Заполните форму и наш менеджер свяжется с вами
Профессия “нарративный дизайнер”
10 сентября 2024

Профессия «нарративный дизайнер»

Профессия “нарративный дизайнер”

Содержание статьи

    Начать бесплатно

    Нарративный дизайнер – это специалист, который отвечает за логическую связь между сценарным содержанием игры, геймплеем и механиками. Он решает, каким способом пользователь погружается в повествование и влияет на него. В статье рассказываем, какие обязанности входят в профессию, что важно уметь и как трудоустроиться без опыта.

    Подберите программу обучения, узнайте проходной балл и начните учиться бесплатно

    Что такое “нарратив”

    Понятие «нарратив» применяют в литературоведении, юриспруденции, психологии, разработке видеоигр. По определению Адриана Хмеляжа и Томаса Грипа, в геймдеве это полнота игрового опыта и уникальность каждого отдельного прохождения. Согласно онлайн-школе «Нарраторика», нарратив – это история, которую формирует пользователь во время игры. Человек сам создает образ и цель сюжета во взаимодействии с геймплеем. Задача нарративного дизайна – повлиять на повествование, которое мысленно выстраивает игрок.

    Нарратив в геймдеве – это история, которую рассказывает игра, и целостный опыт, который пользователь получает во время прохождения. Включает разные аспекты:

    • Сюжет. Совокупность событий, которые происходят.
    • Персонажи. Герои и антагонисты.
    • Диалоги. Разговоры между персонажами, которые раскрывают их характер, отношения.
    • Мир. Место, где происходит действие, включая атмосферу, культуру, историю, другие детали.
    • Геймплей. Механика игры, которая влияет на рассказ истории. Например, в ролевой игре (RPG) игрок может принимать решения, которые изменяют сюжет.
    • Визуальная часть. Графика, анимация, музыка, звуковые эффекты, которые создают атмосферу и настроение.

    Нарратив в геймдеве должен быть увлекательным и запоминающимся, чтобы игрок хотел пережить все события и пройти игру до конца.

    Сторителлинг в игре бывает двух типов:

    • Встроенный. Внедрен в игру изначально.
    • Эмерджентный. Спонтанный. Программисты предоставляют инструменты, с помощью которых пользователь осваивает и додумывает сюжет во время прохождения – через геймплей, окружение кат-сцены или комиксовые вставки. Это и есть нарратив. Разработчики решают, как игрок получает информацию, предсказывают, как он воспримет ее и оставляют зону для фантазии и свободного выбора там, где нет угрозы основной смысловой линии.

    Согласно исследователям Кэти Сален и Эрику Циммерману, эмергентность должна всегда присутствовать в игре, иначе она превратится в книгу или кино. Сегодня почти нельзя встретить продукт с исключительного спонтанным или встроенным сторителлингом. В большинство видеоигр в разных соотношениях внедрены оба подхода.

    Существуют два взгляда на то, содержит ли каждая игра нарратив. С академической точки зрения, это неотъемлемая часть работы человеческого мозга, потому что мы всегда придумываем истории о себе, мире, окружении. В этом смысле нарратив присутствует даже в Тетрисе. Но в практическом и техническом понимании, его там нет, потому что разработчики не пытались передать историю пользователю.

    Зачем он нужен игрокам

    Нарратив в видеоигре важен по нескольким причинам:

    • Погружение. Вовлекает в виртуальный мир, помогает почувствовать атмосферу.
    • Эмоциональная связь. Создает настроение игры.
    • Мотивация. Интригует пользователя, направляет на дальнейшее прохождение.
    • Смысл. Придает значимость игровому процессу, делая его не просто развлечением, а определенным опытом.
    • Понимание мира. Помогает понять принципы игры, историю, культуру и отношения между персонажами.
    • Размышления. Заставляет задумываться на разные темы: о жизни, морали, целях.

    Чем он отличается от повествования

    Нарративных дизайнеров (narrative designer) часто путают со сценаристами (game writers), которые продумывают сюжет, драматургию, мотивацию героев. Существует смежная профессия – игровой копирайтер. В функционал входит написание внутренних текстов – диалогов, подсказок, инструкций. Все это относится к повествованию, ход которого продумывают сценаристы.

    Чтобы развивать геймдев, не стоять на месте и отходить от привычных решений, нужно понимать разницу между терминами «нарратив» и «повествование». Второе означает историю, запечатленную в игровом процессе, сценарий, который формирует мотивацию пользователя на прохождение, и сюжет, то есть события, выстроенные в композиционном порядке.

