Представьте, сеть ресторанов столкнулась с проблемой — в соцсетях разгорелся скандал после того, как посетитель опубликовал видео с испорченным блюдом. Ролик набрал миллионы просмотров, СМИ подхватили историю, а в комментариях развернулась настоящая травля бренда.
Именно в этот момент в дело вступает специалист по связям с общественностью или PR-специалист. В первые же часы он организует внутреннее расследование и готовит официальное заявление от имени компании. Одновременно его команда выявляет автора видео и выясняет мотивы происходящего — вдруг это конкуренты.
Специалист по связям с общественностью формирует положительный образ компании, бренда или личности, управляет репутацией и взаимодействует со СМИ и партнёрами. В государственных учреждениях чаще используют официальное название «специалист по связям с общественностью», а в коммерческих организациях — «PR-специалист».
Однако такой специалист нужен не только в кризисных ситуациях — у него есть и повседневные обязанности. Так, он ежедневно следит за репутацией бренда, создаёт стратегии по формированию имиджа компании и не только. Всё остальное рассказываем в статье.
Как проходят рабочие дни специалиста
Ежедневно в своей работе специалист по связям с общественностью сочетает творчество, аналитику и оперативное реагирование. Он создаёт целые медиастратегии — это детальный план продвижения бренда, продукта или персоны в информационном пространстве.
Рассмотрим подробнее типичный рабочий день PR-специалиста:
- Анализирует ситуацию. Проверяет, что пишут о компании или бренде СМИ, какие упоминания появились в соцсетях, как реагируют пользователи. Например, он замечает негативную реакцию на новый продукт и предлагает команде написать официальный ответ.
- Создаёт контент. Составляет идеи текстов для постов, рассылает пресс-релизы — официальные информационные сообщения для журналистов о важном событии, новости или изменениях. Например, специалист может подготовить анонс открытия нового филиала компании.
- Общается с журналистами: отвечает на запросы, отправляет материалы, предлагает идеи для публикаций. Например, если в компании готовится официальное мероприятие, PR-специалист связывается с журналистом, который собирает материал об этом.
- Организовывает мероприятия: планирует и проводит презентации, конференции, пресс-туры, фестивали, выставки. Например, он может организовать онлайн-презентацию нового курса обучения с приглашённым экспертом.
- Контролирует тон публикаций. Специалист по связям с общественностью следит за тем, как компания представлена в интернете и СМИ, делает выводы. Например, он собирает аналитику после телевизионного интервью руководителя.
- Организовывает кризисный PR. В случае скандала он быстро реагирует, готовит заявления, координирует действия команды. Например, если авиакомпания столкнулась с массовым недовольством клиентов на ценообразование, PR-специалист может предложить варианты улучшения репутации — например, сделать скидки на будущие перелёты.
Есть смежная специальность «PR-менеджер». Обязанности такого специалиста глобально включают стратегическое планирование и руководство командой. В то время как PR-специалист чаще выполняет конкретные задачи, которые были описаны выше.Справка
Кому подойдёт профессия
Профессия специалиста по связям с общественностью подойдёт людям, которые сочетают в себе аналитическое мышление, креативность и умение работать в стрессовых условиях.
PR-специалисты участвуют в переговорах с журналистами, представителями изданий и иногда даже с контролирующими органами. Нужно быть готовым к работе с людьми.
Ещё несколько необходимых качеств и навыков специалиста:
- Умение находить подход к каждому. Понимание эмоций окружающих помогает лучше выстраивать отношения с партнёрами, сотрудниками и прессой. Способность считывать настроение аудитории позволяет эффективнее управлять репутационными рисками.
- Уверенность в своих силах. Представление компании или клиента перед аудиторией требует уверенности и способности держать удар даже в сложных ситуациях.
Сложность профессии
Где работать специалисту по связям с общественностью
Такой специалист востребован там, где заботятся о репутации. А делают это и в частных, и в государственных компаниях. Например, в каждом ведомстве есть пресс-служба, где работают специалисты по связям с общественностью, будь то правительство или служба исполнения наказаний. А в частных компаниях есть целые отделы с PR-специалистами.
Специалисты по связям с общественностью востребованы во множестве отраслей:
- Рекламные и PR-агентства. Здесь они занимаются комплексным продвижением и созданием имиджа компании, фирмы или конкретного человека.
- Компании и бренды товаров и услуг. PR-специалисты участвуют в формировании позиционирования, работают над корпоративной культурой и внешними коммуникациями.
- Государственные и муниципальные структуры. Специалисты работают в пресс-службе организации. Они помогают информировать граждан, объяснять решения власти, проводить просветительские кампании.
- Образовательные и научные учреждения. Здесь специалисты рассказывают о новых исследованиях, учёных, возможностях обучения. Например, специалисты по связям с общественностью организуют встречу учёных с журналистами.
- IT-стартапы и технологические компании. Специалисты по связям с общественностью привлекают внимание аудитории к новым продуктам и разработкам. Скажем, организуют презентации для инвесторов с демонстрацией прототипов.
- Театры, кино, музеи, культурные центры. Здесь эксперты формирования имиджа популяризируют мероприятия, артистов, художников и не только. Например, PR-специалист может пригласить звёзд на закрытый показ и устроить фотовыставку художника или артиста.
