Педагог-психолог работает в школах, детских садах, колледжах и вузах. Его главная задача — помогать подопечным справляться с эмоциональными трудностями, проблемами в учёбе и общении со сверстниками. Простыми словами, это квалифицированный специалист, к которому можно прийти, когда страшно, обидно, тревожно или непонятно, как поступить.
С кем и как работает педагог-психолог:
- В детском саду. Помогает малышам адаптироваться к новой обстановке, пережить разлуку с родителями, привыкнуть к режиму и правилам. Учит детей понимать и называть свои чувства, не стыдиться слёз и не бояться нового.
- В школе. Поддерживает учеников при переходе из младших классов в средние, а затем и в старшие. Помогает справляться с нагрузкой, конфликтами с одноклассниками, буллингом. Учит договариваться, отстаивать личные границы и переживать неудачи. Особенно важна его роль во время экзаменов и выбора профессии — специалист помогает снизить тревожность, оценить свои сильные стороны и спланировать дальнейшие шаги.
- В колледжах и вузах. Помогает студентам адаптироваться к взрослой жизни: переезду в другой город, жизни в общежитии, высокой учебной нагрузке. Поддерживает в ситуациях выгорания, потери интереса к учёбе, сложностей в общении с одногруппниками и преподавателями.
Важно, что педагог-психолог работает не только с детьми и подростками, но и с их окружением: консультирует учителей, кураторов и родителей, подсказывая, как лучше общаться и поддерживать человека.
Как видно из названия профессии, педагог-психолог сочетает две важные роли: Его ключевая особенность — работа непосредственно в образовательных учреждениях: детских садах, школах, колледжах, вузах. При этом, педагог-психолог — это одна из специальностей внутри большого мира профессий, связанных с психологией. Вот лишь некоторые из них:Справка: педагог-психолог и другие психологические специальности
В следующих разделах расскажем, чем конкретно занимается педагог-психолог, какие навыки ему нужны и как освоить профессию.
Как проходят рабочие дни специалиста
День педагога-психолога насыщен и разнообразен. В зависимости от места работы — детского сада, школы, колледжа или вуза — задачи могут отличаться, но основные направления остаются общими.
В течение дня педагог-психолог:
- Наблюдает и диагностирует. Специалист старается понять, как чувствуют себя дети или ученики. Много наблюдает: как ребята ведут себя на уроках, переменах, в столовой, в общежитии. В школе, колледже и вузе проводит опросы и психологические тесты на уровень тревожности, мотивацию к учёбе, адаптацию. Тем, кому сейчас особенно трудно, уделяет больше внимания.
- Консультирует и поддерживает. Педагог-психолог проводит индивидуальные беседы с учениками и студентами. Например, младшим школьникам помогает справляться со страхами перед контрольными, старшеклассникам — разрешать конфликты, студентам — адаптироваться к жизни в общежитии. А ещё консультирует родителей и педагогов, объясняя, как лучше поддерживать детей в трудных ситуациях или как общаться с конкретным ребёнком.
- Работает с группами и классами. Проводит классные часы, тренинги на сплочённость, развитие навыков общения, профилактику буллинга. На таких занятиях ученики и студенты учатся договариваться, слышать друг друга, говорить о чувствах и границах.
Особое внимание педагог-психолог уделяет адаптационным программам для тех, кто только поступил в первый класс или на первый курс. - Разрешает конфликты. Когда в классе или группе возникает серьёзный спор, педагог-психолог выступает в роли медиатора. Он помогает участникам услышать друг друга, понять причины разногласий и найти решение, которое устроит всех. Подробно о роли медиатора читайте в «Справочнике по профессиям».
- Ведёт документацию. Фиксирует результаты наблюдений и тестов, готовит отчёты для администрации, участвует в педсоветах и совещаниях. Здесь он делится своими наблюдениями и предлагает меры поддержки для студентов и учеников.
- Сотрудничает с коллегами. В детском саду и школе — с социальным педагогом, классными руководителями, логопедом, дефектологом. В колледже и вузе — с кураторами, администрацией, медслужбой. Вместе они создают комплексную программу поддержки для всех, кто в ней нуждается.