    Отличия:

    • Повествование создает разработчик, а нарратив формируется игроками, которые дополняют сюжет личными фантазиями, предположениями, догадками.
    • Сценаристы отвечают за персонажей, а narrative designers – за пользователей.
    • Сценаристика занимается содержанием. Нарративный дизайн – это область разработки, которая создает форму взаимодействия игрока с сюжетом.
    • Сценаристы работают над стилистикой, грамматикой, драматургией текстов, а нарративщики – над оформлением катсцен, балансом, управлением.

    Подберите программу обучения, узнайте проходной балл и начните учиться бесплатно

    Кто такой нарративный дизайнер

    Профессия нарративщика появилась вместе с популяризацией кино и литературы в начале XX века. Первым зародилось сценарное искусство, затем на рынке оказались аркадные игры с минимальным сюжетом, а сегодня медиаиндустрия не может существовать без проработки сюжета, персонажей, атмосферы продукта.

    Нарратив включает все аспекты игрового процесса: от маркетинга до прохождения. От качества работы narrative designer зависит успешность игры, но не стоит переоценивать значение специалистов. Основная нагрузка лежит на режиссере. Нарративный дизайнер – объединение функций геймдизайнера и сценариста. Он не создает контент, а решает, как подать содержание в игре:

    • Создает сценарий и сюжет. Определяет ключевые события, чтобы сделать процесс увлекательным и запоминающимся для пользователей.
    • Продумывает диалоговые системы. Решает, как игрок взаимодействует с системой и окружением.
    • Следит за атмосферой виртуального мира.
    • Подбирает референсы (вспомогательные изображения, на основании которых художник создает визуальные объекты).
    • Учитывает в финальном продукте и игровом опыте систему квестов, диалогов, записок, интерфейс, сторителлинг, атмосферу. Проверяет, насколько все составляющие игры соотносятся друг с другом.
    • Продумывает механики, их связь с окружением, временем и местом сцен.
    • Создает правила в игре.
    • Находит и устраняет противоречия между механиками игры и сюжетом.
    • Обеспечивает реалистичность вымышленного разработчиками мира. Погружает пользователя в историю, следит за тем, чтобы ничто не могло подорвать доверие игрока к виртуальному пространству и происходящим в нем событиям.
    • Проводит тестирование и адаптацию.

    Работа нарративного дизайнера включает три этапа:

    • Пре-продакшен. На основе готового концепт-документа придумывает, какие механики помогают раскрыть задумку. Например, решает, будет система диалогов интерактивной или нет, как игрок поймет, что закончилась кат-сцена.
    • Продакшен. Прорабатывает тексты со сценаристами, изучает действия персонажей, готовит ТЗ для художников, участвует в выборе саундтреков, озвучивании, следит за общим настроением игры.
    • Пост-продакшен. Исправляет баги, обновляет контент после релиза.

    Soft skills:

    • Креативность. Необходима, чтобы создать необычный сюжет и захватывающие сцены.
    • Образное мышление. Перед реализацией важно иметь визуальное представление о том, как сюжет и персонажи будут взаимодействовать.
    • Коммуникабельность. Для эффективной работы нужно наладить процесс общения и обмена опытом между геймдиректором, геймдизайнерами, художниками, сценаристами, нарративными дизайнерами и другими членами команды.
    • Аналитические способности. Для подготовки повествования важно учитывать реальные исторические и культурные аспекты, сопоставлять их с виртуальным миром.
    • Пунктуальность. Скорость и бюджет разработки зависят от дедлайнов. Участники команды должны распределять время так, чтобы в срок выполнять свою часть задач.

    Hard skills:

    • Знание сюжетной структуры.
    • Навык работы с персонажами. Умение создавать живых героев с мотивацией и развитием внутри истории.
    • Диалоговое мастерство. Создание увлекательных бесед.
    • Понимание игровых механик. Знание технических основ – игровых движков, таких как Unity, Unreal Engine, принципов создания геймплея.
    • Знание законов драматургии, жанров, основ сценарного мастерства.
    • Понимание, что такое game loop, мета, кривая сложности и т.д.
    • Опыт работы со специализированным программами для разработки сюжета: скриптовыми языками, текстовыми редакторами, средами разработки.
    • Понимание, из чего строится игровой баланс.
    • Владение иностранным языком. Знакомство с культурой другого народа пригодится в ходе продакшена.
    • Опыт работы с блок-схемами разного вида – Draw.io, Miro.

