В дизайн-индустрии принято различать специалистов не только по области специализации, но и по уровню профессионализма. Уровни дизайнеров — это этапы их профессионального развития. Существует три основных - джуниор, мидл, сеньор, а также дополнительные, более высокие — арт-директор, lead-дизайнер, principle-дизайнер и другие. Расскажем, какие бывают уровни, как перейти от джуниора к сеньору и какие навыки для этого понадобятся.
Что такое уровни дизайнеров
Каждый этап развития дизайнера, который также называется грейд, означает уровень квалификации, образования, навыков, опыта и достижений в профессии. Грейд дизайнера не связан со специализацией. По профессии дизайнер независимо от уровня может работать в разных областях — быть дизайнером полиграфии, интерьеров, UX/UI-дизайнером
Джуниор (Junior)
- Джуниор — начальный этап в развитии дизайнера. На этом уровне специалист:
- Получает теоретическую подготовку.
- Изучает основные инструменты, программы Figma, Adobe (Photoshop, Illustrator).
- Разбирается в композиции и цвете.
- Выполняет небольшие простые задачи, например отрисовка фона или доработка макета.
- Умеет работать с референсами, вносить правки, подбирать шрифты.
У джуниора пока нет опыта, он еще формируется как профессионал, и ему нужна помощь ментора, руководство мидла или сеньора. Он работает не над проектом в целом, а над его частью.
Ценность джуна — в умении задавать вопросы, быстро учиться, в заинтересованности и активности. Стать джуниором можно после курсов дизайна, а проработать в качестве начинающего придется не менее года. Это самое непростое время, когда надо проявить себя, закрепиться в профессии, пока нет портфолио, базы клиентов и признания коллег.
Источник: ru.freepik.com
Мидл (Middle)
Мидл-дизайнер — более продвинутый уровень, когда специалист обладает всеми навыками джуниора, имеет широкие теоретические знания, но уже превосходит его по хард- и софт-скиллам:
- Имеет практический опыт работы не менее года, обычно до 3 лет.
- Умеет применять свои знания и принимать решения.
- Имеет опыт работы с заказчиками, знает, как представлять результаты проекта клиенту.
- Анализирует задачи проекта.
- Помимо графических программ, осваивает программы управления проектами.
- В подчинении может быть несколько джунов.
- Имеет базовые знания в смежных своей специализации областях.
- Может сам рассчитывать сроки исполнения и придерживаться их.
Мидл во многом уже работает самостоятельно, может отвечать за важную часть проекта, но еще нуждается в супервизии. Например, под руководством сеньора делает отдельные страницы в интерфейсе проекта. Мидл уже видит не только свою часть работы, но и проект в целом.
Сеньор (Senior)
Сеньор — это полностью самостоятельный дизайнер, который владеет всеми навыками мидла плюс умением управлять командой. Это специалист с большим опытом (от 3 лет), он решает задачи автономно и глубоко компетентен в свой области. Одна из основных его ценностей — он работает со стратегиями и понимает свои задачи с точки зрения эффективности компании.
- Разбирается в графических, 3D, motion-design и html/css-программах, софте для управления командой.
- Взаимодействует с руководителями и всей командой проекта: маркетологами, разработчиками, инженерами
и т. д. - В подчинении сеньора находятся джуниоры и мидлы.
- Умеет обучать подчиненных, быть наставником.
- Создает проект от нуля до конца.
- Имеет экспертность в своей области.
- Может объяснить свои решения и концепции, находить решение проблем, решать сложные задачи и достигать лучшего результата.
- Владеет всеми данными проекта, знает его суть.
- Работает с ключевыми заказчиками.
- Может вести сразу несколько проектов.
Сеньор может стать менеджером, руководителем департамента дизайна в компании, а также топовым экспертом в своем деле. Развиваясь как дизайнер — создает новое, реализует необычные идеи, которые помогут компании развиваться, а команде работать эффективнее.
Арт-директор
Арт-директор и сеньор-дизайнер — часто один и тот же человек. У него большой опыт и расширенные навыки. Это влиятельный человек в структуре компании, он понимает тренды дизайна, может брать на себя стратегические решения.
- Понимает стратегические задачи и цели проекта, видит общую картину.
