Заполните форму и наш менеджер свяжется с вами
Преподаватель в вузе

Преподаватель в вузе

Расскажем о людях, которые каждый день открывает двери в мир знаний и науки, — о преподавателях вузов.
Преподаватель в вузе

Содержание статьи

    Рекомендованные программы обучения

    Рабочий день преподавателей полон дискуссий и обсуждения новых идей в аудиториях. И не просто так: эти специалисты учат студентов думать критически, рассуждать, анализировать информацию и находить нестандартные решения проблем.

    А ещё преподаватели делятся знаниями, которые добыли учёные и исследователи со всего мира, и передают учащимся свой личный опыт. Именно от этих специалистов зависит, какими станут будущие учёные, инженеры, управленцы и другие профессионалы, которые получают образование в вузе.

    Можно сказать, что профессия преподавателя — это одновременно призвание, миссия и огромная ответственность.

    Стать преподавателем в вузе можно по-разному. Кто-то начинает работать сразу после получения высшего образования на бакалавриате или специалитете. Кто-то ещё дополнительно оканчивает магистратуру. Но есть классический путь— его обычно выбирают те, кто ещё будучи абитуриентом выбирает карьеру преподавателя. Этот путь выглядит так:

    Бакалавриат или специалитет → магистратура → аспирантура

    В этой статье мы будем говорить именно о нём, потому что он хорошо показывает все образовательные этапы, через которые проходит будущий специалист

    Как проходят рабочие дни специалиста

    У преподавателя вуза много обязанностей. Причём они разнообразные: надо провести лекции, подготовиться к экзаменам, помочь студентам с курсовыми и дипломными работами. Но и это ещё не всё — нужно придумать, как вовлечь студентов, как подать материал, а ещё помочь практикантам отвести занятия и проследить, что всё прошло хорошо.

    Рассмотрим подробнее, как проходят будни преподавателя в вузе.

    Учебная деятельность:

    • Готовит лекционные и практические занятия. Выступать перед взрослой аудиторией так, чтобы это было интересно — настоящее искусство. Преподавателям нужно уметь не просто читать с листка, а вести диалог, заставить студентов обсуждать идеи и выражать своё мнение.
    • Проверяет контрольные работы и пишет отчёты. Да, преподаватели так же, как и учителя в школе проверяют знания студентов во время занятий. Так что учиться приходится не только в период сдачи экзаменов.
    • Консультирует студентов. Преподаватель помогает с выбором тем для курсовых и дипломных работ, проверяет их содержание, вносит правки и даёт обратную связь.

    Самообразование и повышение квалификации:

    • Занимается научными исследованиями и пишет статьи. Это важная часть работы преподавателя. Помимо написания статей и участия в исследованиях, специалисты также выступают на конференциях и делятся своим опытом.
    • Проходит дополнительные курсы. Иногда вузы сами отправляют преподавателей на учёбу, чтобы те получали новые навыки. Но бывает и наоборот: специалист может самостоятельно найти курсы повышения квалификации и учиться в свободное время.

    Кому подойдёт профессия

    Преподавателю важны не только профессиональные навыки, но и особые личные качества. Если хочется работать там, где каждый день готовят специалистов в совершенно разных сферах, то эта профессия вам понравится.

    Вот какие качества и навыки нужны специалисту:

    • Обладать здоровым любопытством и эрудицией. Успешный преподаватель — это, прежде всего, человек с живым интересом к своему предмету и миру в целом. Любознательность, широкий кругозор, стремление постоянно узнавать новое — всё это создаёт прочную основу для качественного преподавания.
      Например, если преподаватель информатики следит за новостями в сфере искусственного интеллекта, пробует экспериментировать с нейросетями и рассказывает об этом студентам, он не только даёт актуальные знания, но и показывает связь теории с современными технологиями.
    • Любить делиться знаниями. Это важнейшее качество успешного преподавателя. Если вы искренне увлечены предметом, это отношение передастся студентам, вдохновит их глубже изучать тему.
      Например, если преподаватель с энтузиазмом рассказывает о биологии, приводит интересные примеры, показывает, как знания применяются в жизни, — студенты начинают воспринимать предмет как увлекательную систему. Именно так у многих и появляется желание идти дальше — в магистратуру, на научную работу или в профессию по специальности.
    • Уметь ясно выражаться. Доступно и понятно объяснять сложный материал — ключевой навык любого преподавателя. Важно научиться структурировать материал, избегать сложных фраз. Хороший преподаватель владеет искусством говорить просто и кратко, чтобы студенты разных возрастов могли его понять.
    • Быть готовым учиться всю жизнь. Мир науки динамичен, постоянно появляются новые открытия и методы исследований.
      Например, учёный-астрофизик Стивен Хокинг продолжал заниматься наукой, преподавать и проводить исследования даже в 76 лет. Он делился своими теориями и нередко сам их пересматривал. Именно постоянная работа с новыми знаниями и сомнения в уже известных фактах позволяют науке двигаться вперёд.
    • Хотеть внести вклад в будущее страны. В вузах учат инженеров, врачей, учёных и других специалистов. Преподаватель в вузе формирует основу профессионализма у тех, кто в будущем будет принимать важные решения.
      Например, если стать преподавателем на инженерном факультете, предстоит объяснять студентам, как работают сложные механизмы, от которых зависит безопасность зданий, транспорта или электроники. Ваша работа будет влиять на то, как будущие инженеры справятся со своей работой.

    Где работать

    Есть разные виды вузов. В их число входят федеральные университеты, академии, институты и другие учебные заведения. Подробнее про их особенности можно прочитать в статье «Университет, институт, академия — чем они отличаются?».

    При этом преподаватель вуза может работать не только в сфере высшего образования. Есть и другие возможности трудоустройства в смежных направлениях:

    • Онлайн-образование и дистанционное обучение. Специалисты находят применение своим знаниям и опыту, создавая видеокурсы, вебинары, онлайн-учебники и занимаясь индивидуальными консультациями. Например, преподаватель маркетинга — эксперт в продвижении. Он может записать видеокурс про то, как создают рекламу крупные компании.
    • Научно-исследовательские организации. Преподаватели нередко совмещают основную занятость в вузе с работой в академиях наук, научно-исследовательских институтах, лабораториях крупных компаний. Например, преподаватель физики может вести занятия для студентов и участвовать в разработке новых материалов в научной лаборатории. Или биолог — совмещать преподавание с исследованиями в институте РАН.
    • Бизнес-тренинги. Многие опытные преподаватели востребованы и за пределами вуза — в качестве консультантов для бизнеса. Например, специалисты юридических факультетов могут проверять документы, оформлять договоры и подсказывать, как защитить права компании. Благодаря такой практике преподаватели могут делиться со студентами примерами из своего опыта.

    Интересный факт

    Первый вуз в России — Академический университет Петербургской академии наук — был основан 12 января 1724 года по указу Петра I.

    Сначала в нём не было конкретных направлений: студенты изучали те дисциплины, о которых профессора готовы были читать лекции. Позже университет начал меняться — за его развитие взялся Михаил Васильевич Ломоносов. При нём появились чёткие учебные программы, увеличилось количество студентов. Однако после смерти Ломоносова Академический университет закрыли.

    Как может развиваться карьера

    Карьерный рост зависит от педагогического опыта, научных достижений и организационных способностей.

