Работа с детьми выбирает по призванию и личным предпочтениям. Заниматься воспитанием и обучением малышей сложнее всего. Многие дети дошкольного возраста только учатся говорить, не умеют выразить собственные мысли и желания, отличаются активностью и любознательностью. Это требует от профессионалов, работающих в детских дошкольных учреждениях терпения, внимательности и максимальной ответственности не только за развитие личности, но и жизнь, и здоровье ребенка. Воспитатель детского сада – это педагог высокой квалификации, знакомый с психофизиологическими особенностями развития детей в возрасте до 7 лет. Абитуриенты, желающие заниматься воспитанием и развитие дошкольных детей на первом этапе образовательной системы, должны четко понимать кто такой воспитатель детского сада, какие обязанности он выполняет и с какими трудностями можно столкнуться в процессе трудовой деятельности.
Особенности профессии
Воспитателем детского сада могут работать только люди, готовые к взаимодействию и выстраиванию коммуникации с детьми в возрасте от 1 до 7 лет.
Специфика трудовой деятельности воспитательницы:
- Участие в социальной адаптации и первом взаимодействии ребенка с коллективом сверстников и взрослых;
- Обучение в игровой форме;
- Готовность в работе с малышами не умеющими говорить и обеспечивать себя в бытовом плане;
- Применение методик для развития гармоничной личности;
- Включение в игры инструментов по развитию мнестических процессов (памяти);
- Организация пребывания детей в стенах ДОУ и на свежем воздухе – во время прогулок и выездных экскурсий;
- Уделение внимания развитию творческих способностей воспитанников;
- Выполнение обязанностей ивент-менеджера, при составлении сценариев и проведении утренников и культурно-массовых мероприятий;
- Использование инструментов положительной мотивации;
- Контроль за состоянием воспитанников во время пребывания в детском саду;
- Развитие форм словесно-логического мышления.
Воспитатель детсада максимум внимания уделяет созданию доброжелательной обстановки в коллективе, развитию характера и творческих способностей детей, нивелированию отрицательных эмоций и переживаний, связанных с нахождением вдали от дома и родителей.
Обязанности воспитателя детского сада
- Воспитание детей, посещающих садик с учетом половозрастных и психоэмоциональных особенностей;
- Индивидуальный подход к каждому подопечному;
- Обучение базовым бытовым навыкам;
- Организация питания, сна и пребывания на свежем воздухе;
- Формирование режима дня с учетом времени активности и отдыха;
- Развитие творческих способностей детей, проведение занятий по рисованию, аппликации, лепке;
- Охрана жизни и здоровья воспитанников;
- Планирование воспитательно-образовательной деятельности;
- Обеспечение соблюдения требований стандартов для педагогов ДОУ;
- Создание информационных стендов для родителей;
- Консультирование по вопросам воспитания и развития детей;
- Взаимодействие со смежными государственными структурами – органами опеки и попечительства, школами, секциями дополнительного образования.
Воспитатель занимается создание оптимальной обстановки, способствующей физическому и интеллектуальному развитию личности детей.
Необходимые профессиональные знания
Для выполнения должностных обязанностей по специальности воспитатель детского сада профессионал должен знать основы педагогики, психологии, анатомии и физиологии развития детей дошкольников.
Перечень профессиональных навыков:
- Контроль за соблюдением требований санитарного законодательства в области охраны здоровья детей;
- Использование разных методов по адаптации и социализации воспитанников;
- Разработка методических рекомендаций и педагогических программ с учетом особенностей развития, состояния здоровья и эмоционального состояния каждого ребенка;
- Владение методами динамического мониторинга за образовательным прогрессом;
- Создание индивидуального оздоровительного маршрута для детей, использование закаливания, профилактических мероприятий и физкультуры;
- Применение педагогических методик направленных на развитие навыков самообслуживания;
- Использует методы вовлечение родителей в образовательный процесс.
Компетенции воспитателя заключаются в проведении образовательной и оздоровительной работы.
