Заполните форму и наш менеджер свяжется с вами
Операционный менеджмент: что это, как он работает и какие навыки важны для специалистов
11 июня 2024

Операционный менеджмент: что это, как он работает и какие навыки важны для специалистов

Операционный менеджмент: что это, как он работает и какие навыки важны для специалистов

Содержание статьи

    Начать бесплатно

    Операционный менеджмент, или operations management, помогает управлять процессами производства, улучшать их эффективность, чтобы сократить издержки и повысить прибыль. В статье рассказываем о принципах работы, необходимых навыках, даем пошаговую инструкцию внедрения и приводим успешные примеры.

    Подберите программу обучения, узнайте проходной балл и начните учиться бесплатно

    Что такое операционный менеджмент

    Операционный менеджмент – это контроль и улучшение процессов производства товаров или услуг. Задача руководителя – добиться лучшего результата при минимальных издержках. К примеру, компания выпускает мороженое. Часть продуктов оказалась в дефиците, и цена выросла. Чтобы не поднимать рыночную стоимость, производитель решает найти поставщика с более выгодным предложением и сохраняет себестоимость.

    Стиль управления отличается двумя особенностями:

    • Сфокусирован на основной деятельности компании.
    • Главная цель – улучшить бизнес-процессы. Операционный менеджер занимается управлением, совершенствованием качества, оптимизацией затрат, развитием команды.

    К трем главным направлениям operations management относятся:

    • Производство. Решает, какие продукты и в каком объеме должно создать предприятие. Управляет запасами материалов, сырья и готового товара на складе.
    • Издержки. Определяет количество требуемых ресурсов.
    • Качество. Оценивает, насколько предложение удовлетворяет запросы клиентов.

    Фокус на одном из направлений приводит к стагнации другого. Простыми словами, задача менеджера – найти баланс между тремя сферами, опираясь на цели и возможности компании.

    Источник: ru.freepik.com

    Почему он важен для бизнеса

    В основе концепции лежит руководство людьми. Это базовая управленческая функция, которая, согласно Анри Файолю, включает пять основных задач:

    • Планирование. Навык постановки четкой понятной цели.
    • Организация. Умение разделять большие задачи на более мелкие и назначать исполнителей в зависимости от профессиональных и личностных качеств.
    • Мотивация. Способность вдохновлять сотрудников на результат, выбирать релевантные методы поощрения.
    • Координация. Анализ ключевых показателей, поиск и устранение ошибок, принятие решений.
    • Контроль. Проверка эффективности.

    Грамотное операционное управление помогает:

    • Рационально распределять ресурсы. Правильный расход приводит к снижению издержек и росту прибыли.
    • Повышать качество предоставляемых услуг или выпускаемой продукции. Использование новых технологий, продуманная система контроля и мотивации помогают улучшить предложение.
    • Вносить своевременные коррективы в деятельность и структуру фирмы. Регулярный анализ ключевых показателей помогает заметить ошибки и устранить их.
    • Совершенствовать дополнительные бизнес-процессы. Например, сократить время доставки, автоматизировать расчет окладов.
    • Построить финансовую модель предприятия. Менеджер рассчитывает unit-экономику, определяет прибыльность компании, оценивает денежные риски, разрабатывает меры предотвращения угроз.

    Как работает операционный менеджмент

    Пошаговая инструкция:

    1. Изучите стратегию компанию. Прежде чем внедрять операционное управление, нужно понять, куда движется организация, какие цели требуется достичь через пять, десять лет.
    2. Ознакомьтесь с ценностями и корпоративной культурой. Учитывайте установленные стандарты при взаимодействии с командой.
    3. Выделите конкретную задачу менеджмента. Например, снизить себестоимость товара без потери качества, масштабировать продукт на новые рынки, привлечь аудиторию конкурентов.
    4. Разделите цель на небольшие операции. К примеру, чтобы привлечь финансовые вложения в проект, нужно подготовить презентацию продукта, пригласить потенциальных инвесторов, выбрать дату и место встречи.
    5. Определите измеримые показатели успеха. Опирайтесь на маркетинговые инструменты и цифры, чтобы оценить результативность работы.
    6. Проанализируйте текущее состояние компании. Изучите доступные ресурсы. Обозначьте, каких возможностей недостает для достижения поставленной цели.
    7. Разработайте операционную стратегию. Приоритезируйте этапы и назначьте исполнителей.
    8. Проследите за выполнением поручений.

    Какие навыки нужны специалистам

    За управление бизнес-процессами отвечает операционный директор. Он осуществляет сопровождение работы сотрудников, контролирует качество, вносит изменения в производственную деятельность компании.