- Организует профилактические мероприятия. Разрабатывает и проводит программы, которые помогают предотвращать буллинг, эмоциональное выгорание, зависимости. Ведёт тренинги по управлению стрессом и профориентации.
Кому подойдёт профессия
Тому, кто даже будучи взрослым опытным специалистом, умеет понять, как видит этот мир ребёнок или студент. Кто не отмахивается от чужих проблем, не считает страхи или обиды глупостями, а пытается разглядеть, что за ними стоит. Тому, кто готов быть тем самым взрослым, к которому можно прийти не за оценкой, а за поддержкой.
Ещё педагогу-психологу нужны такие навыки и качества:
- Спокойно выдерживать чужие эмоции. Надо уметь спокойно реагировать и не осуждать, когда подопечный плачет, молчит, хлопает дверью или говорит «ненавижу эту школу!». Нужно давать выговориться и стремиться понять причину происходящего с человеком.
- С уважением относиться к личным границам. Хороший педагог-психолог понимает, что у подростка или взрослого студента есть личные тайны и темы, о которых он не готов говорить. Нужно уметь выстраивать доверительную беседу без давления.
- Быть современным и с интересом относиться к миру молодёжи. Важно понимать тренды. Не закатывать глаза, когда ребёнок берёт пример с «тик-токера», использует сленг или говорит про видеоигры. Это позволит разговаривать с детьми и студентами на одном языке.
- Обладать психологической устойчивостью. Работа требует эмоциональной стабильности: приходится сталкиваться с трудными ситуациями, при этом сохраняя способность ясно мыслить и помогать другим. Важно уметь восстанавливать силы после напряжённого дня.
Иногда договориться со взрослыми оказывается сложнее, чем с детьми. Ребёнок обычно честен в своих эмоциях — если ему плохо, он плачет, злится или открыто говорит об этом. Взрослые же — родители, учителя, администрация — часто скрывают настоящие чувства. Им бывает трудно признавать проблемы. Учителю непросто принять, что его манера общения отталкивает учеников. Родителям больно услышать, что их ребёнок страдает от постоянных сравнений с другими. Администрации не хочется признавать случаи буллинга в учебном заведении. Педагогу-психологу приходится не только защищать интересы детей, но и мягко, тактично менять взгляды взрослых. Эта работа требует особой мудрости и терпения — нужно помочь осознать проблему, не вызывая сопротивления и отрицания.Сложность профессии
Где работает педагог-психолог
Педагог-психолог — штатный специалист в системе образования, который работает наравне с воспитателями, учителями и преподавателями. Поэтому традиционный карьерный путь — государственные и частные учебные заведения.
Однако этот профессионал востребован везде, где происходит развитие и обучение детей и подростков. Например, он может устроиться в детские центры, семейные службы, коммерческие и некоммерческие организации.
Основные места работы:
- В детском саду. Помогает малышам адаптироваться к новой обстановке, учит выражать чувства словами, а не слезами. Консультирует воспитателей по организации режима дня и игр, поддерживает родителей в период привыкания ребёнка к саду.
- В школах, гимназиях, лицеях. Сопровождает учеников 1–11-х классов. Первоклассникам помогает освоиться, подросткам — справляться с конфликтами и нагрузкой, старшеклассникам — выбрать профессию и готовиться к экзаменам. Много работает с учителями и родителями.
- В колледжах и вузах. Работает со студентами, которые формально уже взрослые, но всё ещё ищут себя. Помогает решать проблемы с мотивацией, конфликтами в группах, трудностями в личной жизни. Занимается профилактикой рискованного поведения и поддерживает в учёбе.
- В центрах дополнительного образования. Поддерживает детей в кружках и секциях, где тоже возникают переживания из-за неудач, страх сцены, конкуренция. Помогает педагогам находить подход к застенчивым или гиперактивным детям.
- В инклюзивных школах и центрах сопровождения. Работает с детьми с особенностями здоровья (ОВЗ) и их одноклассниками. Помогает адаптировать задания и правила под возможности ребёнка. Объясняет ученикам, почему их одноклассник делает что-то по-другому, и учит принимать эти отличия. Параллельно обучает педагогов строить инклюзивную образовательную среду, чтобы всем участникам было комфортно.