Важные личные качества
Любая сфера деятельности, связанная с коммуникацией с детьми требует определенного набора личностных характеристик. Особенности качества характера важны для педагогов, работающих с детьми до 7 лет.
Дошкольники наиболее чувствительны к воздействию со стороны взрослых, не отличают и не умеют противостоять психологическому давлению, максимально впитывают ценности, прививаемые людьми, находящимися рядом.
Перечень необходимых личных качеств:
- Доброта;
- Обаятельность;
- Сдержанность;
- Внимательность;
- Тактичность;
- Жизнерадостность;
- Ответственность;
- Справедливость;
- Эмпатия;
- Активность;
- Образованность;
- Грамотная речь;
- Стрессоустойчивость.
Раздражительность и нестабильное психоэмоциональное состояние негативно сказывается на развитии детей, поэтому воспитатель должен объективно оценивать собственной ресурсное состояние и готовность работы с детским коллективом.
Для формирования эффективной и положительной коммуникации с воспитанниками и родителями необходимо обладать набором лидерских качеств, уметь отстаивать свою точку зрения, использовать организаторские таланты для привлечения внимания и повышения заинтересованности в образовательном процессе.
Обучение на воспитателя детского сада
Профессия педагога детского сада требует обязательного наличия профильной подготовки. Освоить профессиональные навыки можно несколькими способами:
Пройти обучение в колледже по специальности «Воспитатель детей дошкольного возраста»
Поступить могут выпускники 9-го или 11-го класса. Зачисление происходит на конкурсной основе по среднему баллу аттестата. Обучение доступно в очно-заочном и онлайн формате. Для поступления на бюджет проходной балл – 3,4, на коммерцию – 3,0.
Ключевые дисциплины образовательной программы:
- Введение в специальность;
- Русский язык, история и литература;
- Педагогика;
- Теоретические основы дошкольного образования;
- Психология общения;
- Правоведение;
- Информационные технологии в образовании;
- Современные воспитательные практики;
- Психолого-педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса;
- Возрастная анатомия, физиология и гигиена;
- Организация воспитателем игровой деятельности раннего и дошкольного возраста;
- Теория и методики развития речи;
- Физическое воспитание детей;
- Теоретические аспекты и методы математического развития;
- Обучение продуктивным видам деятельности;
- Музыкальное и художественное воспитание.
Продолжительность учебы 2 года 10 месяцев и 3 года 10 месяцев, для онлайн обучения.
Поступить в вуз и получить высшее педагогическое образование
Для работы воспитателем необходимо пройти обучение по программе бакалавриата «Психология и педагогика дошкольного образования». Поступить могут выпускники 11-го класса или колледжа, вне зависимости от специальности в дипломе. Приемная комиссия оценивает сумму баллов за ЕГЭ по русскому, математике и обществознанию.
Базовые предметы программы подготовки воспитателей:
- Общая педагогика и психология;
- Командная работа и лидерство;
- Философия;
- Возрастная психология и педагогика;
- Адаптация ребенка к условиям детского сада;
- Психология и педагогика игры;
- Подготовка детей к обучению в школе;
- Современные технологии в образовании;
- Сказкотерапия;
- Педагогическая риторика;
- Конфликтология;
- Проектирование образовательной среды.
Длительность учебы 3 года 6 месяцев – очно, 4 года 6 месяцев на других формах обучения.
Зарплата специалиста
Воспитатель детского сада работает в государственных и частных ДОУ, занимается развитием и воспитанием детей в центрах дополнительного образования.
Средняя заработная плата профессионалов по стране 20 – 40 тысячу, воспитатели, работающие в коммерческих учреждениях, получают 30 – 60 тысяч.
Вершина карьерной лестницы – должность заведующей детским садом и работа Министерстве образования. Для назначения на руководящие посты обязательно наличие профильного высшего образования.
Воспитатель – престижная, благородная и социально значимая профессия. При выборе данного направления деятельности, необходимо учитывать нюансы работы с детьми и оценить собственные силы и готовность к трудностям.