    В этой статье мы разбираем классический путь развития в профессии. Обычно преподаватель в высших учебных заведениях может пройти через следующие карьерные этапы:

    1. Ассистент кафедры. Основная роль ассистента — помогать профессорам. Например, можно вести практические занятия, проверять контрольные работы и помогать в сборе материалов для лекций. В качестве дополнительной работы можно писать статьи или выступать на конференциях.
    2. Старший преподаватель. Такой специалист ведёт не только практические занятия, но и лекции. Кроме того, он может помогать в организации стажировок и производственной практики для студентов.
    3. Доцент. На этой позиции можно преподавать несколько разных предметов, работать с аспирантами и принимать активное участие в управлении кафедрой — участвовать в составлении учебного плана и помогать студентам последних курсов писать дипломы.
    4. Профессор. Это высшая ступень карьеры преподавателя. Помимо проведения лекций и практических занятий, эти специалисты возглавляют научные советы, ездят в командировки. Их также могут пригласить на семестр в другой вуз для обмена опытом.

    Сложности профессии

    У преподавателей большая нагрузка, много общения и постоянное обучение чему-то новому в своей области. Чтобы работать в высшем образовании, от человека точно потребуются настойчивость и упорство.

    Однако, если специалист искренне любит учить, находит радость в работе со студентами, умеет справляться с эмоциями и готов сам узнавать что-то новое, — он будет получать удовольствие от своего дела.

    Сколько зарабатывает преподаватель в вузе

    Средняя зарплата в вузах России — 121 тысяча рублей (конец 2024-го года). Но всё же её размер будет зависеть от региона, статуса учебного заведения и конкретной должности преподавателя.

    Подобрали несколько подходящих вакансий:

    • Преподаватель автоматики и телемеханики на железнодорожном транспорте. В Российский университет транспорта ищут преподавателя с зарплатой до 90 тысяч рублей. Опыт работы — от 1 до 3 лет. От специалиста ожидают не только проведение лекций и практических занятий, но и подготовку студентов к конкурсам и конференциям.
    • Доцент по экономике. В Тихоокеанский государственный университет ищут доцента с зарплатой до 150 тысяч рублей. Опыт работы — от 3 до 6 лет. От специалиста ожидают высшее образование и учёную степень кандидата или доктора наук.
    • Преподаватель по тестированию программного обеспечения. В Казани ищут преподавателя дополнительного образования с опытом работы от 1 до 3 лет. В вакансии указано, что это неполная занятость, за час работы специалисту готовы платить до 2 тысяч рублей. От преподавателя ждут проведение занятий и проверку домашних работ.

    Справка

    С 2024-го года в России молодые учёные и преподаватели могут получить жильё от государства. На такую поддержку могут рассчитывать сотрудники вузов: кандидаты наук — до 35 лет, доктора наук — до 40 лет. Подробнее о программе можно узнать на сайте Минобрнауки.

    Как стать преподавателем в вузе

    Отдельной программы для подготовки преподавателей вузов не существует. После получения среднего общего образования в школе или среднего профессионального образования (СПО) в колледже, техникуме или училище, можно выбрать один из вариантов:

    1. поступить на педагогический факультет,
    2. получить профильное образование в другой сфере и затем преподавать по этой специальности.

    О том, как выпускники СПО продолжают обучение в вузах, рассказывали в статье « Как поступить в вуз после колледжа, техникума и училища».

    Давайте рассмотрим два классических пути развития в профессии. Чтобы стать преподавателем, можно:

    Теперь рассмотрим варианты обучения подробнее.

    Бакалавриат и специалитет. Это первый этап для тех, кто хочет в будущем преподавать в вузе.

    • Педагогика. В Университете «Синергия» есть целый факультет педагогических специальностей. Можно учиться на менеджменте в образовании и узнать больше о рынке труда и технологиях обучения, а можно выбрать программу по преподаванию конкретных предметов. Обучение доступно в очной, очно-заочной и заочной формах.
      Например, если выбрать программу «Семейная психология и педагогика образования», можно научиться помогать родителям в сложных ситуациях и проводить семейные консультации.
    • Другие направления. Помимо педагогического факультета у нас есть ещё 46 направлений — от искусства и анимации до информационных технологий. Например, можно отучиться на программе «Эксплуатация и обслуживание беспилотных робототехнических авиационных систем». Там студенты изучают физику, системы технического зрения и устройство двигателей летательных аппаратов — и в будущем могут не только работать с техникой, но и преподавать по этой специальности.

