Факторы ранжирования — это критерии, от которых зависит место сайта в поисковой выдаче. Рассказываем, от чего зависит позиция в рейтинге и как продвинуть домен на первую страницу «Яндекса» или Google.
Что такое факторы ранжирования
Когда пользователь задает вопрос поисковой системе, он получает сотни страниц со ссылками на сайты. Посмотреть все результаты невозможно, это заняло бы очень много времени. Большинство пользователей открывают только ссылки с первой страницы.
Поисковую выдачу формируют алгоритмы. Боты находят сайты, которые соответствуют запросу, и располагают их в определенном порядке. Они оценивают информацию на страницах, репутацию домена, поведение аудитории и другие факторы. В первую десятку попадают самые релевантные, полезные и удобные ресурсы.
- Ранжирование сайта — это оценка качества проекта поисковыми ботами. По результатам ему присваивают рейтинг, от которого зависит позиция домена в выдаче.
- Факторы ранжирования — это критерии, по которым поисковые боты оценивают сайты. В «Яндексе» и Google приняты разные алгоритмы сортировки. Поисковые системы скрывают, как именно формируются рейтинги. Информация о факторах ранжирования, которая есть в открытом доступе, получена из личного опыта SEO-специалистов.
Ссылки из топа поисковой выдачи приносят много трафика. Их владельцы хорошо заработают за счет продажи товаров и услуг или публикации рекламы. Чтобы пользователи легко находили сайт по ключевым словам, улучшайте его по критериям сортировки результатов поиска.
Какие основные факторы существуют
Факторы ранжирования страниц делятся на 3 группы:
- Поведенческие. Действия пользователей, которые находят сайт. Поведенческие факторы отражают глубину и время просмотра, уровень активности и другие признаки, по которым можно оценить заинтересованность.
- Внешние. Количество и качество обратных ссылок, регистрации в каталогах, интеграция с социальными сетями.
- Внутренние. Содержание страниц, авторитет домена, технические характеристики проекта и юзабилити (удобство для пользователей).
Источник: ru.freepik.com
Какие есть поведенческие факторы
Поведенческие признаки связаны с действиями пользователей. Они отражают уровень интереса аудитории и косвенно показывают, насколько страница соответствует ключевым словам.
Основные поведенческие факторы:
- CTR — соотношение переходов к показам ссылки в поисковой выдаче. Зависит от качества заголовка и краткого описания страницы.
- Процент отказов — число пользователей, которые быстро закрыли страницу и вернулись в поисковую систему.
- Действия — в этой категории считаются любые активности. Примеры: открытые разделы и страницы, нажатые кнопки, просмотренные фото и видео, заполненные формы.
- Посещаемость — сколько пользователей, открывают сайт в течение дня, недели, месяца, года.
- Глубина просмотра — сколько страниц открывают посетители, прежде чем уйти.
- Время просмотра — как долго пользователи изучают контент.
- Прямые переходы — сколько пользователей вводят адрес в браузере или переходят по закладкам.
- Каналы трафика — площадки, откуда приходят посетители. Примеры: реклама, соцсети, почтовые рассылки.
- Повторные переходы — сколько пользователей возвращаются на сайт после того, как его закрыли. В этой категории считаются переходы по разным запросам.
Хорошая ранжированность у сайтов, с которыми посетители активно взаимодействуют. Если люди вводят адрес в браузере, посещают несколько страниц и внимательно их читают, смотрят видео и заполняют контактные формы, ресурс получает высокую оценку. Поисковые системы считают его полезным, интересным и удобным.
Какие есть внешние факторы
Внешние факторы ранжирования основаны на том, насколько сайту доверяют другие площадки. К этой категории относятся следующие критерии:
- обратные ссылки на других ресурсах;
- регистрация домена в «Яндекс Бизнесе» и «Google Maps»;
- регистрация в других авторитетных каталогах;
- наличие привязанных аккаунтов в соцсетях;
- активность и посещаемость привязанных аккаунтов;
- репосты или копирование материалов с площадки.