- В реабилитационных и кризисных центрах. Поддерживает детей и подростков, переживающих трудные жизненные ситуации: насилие, утрату, семейные конфликты. Работает в команде с социальными педагогами, юристами, врачами — восстанавливает чувство безопасности и помогает вернуться к нормальной жизни.
- В частных образовательных центрах. В таких организациях педагог-психолог часто совмещает несколько ролей: консультирует детей и родителей, помогает проектировать развивающие программы, проводит групповые занятия и тренинги. Здесь больше свободы в форматах и методиках.
Педолог — специалист, который изучал развитие ребёнка с разных сторон: здоровье, психику, семейную среду и воспитание. В 1920—1930‑е годы в СССР педология переживала расцвет. Открывались специальные институты и лаборатории, где учёные проводили комплексные исследования. Психологи оценивали мышление, врачи — физическое состояние, педагоги — успеваемость. Такой подход позволял составить объёмное представление о ребёнке — хотя на практике это не всегда работало идеально. Однако в 1936-м году педологию официально запретили. Согласно постановлению ЦК ВКП (б), педологические тестирования нередко «навешивали ярлыки» на детей: по их результатам ребят могли направить во вспомогательные школы, ограничивая дальнейшие образовательные возможности. Власти сочли, что это противоречит принципу равенства в социалистическом обществе. После запрета многие наработки педологов оказались утрачены или изъяты из оборота. На смену единой науке пришли отдельные дисциплины — психология, педагогика, дефектология, — каждая из которых сосредоточилась на своём участке работы. При этом важная идея педологии сохранилась: необходимость рассматривать ребёнка как целостную личность, учитывая все аспекты его развития. Сегодня именно этот принцип лежит в основе работы педагогов‑психологов — они помогают детям преодолевать трудности и раскрывать потенциал, опираясь на комплексное понимание их состояния и окружения.Прародительницей профессии педагога‑психолога была педология
Как может развиваться карьера
Карьера педагога-психолога не предполагает резких взлётов по вертикали. Чаще она развивается постепенно, и параллельно растут профессиональные возможности.
Начинающие специалисты выполняют свою основную работу — помогать конкретным ученикам и коллективам. Но с годами увеличивается масштаб задач, которые может решать педагог-психолог. Например, опытный профессионал может возглавить психолого-педагогическую службу школы или стать экспертом в органах власти — это позволит ему влиять на государственную политику в сфере образования.
При этом педагог-психолог не обязательно должен строить карьеру в учебном заведении. Есть и альтернативные пути:
- Частная практика. Набравшись опыта, многие специалисты открывают консультационные кабинеты. Здесь они индивидуально работают с детьми и подростками, родителями, ведут коррекционно-развивающие программы. Можно специализироваться на конкретных темах: тревожности, подготовке к школе, подростковых кризисах, профориентации. Такой формат позволяет самостоятельно формировать график и выбирать направления работы.
- Преподавательская деятельность. Некоторые педагоги-психологи передают знания в колледжах и вузах — ведут дисциплины по возрастной психологии, психолого-педагогическому сопровождению, развитию детей. Если окончить магистратуру или аспирантуру, то можно сделать преподавание основной профессией.
- Научная работа. Те, кого интересуют исследования, идут в науку. Можно изучать проблемы школьной адаптации, буллинга, профилактики выгорания у педагогов, влияние цифровой среды на обучение. Для серьёзной научной карьеры важно окончить магистратуру и аспирантуру. Уже во время обучения можно присоединиться к исследовательским проектам, разрабатывать новые методики и выступать на профессиональных конференциях.
Это могут быть занятия для детей по развитию коммуникативных навыков и управлению эмоциями, программы для родителей по воспитанию и поддержке детей, мастер-классы для педагогов по профилактике выгорания. Форматы варьируются от разовых интенсивов до долгосрочных курсов в рамках городских образовательных проектов. Эту деятельность часто совмещают с основной: например, частной практикой или преподаванием.Отдельное перспективное направление — разработка и проведение тренингов
Сколько зарабатывает педагог-психолог
Доход зависит от места работы, опыта и региона. Чаще всего это не просто оклад, а комбинация из ставки, надбавок и стимулирующих выплат.