- Фриланс. Специалисты участвуют в проектах, создают онлайн-курсы, повышают узнаваемость людей, компаний, брендов и себя в том числе.
Как может развиваться карьера
Опытный специалист может стать:
- Директором по коммуникациям. Это высшее звено управления связями с общественностью крупной корпорации или госструктуры. Такой специалист несёт ответственность за разработку и реализацию глобальной стратегии продвижения бренда и создание имиджа компании.
- Партнёром консалтингового агентства или основателем собственного бизнеса. Амбициозные специалисты открывают агентства, становятся консультантами. Они работают внештатно, консультируя крупных клиентов по вопросам репутации и построения бренд-коммуникаций.
- Экспертом в конкретной области. Многие PR-специалисты углубляются в одну из ниш и становятся экспертами в определённой области. Например, из общего PR можно перейти в сферу работы с известными людьми — стать PR-менеджером знаменитости или политика.
Вы слышали о «чёрном PR»? Это PR-кампании, которые создаются с целью принизить конкурентов. К примеру, во время политических выборов иногда команды одного кандидата запускают скрытую кампанию против его основного соперника. Они пишут фейковые комментарии с недовольствами, «находят» подставных жертв или публикуют выдуманные новости о кандидате. Таким образом рейтинг соперника может снизиться, если вовремя и профессионально не сработают его PR-специалисты.Интересный факт
Сколько зарабатывает специалист по связям с общественностью
На зарплату специалиста по связям с общественностью могут влиять:
- опыт и навыки специалиста;
- регион и место работы;
- специализация профессионала и сложность проектов.
Мы подобрали несколько вакансий по профессии (июль 2025-го года):
- Специалист по связям с общественностью в Сургуте. Начинающему специалисту обещают платить от 100 000 рублей в месяц. Работать предстоит в одной из крупнейших энергосбытовых компаний в Уральском федеральном округе.
- Специалист пресс-службы в Москве. Специалисту с опытом от года будут платить от 150 000 рублей в месяц. Работать предстоит в центре военно-спортивной подготовки и патриотического воспитания молодёжи.
- Ведущий специалист по связям с общественностью в Тюмени. Специалисту с опытом от 3-х лет обещают от 114 189 до 114 189 рублей в месяц. Работать предстоит в авиакомпании.
Как стать специалистом по связям с общественностью
Профильное образование для этой профессии не строго обязательно, но желательно. Если хотите идти выше по карьерной лестнице или работать в крупных компаниях, лучше получить диплом. В государственных учреждениях, например, в пресс-службах органов власти, диплом скорее всего потребуют ещё при трудоустройстве. В частных компаниях много решают навыки и опыт.
Направления, связанные с PR, есть на факультетах рекламы, журналистики, социальных наук или маркетинга. Приведём несколько примеров программ в «Синергии».
Колледж. Можно начать учиться здесь после 9-го класса школы, но также принимают и с аттестатом об окончании 11-ти классов. Есть направления:
- «Специалист по рекламе». Программа нацелена на изучение основ рекламы, маркетинга, брендинга и PR, получение знаний для разработки креативных концепций и ярких рекламных кампаний.
- «Интернет-маркетинг». Упор программы на интернет-технологиях и базах данных в качестве инструментов управления маркетингом. Студенты приобретают навыки стратегического маркетинга, планирования продаж, продвижения рекламы и управления связями с общественностью.
Высшее образование. На бакалавриат или специалитет можно поступить после окончания 11-ти классов школы, колледжа или даже другого вуза. Учёба занимает от 4-х до 5-ти лет. Затем можно продолжить путь на программах магистратуры. Узнать больше об этих уровнях высшего образования можно в нашей статье «Чем отличаются бакалавриат, специалитет и магистратура».
У нас в Университете есть разные программы бакалавриата, например:
- «Управление проектами в медиаиндустрии». Выпускники данной программы имеют широкий кругозор, активно развивают смежные навыки: начиная с редактирования текстов и заканчивая программированием. Они смогут работать в сферах PR, маркетинга, медиаменеджмента, дизайна и журналистики.
- «Рекламный бизнес и продвижение цифрового продукта». Программа направлена на изучение основ рекламного бизнеса, маркетинга и продвижения цифровых продуктов. Выпускники смогут создавать креативные рекламные концепции, разрабатывать медиапланы, анализировать данные и метрики в цифровом маркетинге и управлять брендом.
Далее подойдёт программа магистратуры «Бренд-стратегия в цифровых коммуникациях». Срок обучения 2 года и 5 месяцев. Акцент сделан на углублённом изучении как брендинговых классических предметов, так и диджитал-предметов и постоянную практику. Обучение нацелено на то, чтобы после окончания выпускник мог решать бизнес-задачи, применяя используя целый спектр инструментов.
Курсы. Это краткосрочные программы. Например, PR-специалисту на фрилансе надо в первую очередь развивать себя, как бренд, иначе заказов не будет. Подходящий для этого курс — «Личный бренд». В короткие сроки обучающиеся узнают, как достичь как карьерных, так и личных целей через эффективное использование собственного бренда.
Подробнее о подходящих программах расскажут менеджеры. Оставьте контакты, чтобы специалисты связались с вами и помогли с выбором.