Раньше покупка ссылок работала как основной метод продвижения. Сейчас нельзя попасть в топ за счет большой ссылочной массы. Но критерий все еще учитывается при ранжировании, поэтому не пренебрегайте обратными ссылками.
Что относится к внутренним
Хостовыефакторы ранжирования показывают репутацию и надежность домена. Что относится к этой категории:
- время регистрации домена;
- число проиндексированных страниц;
- работа по HTTP или HTTPS протоколу;
- наличие фильтров и банов.
Технические факторы ранжирования показывают, насколько эффективно и стабильно работает проект. В этой категории учитывается:
- время загрузки страниц (в идеале 1−3 секунды);
- наличие документов robots. txt и sitemap. xml;
- отсутствие технических ошибок;
- адаптивность верстки;
- наличие мобильной версии.
Текстовыефакторы ранжирования помогают поисковым ботам оценить, насколько полезный и интересный контент опубликован на сайте. Что относится к этой группе:
- качество семантического ядра (набора ключевых запросов);
- релевантность: соответствует ли текст ключевым словам;
- уникальность контента по сравнению с другими площадками;
- количество грамматических ошибок в тексте;
- цитаты и ссылки на научные исследования;
- количество и частота обновлений материала;
- содержание заголовка H1 и Title страницы;
- структура текстов: заголовки H2 и H3, списки, таблицы;
- качество URL: адреса должны легко читаться;
Коммерческие факторы ранжирования показывают, насколько пользователям удобно выбирать товары или услуги, делать покупки. Это важная группа критериев для интернет-магазинов. Что учитывается при ранжировании:
- страница «О компании»;
- адрес и контактные данные;
- количество товаров или услуг;
- открыто указанные цены;
- процент товаров «В наличии»;
- страница с условиями доставки;
- качество работы поиска по сайту;
- возможность сортировки каталога;
- качество работы «Корзины»;
- кнопка заказа обратного звонка;
- онлайн-чат с консультантом;
- публикация отзывов.
Как они работают
«Яндекс» и «Гугл» оценивают сайты, используя сотни факторов ранжирования. Насколько каждый из признаков влияет на рейтинг, точно неизвестно. Но SEO-специалисты заметили, что поисковые системы продвигают страницы по разным алгоритмам. Учитывайте это, чтобы вывести сайт в топ на обеих площадках.
«Яндекс» | «Google» |
Для «Яндекса» поведенческие факторы более значимы, чем для «Гугла». Если пользователи часто переходят по ссылке и редко возвращаются к поиску, позиции будут расти. | «Яндекса"хорошо продвигает экспертные статьи с личным опытом авторов и результатами исследований. |
«Яндекс» снижает позиции сайтов, где ключевые слова слишком часто встречаются на страницах. За это отвечает фильтр «Баден-Баден». | Для «Гугла» избыток ключевых слов не является серьезным нарушением. Такие сайты попадают под санкции значительно реже. |
«Яндекс» отдает приоритет интернет-магазинам с широким ассортиментом. На первые строчки по коммерческим запросам часто выходят маркетплейсы. | «Гугл» уделяет больше внимания контенту на страницах. В поисковой системе легче продвигать новые интернет-магазины. |
Для «Яндекса» важны технические факторы: скорость загрузки страниц, HTTPS-протокол, отсутствие ошибок на сервере. | «Гугл» отдает приоритет сайтам, у которых есть мобильная версия (политика mobile-first indexing). |
В «Яндексе» есть фильтр «Песочница» для карантина молодых сайтов. Если ресурс не содержит нарушений и активно развивается, со временем фильтр снимается. «Яндекс» хорошо относится к новым проектам, которые прошли «Песочницу», и часто поднимает их в топ. | Для «Гугла» более важна ссылочная масса и авторитетность домена. Молодым сайтам сложно конкурировать с проектами, которые работают десятки лет. SEO-специалистам приходится прикладывать много усилий, чтобы выводить новые сайты на первую страницу поисковой выдачи. |
Как улучшить позиции
Поисковые системы используют сотни критериев, чтобы ранжировать сайты. SEO-специалисты и владельцы проектов должны улучшать все аспекты: от содержания текстов до качества рекламы. SEO-продвижение — это долгая и масштабная работа, которая в перспективе приносит высокую прибыль.