    Профессия подходит творческим людям с аналитическим мышлением, которые готовы погружаться в продукт, прорабатывать детали и находить интересные решения.

    Сколько зарабатывает специалист

    Зарплата отличается в зависимости от опыта работы. Согласно hh.ru, в Москве начинающий специалист получает в среднем 60 000 рублей, middle – 75 000, эксперт с опытом от 3 лет – 150 000. Вакансий в других регионах пока немного. Профессия только набирает популярность в России.

    Оклад сопоставим со смежными специальностями. По данным ГородРабот.ру, средняя зарплата гейм-дизайнера – 98 000 рублей, разработчика игр – 81 000, сценариста – 56 000.

    Какие плюсы и минусы профессии

    Плюсы

    Минусы

    • Творческая реализация. Возможность создавать увлекательные истории.
    • Востребованность. Narrative designers нужны в разных сферах: от игр до фильмов и анимации.
    • Работа в команде. Сотрудничество с другими креативными специалистами, чтобы создать нечто уникальное.
    • Высокая заработная плата
    • Высокая конкуренция. Недостаток вакансий на российском рынке труда.
    • Сложности с коммуникацией. Нужно правильно доносить идеи до заказчика и команды.
    • Трудно начать карьеру без опыта.

    Как получить профессию

    Где учиться

    Не существует стандартной образовательной программы для нарративных дизайнеров. Чтобы освоить специальность, можно выбрать несколько путей:

    • Поступить в вуз на факультет кинематографии, театрального искусства. Для этого потребуются результаты ЕГЭ по русскому языку, математике и в зависимости от вуза – по литературе, обществознанию, истории.
    • Поступить в университет на специальность, связанную с гейм-дизайном. Для этого потребуются результаты ЕГЭ по математике, русскому языку, информатике/физике. Геймдизайн – более широкое направление, которое поможет понять, интересна ли сфера деятельности в принципе.
    • Найти онлайн-курсы, которые помогут углубиться в профессию. При выборе нужно обращать внимание на актуальность образовательных программ.
    • Участвовать в мастер-классах, конференциях, семинарах. Это поможет следовать трендам и узнавать о новинках.
    • Развивать насмотренность через разные игры.

    Где работать

    Чтобы получить первый карьерный опыт, участвуйте в стартапах, поработайте стажером, создайте собственный проект – новеллу с несложными развилками сюжета. Собирайте портфолио для будущего трудоустройства на более высокие позиции. Карьерный рост возможен от младшего специалиста до главного сценариста, директора отдела и основателя собственной студии.

    Нарративные дизайнеры работают с различными жанрами и платформами: мобильными играми, онлайн-проектами, VR-приложениями. В силу этого возможен и горизонтальный рост.

    Какие перспективы профессии

    Эксперты в области нарративного дизайна становятся все более востребованными. Небольшие студии часто стремятся сэкономить на сотрудниках, нанимая сценариста и narrative designer в одном лице. Но это разные профессии, и разработчики начинают это осознавать.

    От качества работы нарративного геймдизайнера зависит игровой опыт и удовлетворенность пользователя. Чтобы стать трендовой, видеоигра должна быть детально продумана и логично выстроена. Она должна создавать неповторимую атмосферу.

    Адреса поступления

    ЦФО
    г. Москва, Ленинградский пр-кт, д. 80, корпус Г
    Сокол
    +7 495 800–10–01 8 800 100–00–11
    Подберите программу обучения и начните учиться бесплатно
    Оставьте заявку, и мы откроем бесплатный доступ к вводной части обучения
    1 минута и 6 вопросов,
    чтобы узнать подходящую
    профессию
    Пройдите тест, чтобы узнать, на кого вам лучше учиться
    Начать бесплатно

    Подобрать программу и поступить

    Заполните форму и наш менеджер свяжется с вами
    Подберите программу обучения и начните учиться бесплатно
    Добро пожаловать
    Мы готовы ответить на Ваши вопросы
    WhatsAppTelegramПозвонить
    Уважаемый посетитель
    Если у вас есть вопрос, предложение или жалоба, пожалуйста, заполните короткую форму и изложите суть обращения в текстовом поле ниже. Мы обязательно с ним ознакомимся и в  30 - дневный срок ответим на указанный вами адрес электронной почты.
    30 дней
    * все поля обязательны для заполнения
    Jivo
    DMCA.com Protection Status