Заполните форму и наш менеджер свяжется с вами
Если любишь, отпусти. Что такое оффбординг и как правильно уволить сотрудника
30 сентября 2024

Если любишь, отпусти. Что такое оффбординг и как правильно уволить сотрудника

Если любишь, отпусти. Что такое оффбординг и как правильно уволить сотрудника

Содержание статьи

    Начать бесплатно

    Оффбординг – это процесс увольнения сотрудника и взаимодействия с ним после ухода из компании. Правильный подход помогает сохранить дружеские отношения и снизить риск утечки информации. В статье рассказываем, какие способы, инструменты и типичные ошибки существуют, даем пошаговую инструкцию, как осуществить.

    Подберите программу обучения, узнайте проходной балл и начните учиться бесплатно

    Зачем нужен оффбординг

    В отличие от термина «онбординг», который означает адаптацию новых специалистов, оффбординг – это выход сотрудника из компании, предполагающий минимальные потери и стресс.

    Работник, который покинул фирмы, может быть использован конкурентами для получения ценной информации. Позитивное расставание уменьшает риск утечки данных и повышает вероятность положительных отзывов об организации, полезных рекомендаций в будущем.

    Основные задачи:

    • Сберечь детали внутренней «кухни» от выхода за пределы компании.
    • Обеспечить возможность последующего обращения к бывшему сотруднику по внезапно возникшим вопросам.
    • Сохранить репутацию хорошего работодателя;
    • Поддержать имидж начальства внутри коллектива.
    • Плавно распределить полномочия.
    • Позаботиться об атмосфере в команде, предотвращении конфликтов.
    • Вовремя увидеть необходимость замены нерезультативного специалиста.

    Источник: ru.freepik.com

    Каким он бывает

    Виды оффбординга по способам реализации:

    • Увольнение по собственному желанию.
    • Увольнение по инициативе работодателя.
    • Обоюдное согласие.
    • Влияние внешних обстоятельств. Например, кризисов.

    Распространенный прием при разговоре с сотрудником – «позитив-негатив-позитив». Сначала укажите на сильные стороны и вклад работника в общее дело. Мягко сообщите об увольнении и поясните причины. Поблагодарите за сотрудничество и обсудите варианты взаимодействия в дальнейшем.

    К инструментам оффбординга относятся:

    • Опросы персонала об удовлетворенности работой и мотивации.
    • Тестирование для отслеживания эмоционального состояния коллектива.
    • Беседы для выяснения причин сниженных KPI и поиск решения проблемы.
    • Контроффер. Предложение ценному сотруднику обновленных условий труда – повышение зарплаты, расширение социального пакета, бонусов.
    • Exit-интервью. Окончательная беседа перед увольнением для выяснения деталей ухода.

    Этап 1. До оффбординга

    Главная задача – обсудить критерии потенциального расторжения договора в начале найма.

    Пошаговая инструкция:

    1. Расскажите о нарушениях, которые ведут к увольнению.
    2. Ознакомьте сотрудника с порядком выхода из компании: предупреждение за 2 недели, неразглашение корпоративных тайн.
    3. Перечислите права и обязанности сторон в разных ситуациях: уход до окончания испытательного срока, смена отдела.

    Распространенная ошибка – односторонняя постановка условий. Предложите специалисту поделиться ожиданиями от работодателя и требованиями к деловым процессам.

    Этап 2. Подготовка к оффбордингу

    Цель – выяснить степень вовлеченности персонала в рабочие процессы и риск токсичного расставания.

    Пошаговая инструкция:

    1. Регулярно собирайте обратную связь в коллективе, чтобы понимать настроения, тенденции, видеть разногласия и недовольства.
    2. Контролируйте KPI и мотивацию. Аналитика покажет, какой работник выгорел, а какой готов развиваться дальше.
    3. Отслеживайте эмоциональное состояние сотрудников по программе СБИС. Тест позволяет ставить оценки по четырем критериям: энергия, счастье, спокойствие, здоровье.

    Часто работодатели игнорируют обратную связь. Это приводит к потере ценных кадров. Своевременно реагируйте на возникающие конфликты и недопонимания.

    Этап 3. Старт оффбординга

    Задача – проинформировать HR-отдел и команду об увольнении.

    Пошаговая инструкция:

    1. Обсудите причины ухода. Рассмотрите условия удержания сотрудника.
    2. Если изменить ситуацию не удалось, сообщите новость HR-специалисту.
    3. Дайте поручение менеджеру по подбору рассказать коллективу об уходе и обосновать причины, соблюдая этические нормы. Предложите использовать для этого электронную почту, мессенджеры.
    4. На общем совещании повторите информацию для всех.

    Распространенная ошибка – отношение к увольнению как к предательству команды. Это естественная часть трудового процесса. Задача руководителя – отвечать за развитие и благополучие компании. Для этого нужно сформировать мотивированный и готовый к работе коллектив.