    Магистратура. После бакалавриата или специалитета, будущие преподаватели поступают в магистратуру. Это следующий уровень высшего образования.

    • Педагогика. Конкретно в педагогике можно поступить на программу «Управление инновациями в образовании». Там студенты узнают больше про современные воспитательные практики, учатся проектировать образовательные программы.
    • Другие направления. Можно выбрать и другую специальность из сферы своих интересов. В Университете «Синергия»есть 60 программ магистратуры. Можно изучать IT-продукты, юриспруденцию, геймдизайн и многое другое.

    Аспирантура. После магистратуры обычно начинают преподавать в вузе на позиции ассистента. Одновременно с получением опыта в преподавании, можно пойти в аспирантуру. Она тоже бывает в разных научных сферах и это тот самый уровень образования, с которого, по классике, начинается карьера преподавателя в вузе.

    • Педагогика. Если продолжать изучать педагогику, то можно поступить на программу «Методология и технология профессионального образования». Учёба длится 3 года, за это время студенты научатся проектировать образовательные программы для высшего образования, разберутся в тенденциях и инновациях в образовании.
    • Другие направления. Здесь также можно выбрать программу не из сферы педагогики. Например, на факультете рекламы есть аспирантура по теории и практике интегрированных коммуникаций. Будущие преподаватели и научные сотрудники изучают исследования по культуре, учатся разбираться в видах искусства и архитектуры.

    При этом одного высшего образования недостаточно — преподаватель должен регулярно проходить курсы повышения квалификации. Это помогает оставаться в профессии, обновлять знания и делиться с студентами только актуальной информацией.

    Вот, какие программы подойдут преподавателям вузов:

    • «Современные технологии в педагогике в контексте реализации ФГОС». Курс длится 3 месяца. За это время студенты изучат актуальные требования государственных образовательных стандартов, смогут разработать образовательную программу и узнают, как проходит обучение в школах.
      Курс полезен преподавателям, которые ведут занятия по педагогике для студентов вузов. После окончания курса выдают диплом о переподготовке.
    • «Современные технологии обучения». Курс длится 1 месяц. Студенты учатся работать с языком жестов, создавать материалы для глухих и слабослышащих, а также оказывать первую помощь в экстренных ситуациях.
      Программа будет полезна педагогам, которые работают с глухими или слабослышащими студентами или читают лекции об обучении людей с особыми потребностями. После окончания курса выдают диплом о переподготовке.

    Подберите программу обучения, узнайте проходной балл и начните учиться бесплатно

    Рекомендованные программы обучения

    «Методология и технология профессионального образования», аспирантура«Управление инновациями в образовании», магистратура«Современные технологии в педагогике в контексте реализации ФГОС»«Современные технологии обучения»«Эксплуатация и обслуживание беспилотных робототехнических авиационных систем», бакалавриат«Теория и практика интегрированных коммуникаций», аспирантура«Семейная педагогика и психология образования», бакалавриат

    Адреса поступления

    ЦФО
    г. Москва, Ленинградский пр-т, д. 80Б, корп. 5
    Сокол
    +7 495 800–10–01 8 800 100–00–11
    Подобрать программу
    }

    Подобрать программу и поступить

    Заполните форму и наш менеджер свяжется с вами
    Подберите программу обучения и начните учиться бесплатно
    Уважаемый посетитель
    Если у вас есть вопрос, предложение или жалоба, пожалуйста, заполните короткую форму и изложите суть обращения в текстовом поле ниже. Мы обязательно с ним ознакомимся и в  30 - дневный срок ответим на указанный вами адрес электронной почты.
    30 дней
    * все поля обязательны для заполнения
    DMCA.com Protection Status