Есть три основных типа высших учебных заведений (вузов):
- университеты,
- институты,
- академии.
Между этими учреждениями очень мало общего — несколько похожих характеристик перечислили в конце статьи. Каждое из них слишком выделяется по образовательным программам, форматам и целям обучения, поэтому лучше каждый такой вуз рассматривать отдельно, без привязки к какому-либо типу.
До 2013-го года виды вузов существенно отличались друг от друга — у каждого из них был свой статус и образовательные программы, это было закреплено в законе. Например, университеты были многопрофильными учреждениями — там обучали широкому кругу профессий. А институты — узкопрофильными. Там готовили специалистов в рамках одного направления.
Но в 2013-м году вступил в силу новый закон «Об образовании в Российской Федерации», который упразднил это деление. Все вузы стали называться «образовательными организациями высшего образования». Их статус — университет, академия, институт — теперь определяется не в законе, а на основе разных критериев: масштаб деятельности, уровень научных исследований и количество направлений подготовки.
При этом, хотя формальное разделение исчезло, типы вузов сохранили примерно ту же специфику. Например, как до реформы университеты выпускали специалистов сразу для многих сфер деятельности, так и сейчас. То же можно сказать и про другие типы вузов. Просто теперь это скорее традиционное деление, не закреплённое законодательно.
Итак, расскажем, в чём заключаются особенности разных типов высших учебных заведений.
В чём особенность университетов
Университеты — многопрофильные высшие учебные заведения, которые сочетают образовательную и научную деятельность. Как правило, это крупные учреждения с долгой историей и определённой репутацией, которая известна как внутри страны, так и за её пределами.
Вот основные отличия университетов от других видов вузов:
- Разнообразие направлений. Здесь готовят специалистов в гуманитарных, технических, естественных, социальных и других областях знаний. Это значит, что в одном университете, но на разных направлениях могут учиться будущие врачи, менеджеры, экономисты и многие другие специалисты.
- Разнообразие образовательных программ. В университетах есть не только бакалавриат, специалитет и магистратура, но и послевузовские профессиональные программы — например, аспирантура. То есть здесь студенты получают высшее образование разных типов.
- Масштабная научная деятельность. Часто в университетах есть собственные лаборатории и научные центры. Студенты проводят фундаментальные и прикладные исследования: разрабатывают теории и проверяют их на практике.
- К примеру, студенты-психологи могут провести фундаментальное исследование эмоций человека и написать об этом научную статью. А результатом прикладного исследования станет психологический тест, который определяет уровень тревожности.
При этом есть категории университетов с исключительными правами:
Университеты с особым статусом. Два российских университета — Московский государственный университет и Санкт-Петербургский государственный университет — вправе самостоятельно разрабатывать образовательные стандарты. Остальные вузы ориентируются на требования, определённые государством.
Ректоры МГУ и СПбГу назначаются президентом. В других вузах ректоров назначают учредители учебного заведения или собрание работников.- Университеты с правом внедрения науки в образовательный процесс. Такие учебные заведения называются национальными исследовательскими университетами, или НИУ. Они получают дополнительное финансирование для развития инноваций и разрабатывают уникальные обучающие программы, которых нет в других вузах. К примеру, такое право есть у Национального исследовательского ядерного университета МИФИ.
- Университеты, созданные для развития конкретных регионов России. Такие учебные заведения называют федеральными университетами. Они учитывают экономические, социальные и культурные особенности конкретных территорий страны. К примеру, Северный (Арктический) федеральный университет фокусируется на исследованиях в области Арктики и подготовке кадров для северных регионов.
Чем отличаются институты
Институты — высшие учебные заведения, которые готовят специалистов для одной или нескольких смежных отраслей. Например, может быть институт культуры и молодёжной политики. Выпускники институтов осваивают разные профессии, но похожие по профилю.
Например, окончив институт филологии и массовых коммуникаций, можно стать журналистом, переводчиком, преподавателем русского языка и литературы — это всё разные профессии, но связанные с языком, литературой или медиа.