Основные составляющие зарплаты:
- В государственных школах и детских садах. К базовому окладу добавляют надбавки за выслугу лет, квалификационную категорию, работу с детьми с ОВЗ или ведение кружков. Ещё на итоговую сумму напрямую влияет нагрузка: сколько ставок и часов ведёт специалист.
- В частных школах и образовательных центрах. Обычно предлагают фиксированный оклад — зачастую выше, чем в государственных учреждениях. Нередко есть и бонусная система — процент от проданных курсов или проведённых групповых программ.
- В частной практике. Доход ограничен только личной активностью и экспертизой специалиста. Он складывается из стоимости консультации, количества клиентов в неделю и аренды кабинета — если он нужен. Дополнительный доход приносят авторские тренинги, вебинары и участие в проектах.
Педагог-психолог может пройти аттестацию, чтобы подтвердить или повысить свою квалификационную категорию. Это главный инструмент для роста зарплаты и карьеры. Зачем это нужно: Как это работает:Как увеличить доход в государственной системе
Специалист подаёт заявление в региональную аттестационную комиссию — например, при Департаменте образования и науки г. Москвы. Комиссия изучает его портфолио: результаты работы, отзывы, участие в конференциях и методические разработки. Также может потребоваться тестирование или собеседование.
Примеры вакансий (ноябрь 2025-го года):
- Педагог-психолог в Кемерове. Специалисту с опытом 1–3 года готовы предложить от 35 000 до 40 000 рублей. Работать предстоит в Губернаторском многопрофильном лицее-интернате для одарённых детей. В задачи входит помощь в адаптации, профориентация и развитие гибких навыков у учеников.
- Педагог-психолог в Раменском (Московская область). Специалисту с опытом от 3-х лет будут платить от 70 000 рублей. Работа в частной школе-пансионе. От кандидата ждут знания развивающих игр и методик, а компания предлагает бесплатное питание и обучение за свой счёт.
- Педагог-психолог в Новом Уренгое. Специалисту с опытом работы от 3-х лет предлагают от 66 000 до 90 000 рублей. Работа в детском саду: наблюдение за детьми, диагностика, помощь в адаптации, проведение развивающих занятий и консультации для родителей и воспитателей.
На фрилансе у специалистов почасовая оплата за консультации. Цена стартует от 600 рублей и доходит до 3 000 рублей за сессию. Важно учитывать, что это доход до вычета налогов и расходов на аренду кабинета или продвижение своих услуг.
Как стать педагогом-психологом
Для работы педагогом-психологом нужно получить высшее образование по профилю «Психолого-педагогическое образование». В него входят несколько разных программ. Прежде чем выбирать конкретную, полезно понять, с какой возрастной группой вы хотите работать:
- дошкольниками,
- школьниками,
- студентами,
- детьми с особыми образовательными потребностями.
От этого зависит выбор специализации.
Базовые дисциплины — общая психология, возрастная психология, основы педагогики — входят в программу любого профиля, но акценты, практика и специальные курсы будут разными.
Например, существуют такие профильные программы:
- «Психология образования».
- «Психология и педагогика дошкольного образования».
- «Специальная психология».
- «Психология и педагогика инклюзивного образования».
- «Психология и социальная педагогика».
- «Психология и педагогика начального образования».
- «Семейная педагогика и психология образования».
Для работы в детском саду или школе обычно достаточно диплома бакалавра. Чтобы преподавать в вузе, заниматься наукой или руководить психологической службой, понадобятся магистратура и аспирантура.Важно
Ниже рассмотрим образовательный трек на примере программ «Синергии», которые подойдут будущим педагогам-психологам.
Программы обучения 707 Fullstack-разработчик Социальная психология $title
Специальность
Первый вариант — бакалавриат
Бакалавриат даёт базовые знания по психологии развития, педагогике и методикам работы с детьми и семьями. Выпускники могут работать педагогами-психологами в детских садах и школах, учителями начальных классов, специалистами в центрах развития или вести просветительские проекты для родителей.