- Имеет полномочия принимать решения и может брать на себя ответственность.
- Формирует имидж и визуальные отличия бренда.
- Умеет анализировать рынок.
- Понимает потребности пользователей.
- Руководит командой.
Топ-дизайнер самого высокого уровня имеет высокую экспертность, известность, предлагает идеи, которые могут изменить рынок.
Как определить свой уровень
При найме на работу в дизайн-студию или IT-компанию, нужно определить уровень. Для работодателей это важно, чтобы понимать, какие задачи ставить сотруднику, какую зарплату ему предложить, что будет входить в его обязанности.
Для дизайнера важно понимать свой уровень, чтобы знать, куда двигаться, какие скиллы прокачивать, на какой уровень зарплаты он может претендовать, что нужно для достижения следующего уровня.
При этом границы уровней не очень четкие, в каждой компании может быть свое видение развития. Многие процессы в работе изменчивы и не похожи на другие. Например, дизайнер, который работал в небольшой компании сеньором, может прийти в крупный проект мидлом, и наоборот.
Как подняться с уровня джуниор на мидл
Все начинают с джуниора, и чтобы подняться выше и стать мидлом, нужно приложить некоторые усилия:
- Постоянно учиться, изучать новые программы, смежные виды дизайна, например 3D- и motion-дизайн.
- Развивать насмотренность.
- Хорошо владеть инструментами дизайнера.
- Предлагать идеи.
- Задавать много вопросов о продукте, задачах, быть любознательным.
- Внимательно воспринимать информацию от мидла и сеньора.
- Учиться принимать решения.
- Развивать тайм-менеджемент — ставить сроки и придерживаться их.
- Отличать качественный дизайн от некачественного.
- Стараться делать разные задачи.
Стремление расти всегда оценивается высоко. Вы всегда можете прямо спросить у своих руководителей, что нужно, чтобы стать мидлом, и идти к этому.
Источник: ru.freepik.com
Как стать сеньором
Для того, чтобы стать сеньором, необходимо иметь внутреннюю уверенность в себе и готовность взять на себя управление и ответственность.
- Вникать во все задачи, даже самые простые, и понимать, насколько они важны, в чем их смысл и цель.
- Выбирать проекты, в которых есть возможность расти.
- Не только сосредотачиваться на выполнении задач, но и учиться понимать заказчиков. Сеньор не просто создает дизайн из своего воображения, но и учитывает потребности пользователей, умеет вызывать эмоции. Для этого стоит знать, что нужно заказчику — например, простой и ясный дизайн, или витиеватый и красивый. Каждый дизайн должен быть ориентирован на пользователя.
- Проявлять эмпатию к своим клиентам. Эмоции и опыт превращаются в идеальный дизайн, если дизайнер чувствует эмоции других.
- Развивать навыки общения. Коммуникативные навыки важны для дизайнера, чтобы уметь объяснить свои решения, для работы в команде, для взаимодействия с заказчиками. Главная цель — решать проблемы пользователей.
- Выстраивать отношения с разработчиками и другими членами команды. Нужно уметь работать с другими специалистами, понимать их желания разработчиков и их подход к работе. Это важные навыки для работы в команде, которые позволяют создавать наилучший дизайн.
- Учитывать другие составляющие контента, в котором есть не только визуал, но и текст или программные решения. Дизайнер высокого уровня видит все в целом.
- Дизайнер-сеньор всегда может объяснить, почему принял такое решение в дизайне. Это облегчает взаимодействие с заказчиками, способность отстаивать свои решения, лучше понимать, что хочет изменить заказчик. Ваши решения должны быть продуманными и за каждое вы можете ответить.
- Принимать трудности с позитивом — это возможность вырасти профессионально, лучше понимать задачи дизайнера и ожидания пользователей.
Главное, что нужно знать
- Существует три основных грейда дизайнеров — джуниор, мидл и сеньор. От джуниора можно вырасти до сеньора и выше — до арт-директора и топ-дизайнера.
- Чтобы стать сеньором, нужно много учиться, развивать профессиональные навыки, умение управлять командой и софт-скиллы. Подняться до сеньора можно всего за 3 года.
- Не забывайте, что путь каждого человека, особенно творческого, уникален. Нужно стремиться к росту и развиваться независимо от рамок грейда.