентов с целью испортить репутацию.
- Сбор баз данных через сообщения с просьбой переслать другу.
- Опасные. Наносят вред устройству, финансам, личным данным:
- Фишинговые. Верстка напоминает фирменный стиль известной компании, банка, соцсети. Используются, чтобы получить персональные данные.
- «Нигерийские». Содержат денежные обещания за небольшой взнос.
- Вирусные ПО. Пользователь рискует поймать троян и предоставить хакерам удаленный доступ к устройству.
Критерии распознавания спама:
- Неожиданное письмо. Внезапное сообщение от неизвестного отправителя или компании может оказаться опасным.
- Слишком выгодные условия. Обещания выигрыша, наследства, легких денег используются как приманка.
- Неправильное написание текста. Грамматические и пунктуационные ошибки, опечатки, странные нелогичные формулировки характерны для писем от хакеров.
- Ссылки на неизвестные сайты, вызывающие подозрение.
- Запрос личной информации. Насторожитесь, если отправитель просит предоставить пароли, номера кредитных карт или другие конфиденциальные сведения.
- Отсутствие персонализации. Обращение представлено общими фразами. Электронный адрес источника выглядит ненадежным. В случае с известными компаниями, хакеры используют похожие адреса, добавляют в них дополнительные символы, незаметные при первом взгляде.
Как защитить себя от спама
Пошаговая инструкция:
- Настройте фильтры для определения спамовых писем. Функция доступна в Яндексе. Система автоматически заблокирует нежелательные сообщения.
- Избегайте публикации контактных данных в открытых источниках. К примеру, на форумах или в соцсетях.
- Используйте отдельные адреса для разных целей. Создайте электронную почту для регистрации на сайтах, деловых переписок и личных целей.
- Выбирайте сложные пароли. Используйте специальные генераторы. Комбинируйте заглавные и строчные буквы, цифры и символы. Не применяйте один пароль для разных профилей.
- Не открывайте ссылки и вложения в письмах от неизвестных отправителей.
- Обновляйте антивирусное ПО. Для эффективной защиты убедитесь, что программа активно сканирует входящие сообщения.
- Используйте двухфакторную аутентификацию. Это защитит личные кабинеты от взлома.
Какие еще есть способы борьбы со спамом
Дополнительные методы борьбы:
- Пишите жалобы. Проинформируйте Федеральную антимонопольную службу РФ о звонке от крупной организации. Сообщите о спаме тем платформам, на которых столкнулись с навязчивыми рассылками — соцсети, мессенджеры, почтовые провайдеры.
- Блокируйте спамеров. Установите в настройках возможность получения сообщений исключительно от друзей.
- Используйте определители номеров. Специальные сервисы мешают мошенникам спамить, предупреждают о нежелательных звонках и блокируют их.
- Убирайте галочку в графе согласия на рассылки. Такую опцию часто предлагают при регистрации на сайте. Если случайно забыли сделать это, отмените подписку по ссылке в конце письма.
Источник: ru.freepik.com
Типичные ошибки и как их исправить
- Открытие подозрительных писем и переход по ссылкам. Иногда сложно отличить фишинговые страницы и рассылки. Внимательно проверяйте адрес отправителя.
- Ответ на спам. Это подтверждает активность email-адреса. Проигнорируйте письмо и удалите с почтового ящика.
- Предоставление личной информации. Чтобы избежать кражи данных, не отправляйте персональные сведения пользователям, которые выглядят ненадежно.
- Скачивание вложений из спам-сообщений. Приводит к заражению компьютера вредоносным ПО. Установите и регулярно обновляйте антивирус.
Главное, что нужно знать
- Спам — это, простыми словами, массовая рассылка без согласия получателя и размещение вредоносных ссылок на веб-ресурсах.
- Рассылки распространяют через электронную почту, SMS, сайты, групповые чаты, социальные сети, мессенджеры, доски объявлений, комментарии.
- Спамом могут оказаться неожиданные письма от неизвестных отправителей, слишком выгодные предложения, сообщения с ошибками и опечатками.
- Для борьбы с нежелательными рассылками настройте фильтры определения спама в почтовом ящике, не публикуйте контактные данные в открытом доступе, используйте генераторы паролей, не открывайте ссылки и вложения в подозрительных письмах, обновляйте антивирусное ПО.