    Подберите программу обучения, узнайте проходной балл и начните учиться бесплатно

    Этап 4. Подготовка документации и расчета

    Цель – провести юридическую процедуру увольнения

    Этапы:

    1. Предоставьте сотруднику шаблоны документов для подписания.
    2. Выдайте зарплату, согласно расчетам бухгалтерии.

    Чтобы избежать споров, проинформируйте специалиста о важных правовых аспектах. Проследите за соблюдением всех сроков и правил, указанных в законодательстве.

    Этап 5. Распределение полномочий

    Суть – передать невыполненные обязанности другим подчиненным.

    Шаги:

    1. После решения об уходе обяжите специалиста провести встречи с коллегами, которые заберут его функционал. Попросите передать задачи, инструкции, ответить на возникшие вопросы.
    2. Проверьте понимание процессов со стороны сотрудников.

    Одна из частых ошибок – неграмотное распределение обязанностей. При передаче функций исходите из компетенций и возможностей персонала.

    Этап 6. Итоговое exit-интервью

    Суть – узнать мнение сотрудника по проделанной работе, получить отзыв о компании.

    Шаги:

    1. Дайте обратную связь о сотрудничестве. Укажите на сильные стороны, предоставьте рекомендации по развитию.
    2. Подготовьте вопросы об опыте взаимодействия с компанием и попросите ответить честно.
    3. Обсудите варианты дальнейших контактов. Узнайте, может ли сотрудник оставаться на связи, пока персонал не разберется с новыми задачами, готов ли оставить отзыв на площадках работодателей.
    4. Предложите помощь. К примеру, написать рекомендательное письмо.

    Ошибки:

    • Завершение разговора на негативной ноте. Постарайтесь закончить беседу воспоминаниями о лучших моментах.
    • Отсутствие аудиозаписи. Пригодится при возникновении споров. Предупредите сотрудника о фиксировании диалога.
    • Отсутствие анализа. Найдите слабые места в деятельности компании как работодателя. Устраните проблемы, если они привели к потере результативного специалиста.

    Источник: ru.freepik.com

    Этап 7. Завершение оффбординга

    Задача – отстранить работника от внутренних процессов компании.

    Этапы:

    1. Попросите сдать имущество предприятия – технические устройства, корпоративные абонементы, пропуск.
    2. Ограничьте доступ к деловым чатам, аккаунтам, облачному хранилищу.
    3. Отключите переадресацию писем, телефонию.
    4. Проведите встречу-проводы с командой. Подарите фирменный мерч на память, сделайте совместное фото. Поддерживайте связь в будущем.

    Ошибки:

    • Отсутствие конкретных инструкций сотруднику, как завершить рабочие обязанности перед уходом. Создайте подробный список задач в период увольнения.
    • Последующее обращение к бывшему сотруднику с вопросами. Обсудите, как долго компания может беспокоить по рабочим моментам. Общение в таком формате не должно превышать трех недель.

    Главное, что нужно знать

    1. Оффбординг – это процесс увольнения сотрудника и взаимодействия с ним после ухода из компании.
    2. Помогает сохранить репутацию фирмы, снизить угрозу утечки корпоративных тайн, поддержать имидж руководства в глазах коллектива, обеспечить позитивный микроклимат.
    3. Для эффективного оффбординга нужно: обсудить правила работы в момент трудоустройства, отслеживать эмоциональное состояние команды, мотивацию и показатели эффективности, обсудить с сотрудником увольнение, проинформировать HR-отдел и коллектив, выполнить юридические процедуры, провести exit-интервью, отстранить работника от дел, перераспределить обязанности.

    Адреса поступления

    ЦФО
    г. Москва, Ленинградский пр-кт, д. 80, корпус Г
    Сокол
    +7 495 800–10–01 8 800 100–00–11
    Подберите программу обучения и начните учиться бесплатно
    Оставьте заявку, и мы откроем бесплатный доступ к вводной части обучения
    1 минута и 6 вопросов,
    чтобы узнать подходящую
    профессию
    Пройдите тест, чтобы узнать, на кого вам лучше учиться
    Начать бесплатно

    Подобрать программу и поступить

    Заполните форму и наш менеджер свяжется с вами
    Подберите программу обучения и начните учиться бесплатно
    Добро пожаловать
    Мы готовы ответить на Ваши вопросы
    WhatsAppTelegramПозвонить
    Уважаемый посетитель
    Если у вас есть вопрос, предложение или жалоба, пожалуйста, заполните короткую форму и изложите суть обращения в текстовом поле ниже. Мы обязательно с ним ознакомимся и в  30 - дневный срок ответим на указанный вами адрес электронной почты.
    30 дней
    * все поля обязательны для заполнения
    Jivo
    DMCA.com Protection Status