Бренд-менеджер — это эксперт, который занимается разработкой стратегий для повышения узнаваемости бренда и укрепления позиций на рынке. Он придумывает идею продукта, его позиционирование, что влияет на отношение покупателя к бренду. В статье рассказываем, в чем заключается специфика работы специалиста по брендингу, кому подходит профессия и как ей овладеть.
Кто такой бренд-менеджер
Слово «brand» дословно переводится с английского как клеймо или торговая марка. В широком смысле под брэндом понимают комплекс индивидуальных характеристик продукта, которые подчеркивают оригинальность и помогают товару выделиться на фоне конкурентов. Главная задача бренд-менеджера состоит в том, чтобы сформировать устойчивый положительный образ товара или услуги в глазах потребителя.
Чем он занимается
Бренд-менеджер обладает всей информацией, которая касается продвигаемого бренда. Он глубоко понимает миссию компании, ее цели, стремления. Знает внутренние процессы и контролирует внешние. Классический список задач бренд-менеджера:
- Изучать потенциальных покупателей, отслеживать их потребности, предпочтения
- Анализировать рынок, следить за конкурентами
- Создавать идеи, определять рыночную позицию
- Взаимодействовать с целевой аудиторией, поддерживать положительный образ в сознании потребителей
- Отслеживать обратную связь, реакцию покупателей
- Разрабатывать маркетинговые и бизнес-стратегии, чтобы обеспечить эффективное продвижение бренда
- Проводить маркетинговые исследования — насколько образ совпадает с реальностью, как он воспринимается аудиторией, какую нишу занимает на рынке
- Мониторить результаты проделанной работы
- Управлять сотрудниками компании, следить за эффективностью работы подразделений
Дополнительные функции:
- Планировать бюджет
- Отслеживать рост фирмы относительно конкурентов
- Оценивать возможный объем реализации
- Выбирать каналы распространения
- Организовывать мероприятия, которые способствуют росту компании
- Разрабатывать брендбук, гайдлайн
- Оформлять места продаж товаров и услуг, создавать интерьер и экстерьер
- Обучать сотрудников
В каких сферах работает
В услугах бренд-менеджера нуждается каждая организация, которая занимается производством товара и пользуется маркетинговыми инструментами. Профессия широко востребована в таких областях:
- Маркетинговые и рекламные агентства
- IT-компании
- Промышленные предприятия
- Продажи в режиме онлайн
- Сфера финансов
- Коммерческие организации
- Розничная торговля
- Малое предпринимательство
Что должен знать
К профессиональным знаниям бренд-менеджера относят:
- Разбираться в инструментах аналитики. Этот навык потребуется при сборе информации о рынке, конкурентах, целевой аудитории. Чтобы грамотно проводить анализ эффективности стратегий, нужно понимать принципы работы Google Analytics, Яндекс Метрики. Для сбора и обработки данных используют такие сервисы, как: GFK, Nielsen.
- Обладать глубокими знаниями в сфере рекламы и маркетинга. Уметь настраивать рекламу в Яндекс Директ, Telegram Ads, VK Реклама, Google Ads.
- Работать в CRM-системах, таких как: Bitrix24, AmoCRM, RetailCRM. Это поможет структурировать бизнес-процессы.
- Разбираться в элементах бренда, которые формируют целостное восприятие компании. Сюда относят разработку логотипа, фирменных цветов, шрифтов, форму стиль. Элементы должны сочетаться между собой, создавать единый образ. Здесь поможет владение графическими редакторами. Например, Adobe Photoshop, Corel PaintShop Pro, Adobe Illustrator, Figma.
- Знать программы Excel, PowerPoint, Google Таблицы. Это поможет визуализировать информацию.
Какими навыками должен обладать
Soft skills, которые при должном развитии помогут добиться успеха в карьере:
- Коммуникабельность. Нужно уметь строить доверительные отношения с коллегами из разных отделов. Менеджер часто взаимодействует с клиентами, партнерами, СМИ. Он должен эффективно презентовать идеи для разных аудиторий.
- Креативность. Должность подразумевает постоянную генерацию идей. Нестандартное мышление поможет в создании имиджа организации, разработке маркетинговых кампаний с нуля.
- Аналитическое мышление требуется для анализа больших данных.
- Лидерские качества необходимы каждому руководителю. Менеджер должен четко ставить задачи и контролировать их исполнение в назначенные сроки.
Кому подходит профессия
Профессия бренд-маркетолога подходит людям, которые обладают как аналитическими способностями, так и креативным мышлением. Деятельность подразумевает не только разработку стратегий продвижения, но и создание уникальных образов, которые найдут отклик у потребителей.
Какие есть специализации
Функционал бренд-менеджера отличается в зависимости от специфики работы. 4 главных специализаций бренд-менеджера:
- Бренд-менеджер территории специализируется на продвижении бренда в конкретной географической зоне. Он отвечает за адаптацию бренд-стратегии к особенностям местного рынка. Менеджер продвигает туристические места или даже целый город. Он создает яркий образ для конкретной местности.
- Специалист по продуктам концентрируется на продвижении товара или услуги. Он отвечает за позиционирование продукта, разработку стратегий продвижения, управление репутацией. Специализация охватывает все сферы, связанные с производством и предоставлением услуг.
- Бренд-менеджер корпорации специализируется на продвижении целой линейки продуктов или услуг. Он отвечает за эффективность общей стратегии.
- Менеджер по цифровому бренду отвечает за продвижение в онлайн-среде. Он занимается развитием социальных сетей, контент-маркетингом, SEO-оптимизацией.
Чем он отличается от похожих профессий
Часто бренд-менеджеров ошибочно принимают за маркетологов. Общих черт у профессий немало, но также присутствуют отличия. Маркетинг представляет широкую сферу, в которую входит отдел брендинга. Деятельность маркетологов направлена на увеличение объема продаж, когда бренд-менеджеры больше заняты репутацией фирмы. Бренд-менеджеров путают и с другими схожими профессиями:
- Интернет-маркетолог сосредоточен на цифровом маркетинге. В его компетенции входит оптимизация сайтов под поисковые запросы, SMM и другие средства достижения эффективности в онлайн-продвижении.
- PR-менеджеры отвечают за создание положительного имиджа в СМИ. Они принимают участие в пресс-конференциях, общаются с журналистами, блогерами, следят за репутацией бренда.
- Продакт-менеджеры заняты выпуском конкретных товаров и услуг и их последующим развитием. Они контролируют продукт на протяжении всего жизненного цикла.
Сколько зарабатывает специалист
По данным HH.RU начинающим специалистам предлагают 45 000 — 100 000 рублей в месяц. Опытные сотрудники получают в среднем 150 000 — 200 000 рублей.
Какие плюсы и минусы профессии
Плюсы | Минусы |
|
|
Как получить профессию
Где учиться
Отдельных программ обучения по бренд-менеджменту в российских вузах нет. Базовые знания дает образование в области рекламы, маркетинга, менеджмента.
Курсы — еще один способ получить теоретические знания и попробовать их применить на практике.
Где работать
После прохождения курсов или получения диплома новичок может устроиться на стажировку. Шанс успешного трудоустройства повышают:
- Активное участие в тематических мероприятиях, конкурсах
- Знакомства с профессионалами, которые не против делиться знаниями и опытом
Какие перспективы профессии
Бренд-менеджеры пользуются большим спросом среди работодателей из разных сфер. Продуктов на рынке с каждым годом становится больше, а значит спрос на профессионалов только растет.