Наверняка вы слышали про одну из этих профессий: маркетолог, PR-менеджер, пресс-секретарь, SMM-специалист или бренд-менеджер. Всё это специалисты по коммуникациям. Это общее название всей сферы, в которой трудятся разные специалисты, которые налаживают связи внутри компаний и за её пределами.
По сути, коммуникации — это всё, что связано с обменом информацией между людьми. Это может быть устный разговор, переписка, презентация, переговоры, взаимодействие с клиентами или внутри команды.
Специалисты по коммуникациям делают так, чтобы информация передавалась чётко и понятно, а также строят хорошие отношения с коллегами, клиентами и партнёрами. Это те самые люди, которые формируют нужное мнение о бренде, продукте или человеке среди окружающей реальности с помощью рекламы и грамотного общения.
Специалист по коммуникациям работает повсюду, где есть публичность — в корпорациях, госструктурах, IT-компаниях и не только. Его рабочее место — не только офис, но и информационное поле. Подробнее о мастерах слова расскажем в нашей статье.
Как проходит рабочий день специалиста
Так как внутри профессии много специализаций, обязанности у специалистов тоже разные. Одни погружаются в аналитику и рекламу, вторые — налаживают связи с прессой, а третьи и вовсе создают мероприятия. Одно ясно точно: скуке тут места нет.
Конечно, в небольших компаниях или стартапах, один специалист может совместить все специализации и стать универсалом. Однако, эта задачка точно будет не из простых и знания будут поверхностными, потому что каждый специалист отвечает за определённые задачи. Чем лучше и глубже он знает определённое направление, тем ценнее он будет на рынке труда.
Рассмотрим подробнее основные специализации и обязанности:
- Маркетолог. Этот специалист занимается изучением рынка, потребностей потребителей и разработкой стратегий продвижения товаров и услуг. Основная задача — привлечь клиентов и увеличить продажи. Например, он может работать в косметической компании и продвигать продукт на рынке: разрабатывать акции и рекламные кампании для привлечения покупателей.
- Специалист по связям с общественностью (PR-специалист) формирует положительный образ компании, бренда или личности, управляет репутацией и взаимодействует со СМИ и партнёрами. Подробнее о тех, кто помогает формировать общественное мнение, читайте в статье «Специалист по связям с общественностью (PR-специалист)».
- Пресс-секретарь. Выступает посредником между организацией и средствами массовой информации, обеспечивает регулярное взаимодействие и передачу новостей общественности. Чаще всего эти специалисты работают в государственных структурах.
- SMM-специалист (SMM-менеджер) создаёт контент и управляет страницами компании в социальных сетях, взаимодействует с аудиторией, повышает вовлечённость пользователей. Он может вести канал магазина одежды или страничку в соцсети. Среди задач — продвижение бренда и увеличение количества подписчиков.
- Бренд-менеджер. Разрабатывает стратегию развития бренда, контролирует качество продукции и продвижение товаров и услуг, занимается позиционированием продукта среди конкурентов. Например, бренд-менеджер производителя будет курировать развитие линейки и формировать уникальный образ марки, сделав ставку на экологичность или пользу.
- Специалист по внутренним коммуникациям. Его задача — эффективно доносить информацию до сотрудников, помогать руководству общаться с коллективом и укреплять внутреннюю атмосферу. В общем, всё для того, чтобы сотрудники были в курсе дел компании, чувствовали себя частью коллектива, могли открыто высказывать мнения и идеи. Например, он может выпускать внутреннюю газету для сотрудников или вести корпоративные чаты.
Кому подойдёт профессия
Тому, кто любит общаться — легко находит общий язык с людьми, умеет слушать и убеждать. Настоящий профи в коммуникации владеет искусством переговоров, виртуозно проводит презентации, пишет увлекательные тексты и легко ориентируется среди разнообразия современных медиаформатов.
Ещё нужны такие качества и навыки:
- Умение копать глубже. Нужно искать первоисточники, проверять контекст, разбираться, откуда взялась та или иная информация. Это особенно важно в кризисных ситуациях, когда одно неверное утверждение может обернуться скандалом. Нужно уметь не верить на слово и всегда проверять, анализировать, сопоставлять.
- Умение сохранять баланс между правдой и интересами компании. Специалист по коммуникациям не просто продвигает, он соблюдает ещё и этические нормы. Умение говорить правду так, чтобы она не навредила, но и не была искажена, — это высший пилотаж, потому что долгосрочное доверие важнее краткосрочного эффекта.
