Кто такой менеджер проектов? Обязанности
Менеджер проектов (project manager, РМ) — специалист, который отвечает за выполнение проекта в установленный срок. Его обязанности включают организацию работы команды исполнителей. Профессионал выполняет планирование, подготовку, реализацию работы, отвечает за показанный результат.
Управляющая деятельность учитывает интересы участников делового контракта:
- Заказчика. Менеджер проектов обязан понимать настоящие потребности клиента, знать способы решения озвученных проблем.
- Руководителя. РМ занимается увеличением прибыли, делает покупателей постоянными.
- Линейных работников. РМ ставит задачи команде, эффективно мотивирует исполнителей, проверяет выполнение стадий проекта.
Обязанности включают решение нестандартных ситуаций во время работы. Проджект менеджер корректирует стратегию при изменении бюджета, сроков подготовки работы, болезни (увольнении) исполнителей.
При взаимодействии с покупателем происходят события, угрожающих срывом проекта. РМ обязан разработать стратегию урегулирования критической ситуации, чтобы заказчик остался доволен сервисом.
Профессионал может руководить командой линейных сотрудников. Либо назначить подчиненных руководителей отделов, контролирующих выделенные участки работы.
Навыки менеджера проекта
Проджект менеджер обязан быть руководителем, стратегом, психологом. Управление людьми подразумевает регулярное общение. Эта специальность не подойдет интроверту, стеснительному человеку.
Построение карьеры потребует способностей:
- Владение технологиями управления Agile, Scrum, SAFe, Waterfall, Kanban. Использование CRM системы.
- Переговоры с людьми. Составление технического задания на основе переговоров.
- Стратегическое мышление. Формулирование целей после анализа потребностей. Разбивка задач на подзадачи. Создание иерархической схемы заданий. Разработка Project Vision, дорожной карты проекта.
- Распределение бюджета. Оценка наличия ресурсов. Расчет суммы для выполнения задач. Утверждение сметы. Распределение фонда заработной платы, денежная мотивация персонала. Составление списка закупок материалов. Оценка финансовых рисков проекта.
- Тайм-менеджмент. Определение сроков выполнения заданий. Составление расписания. Проверка скорости работы исполнителей, соблюдения дедлайнов, наличия запаса времени на случай форс-мажора.
- Управление командой. РМ обязан настроить мессенджер, контролировать, мотивировать исполнителей проекта. Если отсутствует конкретный работник для выполнения функции, РМ находит исполнителя (выполняет рабочее задание самостоятельно).
- Делегирование. Поиск надежных контрагентов для выполнения проекта. Заключение договоров с контрагентами. Контроль над контрагентами: проверка качества выполненной работы, напоминание дедлайнов. Юридическое оформление контрактов.
- Подготовка отчетности. Подготовка регулярных отчетов по выполнению промежуточных этапов. Заполнение документации. Тестирование продукта. Презентации результатов работы. Проверка исправления недочетов, обнаруженных заказчиком проекта.
- Улаживание конфликтов. Проджект менеджер играет роль онлайн техподдержки клиента. Обрабатывает претензии, пожелания людей, корректирует стратегию действий.
- Оценка риска. РМ обязан предусмотреть нестандартные ситуации, составить план действий на случай форс-мажора.
- Знание английского языка. Владение иностранным языком позволит зарабатывать больше: трудоустроиться в международную компанию, работать с иностранцами.
- Развитые коммуникативные умения для деловой переписки, проведения переговоров. Лидерские качества, эмоциональный интеллект, умение противостоять стрессу.
Желательно получить опыт руководящей должности, либо быть исполнителем в сфере. Получить специализацию можно без стажа. Проджект менеджер с пониманием отрасли быстрее покоряет карьерную лестницу.
Перспективы карьерного развития
Получив специализацию менеджера, возможно устроиться в Digital студию, Scrum агентство. Уровень зарплаты: 65 000 рублей — 300 000 рублей (средняя 150 000 рублей). Заработную плату определяет стаж, сфера деятельности, город трудоустройства. Сайты для поиска персонала регулярно предлагают 2500−4000 открытых онлайн вакансий от работодателей.
Для профессионала возможен вертикальный или горизонтальный карьерный рост. Вертикальный рост подразумевает получение статуса топ менеджера. Горизонтальный рост дает увеличение заработка за счет принятия сложных (крупных) заказов.
Умение управлять проектами поможет вести собственный бизнес. Профессионал может открыть юридическое лицо, стать работодателем, нанимающим проектных менеджеров. Это современная востребованная специальность, дающая уверенность в будущем.
Получение востребованной специализации
Умения менеджера нельзя изучить самостоятельно. Чтобы сменить направление деятельности, следует пройти обучающие курсы. Процесс обучения включает практический опыт, прохождение стажировки на базе компании, помощь при составление резюме соискателя.
Освоить специальность невозможно за несколько месяцев учебы. Профессиональные курсы освещают базовые вопросы трудоустройства. Чтобы стать профессионалом, получать высокую зарплату, потребуется практический опыт. Наработка практических навыков, понимание нюансов специальности потребует 2−3 года стажа.
Как составить резюме менеджеру проектов?
Стаж является преимуществом при трудоустройстве. Приобрести опыт возможно в ходе учебы. Работодатели отправляют отклики на резюме специалистов без опыта. Принятие решение о трудоустройстве начинающего специалиста определяет комплекс факторов.
Чтобы составить хорошее резюме + сопроводительное письмо, следуйте инструкции:
- Укажите персональную информацию: ФИО, город, возраст, семейное положение.
- Опишите полученные на практических занятиях умения, познания.
- Укажите первое полученное образование, пройденные курсы по руководству.
- Перечислите рабочий стаж в другой области. Опишите задачи, решаемые на прошлых рабочих местах, приобретенные познания.
- Укажите пройденные стажировки. Приложите готовые кейсы, завершенные проекты.
- Сформулируйте зарплатные требования. Учитывайте наличие (отсутствие) рабочего опыта управления, средний уровень заработной платы.
- Укажите уровень владения английским языком, другими иностранными языками.
- До отправки резюме, сопроводительного письма проверьте личные страницы в соцсетях. Сделайте персональные страницы соответствующими образу профессионала.
Составьте уникальное сопроводительное письмо, учитывая специфику откликнувшейся компании. Отобразите в сопроводительном письме причину выбора специальности, мотивацию для работы, ответственность, стремление учиться бизнес-процессам.
Принимайте предложение пройти стажировку, поработать за небольшую зарплату. Первая работа поможет продолжить учиться, накапливать знания, необходимые профессионалу.