Этого уровня недостаточно для преподавания в вузе, руководства крупной службой или работы с детьми с тяжёлыми нарушениями — для этого нужны магистратура и дополнительная подготовка.
В Университете «Синергия» подойдут программы:
- «Психология и педагогика начального образования». Вы научитесь сопровождать адаптацию младших школьников, помогать им преодолевать учебные и поведенческие трудности и грамотно выстраивать общение с родителями.
Уровень образования: бакалавриат.
Срок обучения: 3 года 6 месяцев – 4 года 6 месяцев.
Формы обучения: онлайн, очно-заочная, очная, вечерняя. - «Психология и педагогика дошкольного образования». Программа готовит к работе в детских садах и центрах раннего развития. Вы изучите дошкольную психологию, игровые методики, взаимодействие с семьями и подготовку детей к школе.
Уровень образования: бакалавриат.
Срок обучения: 3 года 6 месяцев – 4 года 6 месяцев.
Формы обучения: онлайн, очно-заочная. - «Семейная педагогика и психология образования». Программа для тех, кто хочет специализироваться на сопровождении семьи. Вы научитесь помогать родителям и детям в учебных и жизненных кризисах, выстраивать здоровый семейный климат, консультировать семьи.
Уровень образования: бакалавриат.
Срок обучения: 4 года 6 месяцев.
Формы обучения: очно-заочная.
Второй вариант — магистратура
Магистратура подойдёт тем, у кого уже есть высшее образование. Она ускорит карьерный рост и упростит переход в частную практику.
В Университете «Синергия» подойдут программы:
- «Психология и педагогика дополнительного образования детей». Вы научитесь проектировать развивающие программы для кружков, секций и детских центров, учитывая психологические особенности детей и подростков.
Уровень образования: магистратура.
Срок обучения: 2 года 5 месяцев.
Формы обучения: онлайн, заочная. - «Психология образования». Студенты учатся проектировать образовательную среду, разрабатывать психолого-педагогические программы, а также готовятся к исследовательской и управленческой работе в сфере образования.
Уровень образования: магистратура.
Срок обучения: 2 года 6 месяцев.
Формы обучения: онлайн, заочная.
Третий вариант — аспирантура
Выбор тех, кто планирует заниматься научными исследованиями в области педагогики, разрабатывать новые образовательные методики, публиковать исследования и преподавать педагогические дисциплины в вузе.
В «Синергии» подойдёт программа «Общая педагогика, история педагогики и образования». Вы углубитесь в теорию и методологию педагогики, научитесь планировать и проводить исследования, разрабатывать инновационные образовательные подходы.
Уровень образования: аспирантура.
Срок обучения: 3 года.
Формы обучения: очная.
Дополнительный путь — курсы и переподготовка
Курсы идеальны для тех, кто уже работает или учится в сфере образования и хочет усилить конкретные навыки. Например, разрешать конфликты, поддерживать детей с ОВЗ или помогать адаптироваться к детскому саду. Это короткие программы, которые легко совмещать с основной деятельностью:
- «Педагогическая конфликтология». Научитесь разбираться в причинах конфликтов между детьми, родителями и педагогами, применять медиацию и конструктивные стратегии общения.
Уровень образования: профессиональная переподготовка.
Срок обучения: 1 месяц.
Формы обучения: онлайн. - «Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ОВЗ в образовательных организациях СПО в соответствии с ФГОС». Научитесь определять индивидуальные потребности учащихся с особенностями здоровья, разрабатывать программы сопровождения и создавать инклюзивную образовательную среду.
Уровень образования: профессиональная переподготовка.
Срок обучения: 1 месяц.
Формы обучения: онлайн. - «Адаптация ребёнка к условиям детского сада». Узнаете, как помочь детям и родителям мягко пройти адаптацию к детскому саду, и освоите практические приёмы поддержки.
Уровень образования: профессиональная переподготовка.
Срок обучения: 1 месяц.
Формы обучения: онлайн.