- Быть гибким в выборе стиля. Распространение социальных сетей привело к появлению новых форматов общения с клиентами — чатботы, мессенджеры, видеоблоги. Умение адаптировать тон под аудиторию, платформу и цель — настоящий профессионализм.
Специалисты по коммуникациям несёт ответственность за каждое слово, даже если его не произносил сам. Это требует не только профессионализма, но и умения предугадывать реакцию на возможные формулировки. Нужно понимать что можно говорить, а что нет, а ещё и перепроверять все данные.Сложность профессии
Где работать специалисту по коммуникациям
Специалист по коммуникациям востребован практически везде, потому что каждая организация нуждается в грамотном диалоге с аудиторией. Он формирует репутацию, управляет кризисами и объясняет сложное простыми словами. А это особенно важно в медицине, науке и даже в IT, где нужно уметь презентовать инновации доступно и понятно.
Наиболее популярные направления работы:
- Крупные корпорации. Здесь надо управлять репутацией, проводить PR-акции и общаться с инвесторами. Например, в Газпроме или Сбере.
- Государственные организации. Например, правительства городов и ведомств вроде Минцифры, МВД или любые другие, тоже нуждаются в людях, которые смогут грамотно рассказать гражданам обо всём важном.
- IT-индустрия. IT-компании нуждаются в специалистах, которые могут продвигать новые продукты и технологии, объясняют сотрудникам изменения в продуктах или процессах.
- Медицина. Организации в сфере здравоохранения хотят, чтобы пациенты знали о новых методиках и препаратах, медицинских услугах и квалификациях врачей.
- Университеты и школы. Специалисты по коммуникациям создают привлекательный образ учебного заведения и выстраивают доверительный диалог с аудиторией.
- Благотворительные фонды и некоммерческие организации. Фонды ищут тех, кто сможет привлечь внимание и средства на важные дела.
- Маркетинговые агентства. Эксперты здесь, как правило, ведут проекты для нескольких клиентов одновременно. К примеру, ведут продвижение, налаживают взаимодействие с аудиторией, взаимодействуют с сотрудниками по поводу кампаний.
Некоторые специалисты по коммуникациям работают на фрилансе — к примеру, берут разовые заказы по продвижению или пишут пресс-релизы заказчикам.
Как может развиваться карьера
Карьера специалиста по коммуникациям — это не линейный путь от стажёра до начальника, а многомерное развитие. Так что можно расти как внутри одной компании, так и за её пределами, строя карьеру по принципу собранного портфолио, а не по карьерной лестнице.
Вертикальный рост — от исполнителя к руководителю. Это традиционный путь карьеры, при котором специалист набирается опыта, потом берёт на себя всё больше ответственности, управляет командой и влияет на стратегию компании. Тут возможны варианты роста до старшего специалиста, руководителя отдела коммуникаций или директора по коммуникациям.
Горизонтальное развитие — от универсала к эксперту. Это уже другой рост, когда расширяются навыки и компетенции специалиста — он не становится руководителем, но расширяет круг задач или переходит к более интересным проектам. Например, можно начать путь в карьере с работы с внутренними социальными сетями, а потом начать заниматься внутренними коммуникациями в компании или дополнительно проводить мероприятия.
Особо опытные специалисты могут:
- Углубиться в конкретную специализацию. Например, PR в науке и образовании, цифровой PR и коммуникации в соцсетях, или вообще внутренние коммуникации и налаживание диалога внутри компании, повышение вовлечённости сотрудников, формирование корпоративной культуры.
- Перейти в смежные профессии. Навыки коммуникации востребованы во многих сферах. Можно стать, например, копирайтером, продюсером медиапроектов или журналистом. Про этих специалистов подробнее можно прочитать в статьях «Продюсер онлайн-курсов» и «Журналист».
- Стать преподавателем или экспертом. Можно преподавать в вузе или бизнес-школе, создать свой авторский учебный курс или вообще стать экспертом в СМИ и комментировать события, давать интервью и участвовать в дискуссиях.
Сколько зарабатывает специалист по коммуникациям
Зарплата специалиста по коммуникациям определяется множеством факторов, например:
- Сфера работы. Специалисты в сфере финансов и IT получают гораздо большую оплату, чем их коллеги в социальной сфере.
- Навыки и компетенции. Дополнительные умения помогут повысить зарплату. Подойдут дополнительные курсы или участие в профессиональных конференциях и другое.