    Для успешного выполнения обязанностей специалист должен обладать рядом качеств:

    • Коммуникабельность и умение находить подход к любому сотруднику. Навык планирования работы департаментов, мотивации персонала на результат, создания благоприятной атмосферы в коллективе.
    • Ответственность. Принятие решений – ключевая задача управленца. Менеджер должен внимательно оценивать риски, выстраивать бизнес-процессы, чтобы не допустить сбоев и финансовых издержек.
    • Навык постановки задач. Руководитель должен обеспечить сотрудников необходимой информацией для выполнения поручения, обозначить дедлайны, ответить на вопросы.
    • Осведомленность о тенденциях. Операционному менеджеру стоить следить за появляющимися технологиями, чтобы вовремя внедрить новинку в производство и увеличить прибыль.
    • Стратегическое мышление. Руководитель должен видеть взаимосвязь бизнес-процессов, предугадывать развитие компании и вносить изменения для повышения результативности.
    • Аналитическое мышление. Навык работать с большими объемами данных, оценивать метрики и находить слабые места поможет эффективно выстроить работу.
    • Базовые знания в области продукта. Человеку, незнакомому с производством бытовой химии, сложно оптимизировать процессы на таком предприятии.

    Примеры успешного применения

    • Компания IKEA сокращает издержки с помощью производства в странах с дешевой рабочей силой – в Китае и Бангладеше. Фирма выбирает недорогие сорта древесины, а магазины и склады открывает за пределами городов, чтобы снизить затраты на аренду.
    • Для экономии средств стоматологическая клиника «НоваДент» нанимает фрилансеров, занимающихся настройкой контекстной рекламы, SEO-оптимизацией, дизайном сайта.
    • Digital-агентство Trafficmall закрыло нерентабельный отдел, который привел к потере 1,5 миллионов рублей. Это позволило сохранить бюджет и развивать более выгодные направления.

    Источник: ru.freepik.com

    Типичные ошибки и как их исправить

    • Отсутствие ориентации на стратегию. Долгосрочное планирование не принесет результата без взаимосвязи с текущими задачами. При постановке целей опирайтесь на видение компании через несколько лет.
    • Нехватка данных для оптимизации бизнес-процессов. Соберите необходимые сведения о компании, изучите метрики, чтобы выявить пробелы в менеджменте и устранить их.
    • Нереалистичное планирование. Учитывайте ресурсы и возможности компании. Не допускайте перегрузки некоторых сфер операционной деятельности предприятия. Например, привлекайте такой поток клиентов, с которым способна справиться производственная линия.
    • Игнорирование опыта прошлых лет. Изучите текущие показатели фирмы и результаты за предыдущие периоды. Это поможет увидеть динамику производства, предельную мощность, спрогнозировать будущее развитие.

    Главное, что нужно знать

    1. Операционный менеджмент – это управление процессами производства товаров или услуг.
    2. К основным функциям относятся: планирование, организация, мотивация, координация, контроль.
    3. Помогает рационально распределять ресурсы, повышать качество предоставляемых услуг или выпускаемой продукции, вносить своевременные изменения в деятельность фирмы, строить финансовую модель предприятия.
    4. Чтобы внедрить операционный менеджмент в компанию, изучите стратегию предприятия, поставьте цель, разделите ее на мелкие задачи, установите метрики эффективности, проанализируйте текущее состояние фирмы, приоритезируйте этапы стратегии, назначьте исполнителей, проконтролируйте выполнение.
    5. К важным качествам успешного операционного менеджера относятся: коммуникабельность, умение управлять командой, ответственность, привычка следить за тенденциями, стратегическое и аналитическое мышление.

    Адреса поступления

    ЦФО
    г. Москва, Ленинградский пр-кт, д. 80, корпус Г
    Сокол
    +7 495 800–10–01 8 800 100–00–11
    Подберите программу обучения и начните учиться бесплатно
    Оставьте заявку, и мы откроем бесплатный доступ к вводной части обучения
    1 минута и 6 вопросов,
    чтобы узнать подходящую
    профессию
    Пройдите тест, чтобы узнать, на кого вам лучше учиться
    Начать бесплатно

    Подобрать программу и поступить

    Заполните форму и наш менеджер свяжется с вами
    Подберите программу обучения и начните учиться бесплатно
    Добро пожаловать
    Мы готовы ответить на Ваши вопросы
    WhatsAppTelegramПозвонить
    Уважаемый посетитель
    Если у вас есть вопрос, предложение или жалоба, пожалуйста, заполните короткую форму и изложите суть обращения в текстовом поле ниже. Мы обязательно с ним ознакомимся и в  30 - дневный срок ответим на указанный вами адрес электронной почты.
    30 дней
    * все поля обязательны для заполнения
    Jivo
    DMCA.com Protection Status