Что можно сделать в первую очередь:
- Организовать тестирование и исправить технические ошибки.
- Уменьшить время загрузки страниц за счет сжатия картинок и других приемах.
- Собрать актуальное семантическое ядро: список ключевых слов, по которым пользователи должны переходить на страницы.
- Обновить контент, чтобы он лучше соответствовал ключевым словам.
- Улучшить заголовок и краткое описание страниц для поисковой выдачи. Добавить главные ключи в сниппет.
- Сделать интерфейс простым и дружелюбным.
Что нужно знать для успешного продвижения
Все факторы ранжирования связаны одной идеей: сайты должны быть качественными, удобными, полезными и интересными. Контент должен полностью соответствовать ключевым словам, чтобы после изучения страниц у пользователей не оставалось вопросов. «Яндекс» и «Google» советуют рассматривать продвижение с этой точки зрения, а не пытаться «взломать» поисковые алгоритмы. Список факторов ранжирования и влияние каждого из них на результат выдачи будут меняться со временем. Комфорт пользователей — это неизменная ценность для поисковых систем.
Источник: ru.freepik.com
Типичные ошибки и как их исправить
- Устаревшие методы продвижения. Поисковые алгоритмы меняются, чтобы сделать результаты выдачи лучше. «Яндекс» и Google вводят санкции против сайтов, которые используют нечестные продвижения. Например, фильтр «Баден-Баден» разработали для страниц с избытком ключевых слов, а фильтр «Мимикрия» — для проектов, которые копируют дизайн более известных ресурсов. Следите за новостями поисковых систем и вносите изменения после выхода новых фильтров.
- Нет мониторинга. Позиции домена в выдаче могут ухудшаться потому что изменились принципы ранжирования. Например, раньше покупка обратных ссылок была одним из важных инструментов для продвижения, а сейчас больше значения имеют поведенческие факторы. Иногда «Яндекс» и Google заявляют о внутренних изменениях, а иногда нет. Если позиции в рейтинге снизились, вы можете написать в техподдержку, обратиться к другим SEO-специалистам или постараться найти причину опытным путем.
- Работа в одном направлении. Продвижение сайта должно затрагивать разные аспекты. Нельзя подняться в топ только за счет уникального контента или большого каталога товаров. Поисковые системы рассматривают внешние, внутренние и поведенческие факторы в комплексе.
Главное, что нужно знать
- Факторы ранжирования — это характеристики сайта, от которых зависит его положение в поисковой выдаче. «Яндекс» и Google составляют рейтинг по разным показателям. Оценка проводится автоматически с помощью поисковых ботов.
- Поведенческие факторы показывают, насколько сайт интересен для пользователей. Здесь учитывается, сколько времени здесь проводят посетители, сколько страниц они открывают и какие действия совершают.
- Внешние факторы показывают, насколько домену доверяют другие ресурсы. К этой группе относится количество ссылок на домен, регистрации в каталогах, привязанные аккаунты в соцсетях.
- Внутренние факторы связаны с качеством контента и стабильностью работы сайта. В этой группе есть 4 вида признаков: хостовые, технические, текстовые и коммерческие. Все они показывают, насколько ресурс удобен для посетителей.
- Поисковые системы держат в секрете полный список факторов ранжирования. Неизвестен полный список признаков, от которых зависит позиция сайта в поисковой выдаче, и степень влияния каждого из них. Критерии ранжирования меняются, но одно остается неизменным — в топ выдачи попадают интересные и удобные страницы, которые дают полные ответы на вопросы пользователей.