Контекстолог – это специалист по контекстной рекламе, который занимается настройкой, запуском и оптимизацией кампаний по продвижению в поисковых системах и на других платформах. Задача — привлечь целевой трафик на сайт с помощью ключевых слов. В материале рассказываем, какими навыками должен обладать специалист, какой средний оклад в России, как освоить профессию.
Кто такой контекстолог
Контекстная реклама — это объявления, которые поисковая система демонстрирует пользователю в результатах выдачи. Цель – привлечь больше посетителей на посадочную страницу при меньшей цене. Чтобы компания получила прибыль, нужен качественный трафик, который впоследствии превратится в заявки.
Задачи контекстолога:
- Анализирует продукт, целевую аудиторию.
 - Оценивает конкуренцию.
 - Подбирает ключевые слова – запросы, которые вводят потенциальные клиенты в поисковик.
 - Создает рекламные баннеры. Выбирает кликабельный заголовок, визуал, составляет оффер.
 - Настраивает таргетинг. Устанавливает географию, устройства для показа, временные интервалы.
 - Проверяет качество посадочной страницы. Сайт должен отвечать запросу пользователя.
 - Оптимизирует ставки – цены за клик.
 - Следит за показателями эффективности кампаний
 - Проводит A/B тестирование, чтобы выбрать лучшие баннеры.
 - Разрабатывает медиапланы и создает отчеты.
 
Специалисты по контекстной рекламе востребованы в разных сферах, включая e-commerce, IT, финансы, образование, здравоохранение, моду, спорт. Эксперты работают в маркетинговых агентствах, организациях с собственным отделом по рекламе и на фрилансе.
Профессиональные знания:
- Знакомство с работой поисковых систем и SEO-оптимизации.
 - Понимание инструментов управления рекламными кампаниями – Google Ads, Яндекс.Директ.
 - Владение сервисами аналитики – Яндекс Метрикой, системами Power BI, Excel.
 - Работа с Wordstat.
 - Понимание метрик – CTR, CPL, CPO, ROI, ROMI.
 
Личностные навыки:
- Аналитическое мышление. Чтобы повысить конверсию и привлечь лиды, эксперт изучает массу данных, делает выводы.
 - Креативный подход. Контекстолог должен создавать вовлекающие рекламные объявления, на которые пользователь захочет кликнуть.
 - Коммуникационные способности. Чтобы добиться результата маркетинговых кампаний и карьерного роста, нужно погружаться в специфику бизнеса – общаться с клиентами, сторонними консультантами, совершенствовать навыки на курсах.
 - Исследовательский интерес. Чтобы выбрать эффективные объявления, необходимо тестирование. Специалист, который придумывает и реализует новые гипотезы, приносит заказчику больше прибыли и ценится на рынке труда.
 - Внимательность к деталям и ответственность. Контекстолог распоряжается большими бюджетами. Чтобы не расходовать средства впустую, нужно выполнять требования площадок и тщательно выстраивать стратегию.
 
Профессия подходит людям, которые увлечены маркетингом и рекламой, готовы искать подход к клиентам и работать в команде.
Источник: ru.freepik.com
Сколько зарабатывает специалист
Заработная плата контекстолога зависит от опыта и навыков. Средний оклад по стране в 2024 году, по данным агентства RealHR составляет: junior – 65 000 рублей, middle – 130 000, senior – 170 000.
Зарплата варьируется с учетом региона проживания. Согласно hh.ru:
- До 1 года. В Москве – 75 000 рублей, в Санкт-Петербурге – 60 000, во Владивостоке – 20 000.
 - От 1 до 3 лет. В Москве – 120 000 рублей, в Санкт-Петербурге – 100 000, в Нижнем Новгороде – 75 000.
 - От 3 до 6 лет. В Москве – 200 000 рублей, в Санкт-Петербурге – 180 000, в Казани – 80 000.
 
Какие плюсы и минусы профессии
Плюсы  | Минусы  | 
  | 
  | 
Как получить профессию
Где учиться
В университетах нет отдельного направления для контекстологов. Наиболее близкая специальность, которая может стать базой – «Реклама и связи с общественностью». Для поступления в зависимости от вуза потребуются результаты ЕГЭ по предметам: русский язык, обществознание, история, иностранный язык, информатика.
Освоить профессию, в частности, Яндекс Директ можно самостоятельно или с помощью образовательных онлайн-курсов в среднем за 4-5 месяцев.
Топ-5 курсов:
- Университет «Синергия» – Контекстная реклама.
 - CyberMarketing – Контекстная реклама.
 - Яндекс Практикум – Специалист по контекстной рекламе.
 - Нетология – Специалист по Яндекс Директу.
 - Академия МАЕД – Мастер контекстной рекламы.
 
       
Где работать
Чтобы начать карьеру в профессии, пройдите стажировку:
- Выберите компанию и отправьте резюме. Найти организацию можно в ежегодном рейтинге RUWARD.
 - Посмотрите на сайтах для поиска работы вакансии ассистента PPC-специалиста.
 - Фиксируйте успешные кейсы, чтобы внести в портфолио. Будьте осторожны: не раскрывайте коммерческую тайну заказчиков.
 
Ресурсы для поиска работы:
- Специализированные сайты – Career Space, Grintern & MediaJobs, Finder.vc.
 - Телеграм-каналы с вакансиями в сфере интернет-маркетинга – Вакансии SMM и Digital, Marketing Jobs, Мы вам перезвоним, Норм работа.
 - Биржи фриланса – Kwork, Weblancer, Freelance.ru.
 
Для контекстологов доступен существенный карьерный рост. Ответственный и эффективный сотрудник может стать директором по цифровому маркетингу, руководителем PPC-направления или старшим специалистом по контекстной рекламе.
Источник: ru.freepik.com
Какие перспективы профессии
Востребованность контекстологов сохраняется на высоком уровне. Это связано с распространением онлайн-бизнеса и продаж в Интернете. Рекламные платформы непрерывно совершенствуются. В работе используются искусственный интеллект, более сложные стратегии. Нужны специалисты, которые анализируют большие объемы данных, разбираются в настройках, популярных инструментах и могут с их помощью принести компании клиентов.








