В одном из старых советских фильмов, знакомом многим взрослым, есть забавный диалог:
« — Леночка, скажи «рыба»!
— Селёдка!»
Героиня фильма, Леночка, ловко обошла трудный звук «р», а человек, который должен был её учить, сам говорил не совсем понятно. В кино это может быть смешно, но в жизни речевые дефекты могут привести к трудностям в учёбе и проблемам в общении со сверстниками.
Исправляют такие нарушения педагоги-логопеды. Они не просто учат правильно выговаривать звуки, но и помогают расширять словарный запас, рассуждать о прочитанном, искать связи в диалогах. Ведь речь — это не только слова, это важнейший инструмент мышления и общения.
Работа педагога-логопеда объединяет педагогические приёмы, психологическую поддержку и специальные методики. Педагог-логопед знает, как обучать школьным предметам, владеет психологией учащихся, разбирается в анатомии речевого аппарата и методах коррекции развития. Что ещё он должен уметь? Расскажем в статье.
Как проходят рабочие дни специалиста
Рабочие дни педагога-логопеда насыщенные и разнообразные, сочетающие индивидуальные занятия, бумажную работу и взаимодействие с коллегами. Специалисты работают по методикам логопедической помощи и строят свою деятельность на адаптированных образовательных программах.
Рассмотрим подробнее рабочие обязанности педагога-логопеда. Специалист:
- Проводит логопедическое обследование. Оценивает общее развитие, учитывает индивидуальные психофизические особенности, например, соответствует ли устная речь ребёнка его возрасту и совпадает ли уровень его физической энергии с активностью в общении. По результатам составляет заключение и обсуждает его с другими педагогами.
- Выявляет нарушения речи. Определяет и диагностирует нарушения — это могут быть неправильное произношение звуков, резкие изменения темпа и ритма речи, медленная речь.
Когда ребёнок учится читать и писать, могут выявиться дисграфия — когда одни буквы он заменяет другими, переставляет слоги в словах, пишет буквы в зеркальном отражении. Или дислексия — проблемы с чтением, правописанием, беглостью чтения.
- Корректирует нарушения. Проводит игры и упражнения, артикуляционную гимнастику, использует чистоговорки и скороговорки, наглядно-дидактические пособия. Педагог-логопед учит не только правильно говорить, но и думать — объясняет значения слов, учит рассуждать, вести диалог, пересказывать или сочинять сказки.
- Изучает динамику и прогресс. Подопечные могут развиваться с разной скоростью, педагог-логопед следит за изменениями, фиксирует их в документах. Если нужно, меняет условия, в которых проходят занятия, или методику обучения.
Постановка диагноза может занять длительное время. К примеру, какой-то ребёнок не говорит «Р» из-за слабых мышц языка, другой — из-за нарушений слуха, третий — потому что копирует старшего брата. Специалист должен следить за прогрессом и динамикой. - Взаимодействует с родителями. Здесь педагог-логопед выступает в роли консультанта. Занятий со специалистом может быть недостаточно — родителям необходимо продолжать упражнения дома, понимать, в чём заключаются проблемы.
Так, заикание иногда связано с особенностями воспитания. Тогда педагог рекомендует соблюдать режим дня, правильно общаться с ребёнком, тщательно выбирать игры. - Занимается методической работой. Поскольку педагог-логопед — участник образовательного процесса, он разрабатывает коррекционные, развивающие программы, пособия, планы дистанционных занятий.
В своей деятельности педагог-логопед обязательно взаимодействует с коллегами: воспитателями, методистами, учителями, а также специалистами в других областях — психологами, невропатологами, педиатрами, хирургами, социальными педагогами.
Педагог-логопед — это специализация внутри профессии «логопед». Есть и другие профили. Например, логопед-дефектолог или даже театральный логопед. Узнать больше в целом о профессии можно в «Справочнике по профессиям» в статье «Логопед».Справка
Кому подойдёт профессия
Если хотите учить людей красиво говорить и активно развиваться, то эта специальность для вас.
Необходимые качества и навыки:
- Терпеливость. Работа с людьми, у которых есть какие-либо проблемы, — дело сложное и долгое. И в общении нужно соблюдать спокойствие, и в работе не опускать руки, если сразу не видно результатов.
- Гибкость и адаптивность. Каждый случай особенный, педагог должен уметь использовать разные способы и иногда на ходу придумывать новые упражнения.
- Филологические способности. Специалисту, чья задача состоит в обучении правильной речи, нужно самому хорошо и понятно говорить, владеть большим и разнообразным словарным запасом, знать много сказок и историй.
- Деликатность. В общении и с детьми, и с их родителями важно соблюдать такт, осторожность в оценках, не нанести дополнительную травму.
Тем не менее, это одна из самых благодарных профессий, потому что результаты бывают очень наглядными. Например, когда первоклашка правильно произносит сложный звук, а подросток с дислексией наконец читает без ошибок.Сложность профессии
Где работать педагогу-логопеду
Педагог-логопед востребован прежде всего в образовательных организациях:
- Детские сады, центры раннего развития. В них на специалистах лежит большая ответственность — первичная диагностика, разработка методики помощи, максимально возможная коррекция. Качество поддержки в дошкольном возрасте влияет на успехи в обучении в школе.
- Школы. Дислексия и дисграфия могут выявляться уже в процессе учёбы. Также педагоги-логопеды продолжают выправлять заикание и другие заметные нарушения речи.
