Стандартные позы в анимации и моделлинге называются А-поза и Т-поза. С их помощью создают и анимируют персонажей. Почему они так называются, как выглядят, почему стали базовыми и зачем они 3D-аниматорам, рассказываем в нашей статье.
Что такое T- и A-позы
Т- и А-позы — это две стандартные позы, фундаментальные инструменты аниматора. Их использование для анимации и моделинга при создании персонажей помогает обеспечить правильную деформацию модели и создать естественные движения.
T-поза полезна для начальной настройки и создания базовой анимации.
A-поза помогает создавать более естественные движения и детали.
Они используются в различных проектах от игр и фильмов до рекламы и визуализации, помогая создавать реалистичные и плавные анимации.
Т-поза — это позиция тела, в которой ноги стоят на ширине плеч, а руки выпрямлены и вытянуты горизонтально, параллельно полу. Она напоминает букву Т. Такая поза еще называется референсной.
А-поза — ноги на ширине плеч, а руки расставлены в стороны под углом примерно в 45 градусов. Поза немного похожа на букву А.
- Т-поза подходит для разработки персонажей, у которых свободно двигаются конечности, например одну или две руки нужно поднимать вверх.
- А-поза более удобна для нижних конечностей. Она помогает создать более плавные и естественные движения, так как исходная поза уже имеет некоторый угол в плечах и бедрах.
Именно эти две позы — эталонные для аниматора. Они схематичны, нейтральны, и с них начинается создание персонажа. Благодаря им легче построить форму и топологию, а аниматору работать с движением конечностей и готовить изменения для различных поз. 3D-моделлер может хорошо рассмотреть каждую часть персонажа с разных сторон и контролировать визуальную составляющую его движений.
Источник: ru.freepik.com
Почему они популярны в 3D-анимации
3D-модель, которую создает моделлер, должна быть доступна для анимации и сохраняться при деформации, когда персонаж поднимает руку или делает шаг. Нельзя чтобы она тянулась, разрывалась, плыла и произвольно менялась, если руки или ноги меняют свое положение.
Именно изначальные позы в виде Т и А решают эти задачи. В этих позах можно быстро разместить манипуляторы и легко привязать скелет. Если допущена ошибка, персонажа легко вернуть в стандартное положение и начать работу снова.
Почему эти позы облегчают моделирование:
- Конечности максимально вытянуты, что уменьшает ошибки в их пропорциях и длине, в других позах такие ошибки могут быть незаметны.
- Анатомию нарушить сложно, позы симметричны, что делает работу проще и быстрее.
- Руки и ноги хорошо видны, конечности находятся в самом доступном состоянии.
- Проще продумывать одежду, экипировку, артефакты.
После того, как персонаж установлен в А- или T-позу, можно начинать анимировать его по установленным параметрам.
Как создать персонажа в T- и A-позах
Создание персонажа в 3D-моделировании в определенных позах используется для правильной деформации модели при анимации. Стандартные позы создают, например в 3D-программах Blender, Maya или 3ds Max. Используйте фотографии и модели других персонажей в T- и A-позах как референсы и не забывайте об основах анатомии, чтобы модели выглядели естественно.
Основные этапы создания персонажа в T-позе:
- Создайте или импортируйте 3Д-модель персонажа.
- Модель должна иметь правильную иерархию костей (bones hierarchy). Кости правильно организованы и именованы для удобства работы.
- Подгоните кости так, чтобы они точно соответствовали форме и позе персонажа. Это включает в себя правильное позиционирование и ориентацию костей. Для этого используются инструменты вращения, перемещения и масштабирования.
- Работу начните с рук — выберите кости плеч и рук и поверните их так, чтобы они были расположены горизонтально, вытянуты по сторонам и параллельны друг другу. Повторите для другой руки. Это базовая поза для рук в T-образной позе.
- Убедитесь, что пальцы рук расправлены, чтобы упростить процесс риггинга и анимации.
- Поверните кости бедер и голеней так, чтобы они были вытянуты вперед.
- Туловище нужно подогнать так, чтобы оно было прямым и вертикальным. Голова должна находиться прямо над туловищем.
- Удостоверьтесь, что со всех ракурсов поза выглядит естественно и анатомически правильно, а пропорции гармоничны.
- Выполните ретопологию модели, чтобы создать правильную топологию для анимации.
- Добавьте детали, кожу, мышцы, волосы, одежду, аксессуары,
и т. д.
A-поза — это альтернатива T-позе, она создается аналогично, только руки персонажа находятся под углом (обычно около 45 градусов) по отношению к телу. Вы можете начать с модели в T-позе и изменить положение рук, чтобы они были под нужным углом.
Основы позирования: синтаксис и структура
Ключевые концепции:
- Скелетная структура (skeleton) — набор костей, соединенных в иерархии, имитирующий анатомию персонажа.
- Обратная кинематика (inverse kinematics, IK) — контролирует цепочку костей через конечную точку, используется для движения ног и рук.
- Прямая кинематика (forward kinematics, FK) — контролирует каждую кость отдельно, что полезно для более детализированных движений.
- Риггинг — создание скелета, костей для каждого сегмента тела.
- Привязка модели (skinning) — привязка вершин модели к костям, чтобы модель деформировалась вместе с движением костей. Чтобы добиться правильного деформирования, нужно скорректировать веса вершин.
Основные элементы:
- Локаторы (пустышки) — для определения ключевых точек, например позиции суставов.
- Контроллеры — объекты или кости, которые используются для изменения позы персонажа, для управления руками, ногами, пальцами и головой.
- Ключевые кадры — определяют моменты во времени, в которых задаются позы. Создание ключевых кадров и плавных переходов между ними нужно, чтобы персонаж выглядел естественно. Модель должны правильно деформироваться при перемещении и вращении частей тела.
Источник: ru.freepik.com
Примеры использования поз А и Т в реальных проектах
T-поза и A-поза широко используются при создании реальных проектов: в разработке игр, анимационных фильмов, дополненной реальности и других областях 3D-моделирования.
- В игровой индустрии базовые модели персонажей на основе Т-позы и А-позы помогают легко привязывать анимацию к модели и создавать реалистичные движения персонажа. T-поза служит начальной точкой для риггинга персонажей. А-поза позволяет создавать более плавные и естественные анимации. Позы используются для разработки самых известных игр:
- Assassin’s Creed
- The Witcher 3: Wild Hunt
- Horizon Zero Dawn
- Uncharted Series
- В киноиндустрии Т-поза широко используется для анимационных фильмов и для создания визуальных эффектов в художественных фильмах.
- Мультипликационные фильмы Pixar и Disney. Например, с помощью базовых поз создавались реалистичные движения антропоморфных персонажей и правильная деформация в фильме «Зверополис».
- Фильмы жанров экшен, фэнтези и других. Например, Т-позы и А-позы применялись в разработке фантастического фильма «Аватар» для естественных движений героев — людей и человекоподобных существ.
- В рекламе и визуализации:
- Рекламные ролики с 3D-анимацией.
- Визуальные эффекты (VFX) для рекламы.
- Настройка моделей для презентаций.
- Архитектурные визуализации с участием моделей людей.
- Виртуальные объекты дополненной реальности.
Главное, что нужно знать
- Т-поза и А-поза — базовые стандартные позы для создания персонажей в анимации. С их помощью проще всего создать анатомически правильную и работающую модель.
- Т-поза — ноги стоят на ширине плеч, а руки вытянуты по сторонам, 90 градусов параллельно полу. А-поза отличается от нее тем, что руки немного опущены.
- Базовые позы используются при создании 3D-проектов, фильмов, компьютерных игр, рекламы.