А технический институт обучает инженеров для различных отраслей промышленности: машиностроения, энергетики или строительства. Все они станут инженерами, но работать будут в разных отраслях.
Важное отличие институтов от других типов вузов — меньший упор на науку. Здесь ведут прикладные, а не фундаментальные исследования, причём для конкретной отрасли. А подготовкой учёных и вовсе занимаются редко.
Такжефилиалы вуза в других городах тоже могут называться институтами. К примеру, у Российского университета дружбы народов есть филиал — Сочинский институт.
Какие особенности есть у академий
Академия — вуз, который фокусируется наподготовке кадров для конкретной отрасли. Чаще всего это искусство, культура, наука, военное дело, государственная служба, сельское хозяйство и медицина.
В академиях готовят специалистов разных профессий, но работать они будут в одной отрасли. Так, после сельскохозяйственной академии выпускники могут заниматься выращиванием растений, лечением животных, управлением лесными ресурсами или разработкой экологических программ. Все эти специалисты вносят вклад в развитие агропромышленного комплекса.
Иногда разница между академией и институтом неочевидна, потому что оба типа вузов фокусируются на каком-то одном направлении. Но если приглядеться, отличия заметны:
- В институтах готовят специалистов похожих профилей, но для разных сфер деятельности. Сюда идут абитуриенты, которые чётко знают, какую профессию хотят освоить, но работать они потом будут в самых разных отраслях. Например, в архитектурных институтах обучают не только архитекторов, но и градостроителей, дизайнеров, инженеров-проектировщиков. Они получают разнообразные навыки и знания, которые помогут работать в строительстве, дизайне, урбанистике.
- В академиях сделан акцент на глубокую подготовку в рамках одной отрасли. То есть студенты не только выбрали профессию, но и будущую сферу работы. Например, в отличие от архитектурного института, в архитектурной академии готовят профессионалов именно для этой отрасли: архитекторов, реставраторов, художников-монументалистов, сценографов или специалистов по архитектурному наследию.
Вот какие особенные черты академий ещё можно выделить:
- Готовят учёных для конкретной отрасли. В академиях студенты получают высшее образование разных типов: есть не только бакалавриат, специалитет и магистратура, но и послевузовские профессиональные программы. При этом на послевузовских программах готовят исследователей в отраслях, на которых специализируется конкретная академия. К примеру, в юридических академиях готовят аспирантов и кандидатов наук в сфере юриспруденции.
- Научная деятельность широкая, но в рамках одной области наук. В академиях занимаются и фундаментальными, и прикладными исследованиями, но опять же делают сильный упор на конкретную сферу. К примеру, в академиях творческой направленности исследуют только область искусств.
Чем выделяются консерватории и училища
Консерватории и училища — это специализированные учебные заведения. Они выпускают профессионалов в узких направлениях. Чаще всего это музыка, театр или военное дело.
Причём эти учреждения сужают не только отрасль, в которой могут работать выпускники, но и и сферу их деятельности. Например, можно сравнить, чем занимаются композиторы после консерватории и академии искусств:
- Консерватория фокусируется исключительно на музыке. Композитор будет изучать музыкальную теорию, историю музыки, оркестровку и другие дисциплины, которые напрямую связаны с созданием музыкальных произведений.
- Академия искусств готовит композитора как универсального специалиста, способного работать на стыке различных видов искусства — кино, театр, современное искусство, медиа.
Таким образом, в академии студенты получают широкую подготовку по целой отрасли — искусство. А в консерваториях углубляются до конкретного направления — музыки.
Кратко
- Университеты отличаются многопрофильностью, масштабной научной деятельностью и разнообразием образовательных программ.
- Институты фокусируются на подготовке специалистов в одной области или нескольких смежных. Здесь меньше научной деятельности и выбора образовательных программ.
- Академии фокусируются на подготовке кадров для конкретной отрасли. Это могут быть искусство, наука, сельское хозяйство, медицина и другие сферы.
- Консерватории и училища — это специализированные учебные заведения. Специфика таких вузов — в узкой направленности образовательных программ. Чаще всего это музыка, театр или военное дело.