Приёмная комиссия 2024

Если любишь, отпусти. Что такое оффбординг и как правильно уволить сотрудника

Если любишь, отпусти. Что такое оффбординг и как правильно уволить сотрудника
Содержание

Оффбординг — это процесс увольнения сотрудника и взаимодействия с ним после ухода из компании. Правильный подход помогает сохранить дружеские отношения и снизить риск утечки информации. В статье рассказываем, какие способы, инструменты и типичные ошибки существуют, даем пошаговую инструкцию, как осуществить.

Подберите программу обучения и начните учиться бесплатно

Оставьте заявку и мы откроем бесплатный доступ к вводной части обучения

Зачем нужен оффбординг

В отличие от термина «онбординг», который означает адаптацию новых специалистов, оффбординг — это выход сотрудника из компании, предполагающий минимальные потери и стресс.

Работник, который покинул фирмы, может быть использован конкурентами для получения ценной информации. Позитивное расставание уменьшает риск утечки данных и повышает вероятность положительных отзывов об организации, полезных рекомендаций в будущем.

Основные задачи:

  • Сберечь детали внутренней «кухни» от выхода за пределы компании.
  • Обеспечить возможность последующего обращения к бывшему сотруднику по внезапно возникшим вопросам.
  • Сохранить репутацию хорошего работодателя;
  • Поддержать имидж начальства внутри коллектива.
  • Плавно распределить полномочия.
  • Позаботиться об атмосфере в команде, предотвращении конфликтов.
  • Вовремя увидеть необходимость замены нерезультативного специалиста.

Источник: ru.freepik.com

Каким он бывает

Виды оффбординга по способам реализации:

  • Увольнение по собственному желанию.
  • Увольнение по инициативе работодателя.
  • Обоюдное согласие.
  • Влияние внешних обстоятельств. Например, кризисов.

Распространенный прием при разговоре с сотрудником — «позитив-негатив-позитив». Сначала укажите на сильные стороны и вклад работника в общее дело. Мягко сообщите об увольнении и поясните причины. Поблагодарите за сотрудничество и обсудите варианты взаимодействия в дальнейшем.

К инструментам оффбординга относятся:

  • Опросы персонала об удовлетворенности работой и мотивации.
  • Тестирование для отслеживания эмоционального состояния коллектива.
  • Беседы для выяснения причин сниженных KPI и поиск решения проблемы.
  • Контроффер. Предложение ценному сотруднику обновленных условий труда — повышение зарплаты, расширение социального пакета, бонусов.
  • Exit-интервью. Окончательная беседа перед увольнением для выяснения деталей ухода.

Этап 1. До оффбординга

Главная задача — обсудить критерии потенциального расторжения договора в начале найма.

Пошаговая инструкция:

  1. Расскажите о нарушениях, которые ведут к увольнению.
  2. Ознакомьте сотрудника с порядком выхода из компании: предупреждение за 2 недели, неразглашение корпоративных тайн.
  3. Перечислите права и обязанности сторон в разных ситуациях: уход до окончания испытательного срока, смена отдела.

Распространенная ошибка — односторонняя постановка условий. Предложите специалисту поделиться ожиданиями от работодателя и требованиями к деловым процессам.

Этап 2. Подготовка к оффбордингу

Цель — выяснить степень вовлеченности персонала в рабочие процессы и риск токсичного расставания.

Пошаговая инструкция:

  1. Регулярно собирайте обратную связь в коллективе, чтобы понимать настроения, тенденции, видеть разногласия и недовольства.
  2. Контролируйте KPI и мотивацию. Аналитика покажет, какой работник выгорел, а какой готов развиваться дальше.
  3. Отслеживайте эмоциональное состояние сотрудников по программе СБИС. Тест позволяет ставить оценки по четырем критериям: энергия, счастье, спокойствие, здоровье.

Часто работодатели игнорируют обратную связь. Это приводит к потере ценных кадров. Своевременно реагируйте на возникающие конфликты и недопонимания.

Этап 3. Старт оффбординга

Задача — проинформировать HR-отдел и команду об увольнении.

Пошаговая инструкция:

  1. Обсудите причины ухода. Рассмотрите условия удержания сотрудника.
  2. Если изменить ситуацию не удалось, сообщите новость HR-специалисту.
  3. Дайте поручение менеджеру по подбору рассказать коллективу об уходе и обосновать причины, соблюдая этические нормы. Предложите использовать для этого электронную почту, мессенджеры.
  4. На общем совещании повторите информацию для всех.

Распространенная ошибка — отношение к увольнению как к предательству команды. Это естественная часть трудового процесса. Задача руководителя — отвечать за развитие и благополучие компании. Для этого нужно сформировать мотивированный и готовый к работе коллектив.