- Колледжи и вузы. Здесь специалисты могут работать и по прямым профессиональным обязанностям, и выступать в качестве методиста, научного сотрудника, преподавателя.
Также специалисты есть в социальных учреждениях:
- Коррекционные образовательные организации, дома ребёнка, интернаты. Педагоги-логопеды сталкиваются в них с более тяжёлыми случаями. Работают с детьми из неблагополучных семей или теми, кто живёт далеко от дома.
- Центры психолого-педагогической, социальной помощи, центры содействия семейному воспитанию. В них педагоги консультируют детей и родителей, которые сталкиваются с проблемами в воспитании ребёнка. Например, обучают родителей детей с заболеваниями психики правильно проговаривать просьбы ребёнку.
Интересный факт
До восхождения на престол будущий король Великобритании герцог Йоркский боялся публичных выступлений из-за тяжёлой формы заикания. Его заключительная речь на Британской имперской выставке в 1925-м году обернулась провалом. Этот печальный опыт заставил герцога искать способ вылечиться. В конце концов он обратился к Лайонелу Логу.
Лог назначил ему вокальные упражнения, занимавшие около часа времени ежедневно. Методы лечения Лога позволяли герцогу по-настоящему расслабляться, благодаря чему удавалось избегать мышечных спазмов, вызывающих напряжённость. К 1927-м году он уже мог уверенно разговаривать.
Как может развиваться карьера
Карьера педагога-логопеда зависит от его опыта, репутации и места работы. Хотя основное трудоустройство приходится на образовательную сферу, простор для выбора остаётся.
Руководящие должности. Специалист может возглавить:
- городской центр психолого-педагогической помощи;
- центр развития детей — частный или муниципальный;
- методический отдел или службу в колледже или вузе.
Собственный бизнес. Педагоги-логопеды открывают свои кабинеты, где работают не только с детьми, но и со взрослыми. Например, корректируют речь публичных людей, актёров, дикторов.
Отдельную карьеру можно сделать при переходе в медицинскую сферу — клинические или медицинские логопеды работают в клиниках и реабилитационных центрах, помогая пациентам с речевыми расстройствами, которые вызваны заболеваниями, повреждениями или аномалиями в развитии. Например, помогают детям после инсультов или сильных эмоциональных стрессов.
Сколько зарабатывает педагог-логопед
Зарплата специалиста зависит в основном от опыта и навыков педагога-логопеда, а также места работы. Чем опытнее специалист и крупнее организация, в которой он работает, тем выше доход.
Примеры вакансий (июль 2025-го года):
- Педагог-логопед в Ростове-на-Дону с опытом от года требуется в школу. Обязанности: логопедическое сопровождение образовательной деятельности в соответствии с образовательными стандартами. Зарплата — от 30 000 до 40 000 рублей в месяц.
- Педагог-логопед в Санкт-Петербурге с опытом от года нужен в школе. Среди обязанностей: проводить групповые и индивидуальные занятия по исправлению нарушений в развитии обучающихся, восстановлению нарушенных функций. Зарплата от 42 000 рублей в месяц.
- Педагог-логопед в Москве. В школе развития интеллекта ищут сотрудника с небольшим опытом при частичной занятости. Доход от 60 000 до 70 000 рублей в месяц.
- Педагог-логопед в Москве. Центр коррекции и развития ребенка ищет специалиста с опытом от года. Зарплата от 80 000 до 130 000 рублей в месяц.
Как стать педагогом-логопедом
Педагогу-логопеду необходимо иметь высшее образование по направлению подготовки «Специальное (дефектологическое) образование». Внутри него есть самые разные профили. Будущему педагогу-дефектологу лучше выбрать квалификацию, связанную с образовательным процессом. Или же после выпуска можно будет пройти переквалификацию.
Если уже есть образование по смежной профессии — например, психологическое или педагогическое — также можно пройти курсы переквалификации и освоить профессию педагога-логопеда.
Подробнее об этих уровнях обучения мы рассказали в «Справочнике по поступлению» в статьях «Что такое высшее образование» и «Что такое дополнительное профессиональное образование».
Разберём все варианты подробнее.
Высшее образование. Профессию можно освоить в педагогических и гуманитарных вузах. Во многих университетах есть программы и профили для подготовки с уклоном в образовательные программы и обучение. Например:
- Институт психологии и педагогики Сахалинского государственного университета. Здесь есть направления бакалавриата «Образование и педагогические науки», «Психолого-педагогическое образование».
- Московский педагогический государственный университет выпускает с квалификацией «Учитель-логопед. Логопед (медицинский логопед)».
Профессиональная переподготовка. Если у вас есть диплом по направлениям «Образование и педагогические науки», «Психологические науки» и смежным профилям, можно пройти программу профессиональной переподготовки.
Например, курс «Синергии» «Специальное (дефектологическое) образование» предназначен для развития навыков работы с детьми с ограниченными возможностями, повышения квалификации и улучшения качества образования.
Программа предоставляет возможность получить уникальные знания и навыки для работы с детьми с различными нарушениями развития, а также помогает повысить эмпатию и терпимость к особенностям каждого ребенка. Онлайн-обучение длится 4 месяца.
Подробнее о подходящих программах расскажут менеджеры. Оставьте контакты, чтобы специалисты связались с вами и помогли с выбором.