Примеры вакансий в июле 2025-го года:
- Ведущий специалист по коммуникациям с экспертами в Казани. Специалисту с опытом работы от 3-х лет готовы платить от 50 000 рублей в месяц. Работать предстоит в университете. В числе обязанностей: поддерживать контакты с внешними экспертами и преподавателями для привлечения к педагогической деятельности и экспертизе образовательных программ, налаживать партнёрские отношения с учебными заведениями.
- Специалист по коммуникациям, маркетингу и контенту в Калуге. Специалисту с опытом работы от года предлагают от 60 000 рублей. Обязанности: разработка и реализация стратегии продвижения компании в социальных сетях; создание и публикация контента, включая тексты, изображения и видео; подготовка презентаций и рекламных материалов.
- Маркетолог, специалист по коммуникациям в диджитал-агентство в Иркутске. Специалисту с опытом от года готовы платить от 70 000 рублей. Предстоит искать и подбирать блогеров для инфлюенс-маркетинга, вести переговоры и контролировать размещения; организовывать посевы и размещения в соцсетях; придумывать и запускать коллаборации — от локальных партнёрств до больших федеральных интеграций.
Как стать специалистом по коммуникациям
Высшее образование специалисту по коммуникациям желательно, но не всегда обязательно — всё зависит от направления работы. Например, для работы в крупных компаниях, международных брендах или госструктурах — диплом по направлениям вроде PR, маркетинга, журналистики или менеджмента часто входит в обязательные требования. Без высшего образования невозможен и карьерный рост.
А вот если работать планируется на фрилансе, где больше ценится практика, портфолио и навыки, чем диплом, то достаточно пройти краткосрочные курсы. Ещё в нишевых направлениях — внутренние коммуникации или SMM — часто берут на работу людей без профильного образования, но с опытом, креативностью и гибкостью мышления.
Есть разные варианты образования: среднее профессиональное, высшее или дополнительное. Итак, обо всём по порядку.
Среднее профессиональное образование. Можно получить его после 9-го класса школы или любого другого уровня обучения. Сделать это можно в колледжах, техникумах или училищах. Подробнее — в статье «Что такое среднее профессиональное образование».
К примеру, в Колледже «Синергия» есть направления «Специалист по рекламе» и «Интернет-маркетинг». Студенты обеих программ изучают стратегический маркетинг, планирование продаж, продвижение рекламы и управление связями с общественностью. Вторая программа делает больший упор на интернет-технологии и базы данных в качестве инструментов управления маркетингом.
Высшее образование. Это обучение, доступное в вузах после 11-го класса и последующих этапов. Есть разные уровни: бакалавриат, специалитет, магистратура и так далее. Об этом читайте в статье «Чем отличаются бакалавриат, специалитет и магистратура».
В Университете «Синергия» можно подобрать интересные варианты программ, например:
- Программа бакалавриата «Интернет-маркетинг». Обучение длится 4 года. Поступить можно после школы, колледжа или даже другого вуза. Программа разработана для подготовки специалистов в области маркетинга и анализа данных. Студенты изучают основы рекламы и PR, контент-маркетинг, дизайн и даже работу с технологиями.
- Программа магистратуры «Цифровые медиакоммуникации». Срок обучения составляет 2 года и 6 месяцев. Поступить можно после бакалавриата или специалитета. На программе студенты изучают основы создания контента для цифровых медиаплатформ: социальных сетей, блогов, видеохостингов и других. А также углублённо изучают аналитику и метрики, чтобы оценивать эффективность коммуникационных стратегий.
Дополнительное профессиональное образование. Это курсы. Они подойдут тем, кто хочет получить новые навыки и знания. Также курсы доступны, если хотите освоить новую специальность — например, если уже отучились на социолога и теперь хотите получить квалификацию маркетолога.
В Университете Синергия доступны такие курсы:
- Онлайн-курс «Личный бренд» (3 месяца). В короткие сроки обучающиеся узнают, как правильно выстраивать личный бренд, а также как достичь как карьерных, так и личных целей через эффективное использование собственного бренда.
- Онлайн-курс «Маркетинг и PR в event-индустрии» (1,5 месяца). На курсе обучают основным маркетинговым и PR-технологиям, которые необходимы для успешного продвижения мероприятий. Студенты освоят инструменты привлечения аудитории, создания имиджа и взаимодействия с общественностью и СМИ, чтобы повысить узнаваемость и популярность событий.
Подобрать подходящие программы могут наши менеджеры. Оставьте контакты, чтобы специалисты связались с вами и помогли с выбором.