Подберите программу обучения и начните учиться бесплатно

Оставьте заявку и мы откроем бесплатный доступ к вводной части обучения

Этап 4. Подготовка документации и расчета

Цель — провести юридическую процедуру увольнения

Этапы:

  1. Предоставьте сотруднику шаблоны документов для подписания.
  2. Выдайте зарплату, согласно расчетам бухгалтерии.

Чтобы избежать споров, проинформируйте специалиста о важных правовых аспектах. Проследите за соблюдением всех сроков и правил, указанных в законодательстве.

Этап 5. Распределение полномочий

Суть — передать невыполненные обязанности другим подчиненным.

Шаги:

  1. После решения об уходе обяжите специалиста провести встречи с коллегами, которые заберут его функционал. Попросите передать задачи, инструкции, ответить на возникшие вопросы.
  2. Проверьте понимание процессов со стороны сотрудников.

Одна из частых ошибок — неграмотное распределение обязанностей. При передаче функций исходите из компетенций и возможностей персонала.

Этап 6. Итоговое exit-интервью

Суть — узнать мнение сотрудника по проделанной работе, получить отзыв о компании.

Шаги:

  1. Дайте обратную связь о сотрудничестве. Укажите на сильные стороны, предоставьте рекомендации по развитию.
  2. Подготовьте вопросы об опыте взаимодействия с компанием и попросите ответить честно.
  3. Обсудите варианты дальнейших контактов. Узнайте, может ли сотрудник оставаться на связи, пока персонал не разберется с новыми задачами, готов ли оставить отзыв на площадках работодателей.
  4. Предложите помощь. К примеру, написать рекомендательное письмо.

Ошибки:

  • Завершение разговора на негативной ноте. Постарайтесь закончить беседу воспоминаниями о лучших моментах.
  • Отсутствие аудиозаписи. Пригодится при возникновении споров. Предупредите сотрудника о фиксировании диалога.
  • Отсутствие анализа. Найдите слабые места в деятельности компании как работодателя. Устраните проблемы, если они привели к потере результативного специалиста.

Источник: ru.freepik.com

Этап 7. Завершение оффбординга

Задача — отстранить работника от внутренних процессов компании.

Этапы:

  1. Попросите сдать имущество предприятия — технические устройства, корпоративные абонементы, пропуск.
  2. Ограничьте доступ к деловым чатам, аккаунтам, облачному хранилищу.
  3. Отключите переадресацию писем, телефонию.
  4. Проведите встречу-проводы с командой. Подарите фирменный мерч на память, сделайте совместное фото. Поддерживайте связь в будущем.

Ошибки:

  • Отсутствие конкретных инструкций сотруднику, как завершить рабочие обязанности перед уходом. Создайте подробный список задач в период увольнения.
  • Последующее обращение к бывшему сотруднику с вопросами. Обсудите, как долго компания может беспокоить по рабочим моментам. Общение в таком формате не должно превышать трех недель.

Главное, что нужно знать

  1. Оффбординг — это процесс увольнения сотрудника и взаимодействия с ним после ухода из компании.
  2. Помогает сохранить репутацию фирмы, снизить угрозу утечки корпоративных тайн, поддержать имидж руководства в глазах коллектива, обеспечить позитивный микроклимат.
  3. Для эффективного оффбординга нужно: обсудить правила работы в момент трудоустройства, отслеживать эмоциональное состояние команды, мотивацию и показатели эффективности, обсудить с сотрудником увольнение, проинформировать HR-отдел и коллектив, выполнить юридические процедуры, провести exit-интервью, отстранить работника от дел, перераспределить обязанности.

Подберите программу обучения и начните учиться бесплатно

Оставьте заявку и мы откроем бесплатный доступ к вводной части обучения

alt

Всё для учебы доступно онлайн

Расписание, зачётку и домашние задания смотрите в приложении
Подберите программу обучения

ответьте на пять вопросов и узнайте, где будете учиться

Образование для карьеры
К каким профессиям вы более склонны?
ТехническимГуманитарнымТворческимМедицинским
Какой у вас уровень образования?
Без образованияШкола 9-11 классКолледжБакалавриатМагистратураАспирантура
Какой формат обучения вам подходит?
ОчноЗаочноОнлайнПо выходным дням
Интересует ли вас кредит на образование по ставке 3% в год?
ДаНет

Мы подобрали для вас программу обучения

Заполните форму, чтобы узнать больше о программе и наших предложениях

Подобрать программу и поступить

Политика конфиденциальности

Ваша конфиденциальность очень важна для нас. Мы хотим, чтобы Ваша работа в Интернет по возможности была максимально приятной и полезной, и Вы совершенно спокойно использовали широчайший спектр информации, инструментов и возможностей, которые предлагает Интернет. Персональные данные, собранные при регистрации (или в любое другое время) преимущественно используется для подготовки Продуктов или Услуг в соответствии с Вашими потребностями. Ваша информация не будет передана или продана третьим сторонам. Однако мы можем частично раскрывать личную информацию в особых случаях, описанных в данной Политике конфиденциальности.

