Продакт-менеджер — это специалист, который отвечает за разработку продукта, от идеи до реализации. Отвечает за прибыль, удовлетворенность пользователей, масштабирование. В материале рассказываем, чем занимается продуктовый менеджер, сколько зарабатывает, как научиться профессии и найти работу.
Кто такой продакт-менеджер
Product manager создает и выпускает на рынок продукт, который должен понравиться клиентам и увеличить доход компании. Требуется в разных сферах — от айти и финансов до сельского хозяйства и промышленности. К примеру, ресурс для тренировки знаний по орфографии или приложение для заказа цветов.
Задачи директора по продукту делятся на шесть этапов в зависимости от жизненного цикла продукта:
- Разрабатывает идею. Изучает рынок, выявляет потребности потенциальных клиентов с помощью интервью, опросов, фокус-групп.
- Определяет стратегию. Просчитывает затраты, цели. Это входит в дорожную карту продукта. Параллельно работает над MVP — минимально жизнеспособным продуктом, который выполняет основную функцию и подходит для проверки гипотезы и спроса.
- Создает продукт. Собирает команду, распределяет задачи, консультирует.
- Запускает публично. Совместно с юристом продумывает договор-оферту, с маркетологом — каналы продвижения.
- Организует продажу. Консультирует менеджеров, ставит KPI.
- Дорабатывает проект. Анализирует отзывы и вносит улучшения.
Необходимые знания:
- Понимание сферы, для которой разрабатывается ИТ-продукт.
- Маркетинговые стратегии и инструменты.
- Основы математики, статистики.
- Графические инструменты.
- Менеджмент и управление процессами.
- Базовые технические знания в области разработки программного обеспечения.
Навыки:
- Коммуникабельность для взаимодействия с клиентами, партнерами, командой.
- Аналитическое мышление для изучения больших объемов информации и принятия обоснованных решений.
- Адаптивность для быстрой реакции в стрессовых условиях.
- Многозадачность для одновременного управления всеми этапами разработки продукта.
- Любопытство для изучения потребностей ЦА и создания интересного полезного проекта.
К техническим навыкам относится знание специализированных программ, например, CRM-систем, таск-менеджеров, Excel, Figma, Photoshop, PowerPoint, Miro.
Профессия подходит тем, кто умеет сочетать технические знания с бизнес-ориентированным мышлением, готов к ответственности и постоянному обучению.
Источник: ru.freepik.com
С какими профессиями часто путают
Продакт-менеджер | Проджект-менеджер | Продакт-оунер | Бренд-менеджер | |
Задача | Разрабатывает и совершенствует продукт | Управляет конечными проектами | Реализует методологию управления продуктом | Создает и поддерживает имидж продукта |
Отличительная особенность | Работает на перспективу, не стремится к фиксированным показателям, а заботится о развитии продукта, удовлетворенности клиентов | Временный сотрудник, который за обозначенный срок должен добиться нужных результатов | Подчиняется продакт-менеджеру, следует утвержденной стратегии | В отличие от продакт-менеджера бренд-менеджер занимается престижем компании и работает над повышением лояльности аудитории |
Компетенции | Отвечает за идейность, креативность, масштабирование | Фокусируется на планировании, сроках, контроле, результатах | Ответственен за метрики и процесс разработки | Улучшает пользовательский опыт |
Сколько зарабатывает специалист
Оклад продуктового менеджера зависит от профессиональных навыков и региона:
- Junior без опыта. Согласно hh.ru, средняя зарплата в Москве — 60 000−120 000 рублей, в Санкт-Петербурге — 60 000−150 000, в Краснодаре — 30 000−50 000.
- Middle со стажем от одного до трех лет. В Москве — 100 000−250 000, в Санкт-Петербурге — 150 000−250 000, в Воронеже — 90 000−200 000.
- Senior с опытом более трех лет. В Москве — 150 000−300 000, в Санкт-Петербурге — 150 000−300 000, в Екатеринбурге — 120 000−300 000.
Зарплата не уступает смежным профессиям. По данным сервиса Zarplan, средний оклад проджект менеджеров в Москве — 160 000 рублей, в регионах — 130 000. Product owner получает в столице около 200 000 рублей, бренд-менеджер — 80 000−100 000.
Какие плюсы и минусы профессии
Плюсы | Минусы |
|
|
Как получить профессию
Где учиться
Чтобы освоить профессию в университете, подойдут направления, связанные с менеджментом, маркетингом, управлением персоналом, информационными системами. Для поступления потребуется сдача ЕГЭ по обязательным предметам — русскому языку и математике, и в зависимости от вуза — по обществознанию, информатике и ИКТ, иностранному языку, истории, географии.
Чтобы расширить знания и сфокусироваться на профессии менеджера по продукции, пройдите онлайн или офлайн курсы. Например, в Университете «Синергия», ProductStar, Skypro, Eduson Academy.
Обучайтесь самостоятельно с помощью полезных интернет-ресурсов:
- Выступления на TED от лидеров индустрии.
- Материалы блога Amplitude.
- Симулятор Go Practice, который учит работать с продуктом, данными, находить зоны для роста.
- Книги, например, «Бизнес с нуля» Эрика Риса.
- Подкаст «Потом доделаю»
Источник: ru.freepik.com
Где работать
Чтобы получить первый опыт, найдите стажировку, поучаствуйте в кейс-чемпионатах. Это пригодится для портфолио и развития практических навыков.
Чтобы трудоустроиться, отправьте резюме напрямую HR-специалисту рассматриваемой компании или откликнетесь на сервере для подбора персонала. Уделите внимание сопроводительному письму. Сделайте акцент на сильных сторонах, при этом сохраняя честность.
Помимо сайтов для поиска работы, таких как HH.ru, superjob.ru, trudvsem.ru, отслеживайте вакансии в Телеграм-каналах. Например, Карьерный цех, Black product owner, Вакансии для продакт-менеджеров.
Профессия предполагает карьерный рост. Длительная и качественная работа может привести к должности CEO, вице-президента или генерального директора. При желании специалист может запустить собственный стартап. Полученных навыков хватит, чтобы создать успешный продукт с нуля.
Какие перспективы профессии
Продакт-менеджеры нужны не только в сфере IT. Разработка продукта актуальна для разных ниш, поэтому спрос на экспертов непрерывно растет. Современные компании не могут обойтись без продуктового менеджмента, который гарантирует систематический рост и определяет наиболее рентабельную стратегию.
За два года средний оклад увеличился примерно на 20 000 рублей. По данным ГородРабот.ру, зарплата продакта-менеджера по России в 2022 году составляла 94 327, в 2024 году — 118 583.
Ежегодно требований к специалистам становится больше. Необходимо постоянно осваивать новые инструменты маркетинга, продуктового управления, разработки, чтобы оставаться востребованными на рынке труда.