Рамки Политики конфиденциальности

Настоящая Политика конфиденциальности (далее — «Политика») применяется к информации, полученной через данный сайт, иные сайты, виджеты и другие используемые интерактивные средства, на которых есть ссылка на данную Политику (далее — «Сайт») от пользователей Сайта (далее — «Пользователи»).

Нижеследующие правила описывают, как Университет «Синергия» обращается с любой информацией, относящейся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных) (далее — «Персональные данные»), для целей оказания услуг с использованием Сайта.

Пользователи включают в себя всех физических лиц, которые подключаются к Сайту и используют Сайт.

Пользователи прямо соглашаются на обработку своих Персональных данных, как это описано в настоящей Политике. Обработка означает любое действие (операцию) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с Персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), блокирование, удаление, уничтожение Персональных данных.

Настоящая Политика конфиденциальности вступает в силу с момента ее размещения на Сайте, если иное не предусмотрено новой редакцией Политики конфиденциальности.

Контролирующие и обрабатывающие лица

Пользователи соглашаются с тем, что:

  • Пользуясь Сайтом, и принимая условия использования, опубликованные на Сайте, пользователь заявляет о своем однозначном согласии с обработкой его Персональных данных способами, описанными в настоящей Политике.
  • Обработка Персональных данных Пользователей осуществляется Оператором персональных данных — Университет «Синергия» (ИНН: 7729152149, ОГРН: 1037700232558).

С какой целью собираются эти данные

Имя используется для обращения лично к вам, а ваш e-mail для отправки вам писем рассылок, новостей тренинга, полезных материалов, коммерческих предложений. Вы можете отказаться от получения писем рассылки и удалить из базы данных свои контактные данные в любой момент, кликнув на ссылку для отписки, присутствующую в каждом письме.

Сбор Персональных данных

При регистрации на Сайте Пользователи подтверждают свое согласие с условиями настоящей Политики и свое согласие на обработку своих Персональных данных в соответствии с условиями настоящей Политики, кроме того они соглашаются на обработку своих Персональных данных на серверах Университета «Синергия», расположенных на территории Российской Федерации.

Обработка Персональных данных осуществляется не дольше, чем этого требуют цели обработки Персональных данных, изложенные в настоящей Политике (за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации). Университет «Синергия» может обрабатывать следующие Персональные данные:

  • «Как к Вам обращаться» в форме обратной связи, в случае если посетитель указывает свои полные ФИО или только часть;
  • Электронный адрес;
  • Номер телефона;
  • Также на сайте происходит сбор и обработка обезличенных данных о посетителях (в т. ч. файлов «cookie») с помощью сервисов интернет-статистики (Яндекс Метрика и других).
  • Вышеперечисленные данные далее по тексту Политики объединены общим понятием Персональные данные.

Как эти данные используются

На сайте используются куки (Cookies) и данные о посетителях сервисов (Яндекс Метрика и других). При помощи этих данных собирается информация о действиях посетителей на сайте с целью улучшения его содержания, улучшения функциональных возможностей сайта и, как следствие, создания качественного контента и сервисов для посетителей. Вы можете в любой момент изменить настройки своего браузера так, чтобы браузер блокировал все файлы cookie или оповещал об отправке этих файлов. Учтите при этом, что некоторые функции и сервисы не смогут работать должным образом.

Как эти данные защищаются

Для защиты Вашей личной информации мы используем разнообразные административные, управленческие и технические меры безопасности. Наша Компания придерживается различных международных стандартов контроля, направленных на операции с личной информацией, которые включают определенные меры контроля по защите информации, собранной в Интернет. Наших сотрудников обучают понимать и выполнять эти меры контроля, они ознакомлены с нашим Уведомлением о конфиденциальности, нормами и инструкциями. Тем не менее, несмотря на то, что мы стремимся обезопасить Вашу личную информацию, Вы тоже должны принимать меры, чтобы защитить ее. Мы настоятельно рекомендуем Вам принимать все возможные меры предосторожности во время пребывания в Интернете. Организованные нами услуги и веб-сайты предусматривают меры по защите от утечки, несанкционированного использования и изменения информации, которую мы контролируем. Несмотря на то, что мы делаем все возможное, чтобы обеспечить целостность и безопасность своей сети и систем, мы не можем гарантировать, что наши меры безопасности предотвратят незаконный доступ к этой информации хакеров сторонних организаций.

В случае изменения данной политики конфиденциальности вы сможете прочитать об этих изменениях на этой странице или, в особых случаях, получить уведомление на свой e-mail.

Политика в отношении обработки персональных данных.pdf

В случае изменения данной политики конфиденциальности вы сможете прочитать об этих изменениях на этой странице или, в особых случаях, получить уведомление на свой e-mail.

Jivo

DMCA.com Protection Status