Создание анимации — сложная и трудоемкая работа. Существуют разные техники, которые помогают сделать анимационных персонажей более интересными и реалистичными. Одна из этих техник — ротоскопирование. Рассмотрим, что она собой представляет, как и для чего используется и как сделать анимацию в технике ротоскопирования.
Что такое ротоскоп и как он работает
Ротоскопинг — это техника анимации и видеомонтажа, которая заключается в отслеживании и рисовании кадра в кадре поверх движущегося объекта в видео. Этот метод широко используется в индустрии анимации, кино и рекламы для создания эффектов, добавления анимированных элементов или изменения фона.
Для работы используют специальный прибор — ротоскоп. Он представляет собой проектор, который позволяет обводить отснятые кадры. Этот прибор был изобретен еще в начале XX века американским аниматором, кинорежиссером и продюсером Максом Флейшером и запатентован. С помощью ротоскопа он делал движения персонажей анимационных фильмов и мультфильмов более реалистичными. Это изобретение дало толчок активному развитию мультипликации.
В советской мультипликации технику ротоскопии называли фотоперекладкой. Она получила широкое распространение в мире и использовалась для производства многих зарубежных и отечественных мультфильмов. В 80−90-х годах ее начали применять для создания компьютерных игр.
С развитием компьютерных технологий сам ротоскоп стал не нужен, но техника ротоскопирования по-прежнему широко используется в создании анимаций. Только сейчас реалистичную анимацию можно делать на компьютере, с помощью специальных программ.
Источник: ru.freepik.com
Почему ротоскопинг так популярен
Техника rotoscoping получила широкое распространение потому, что этот метод создания анимации позволяет сохранять визуальный стиль оригинального материала, создавать реалистичную и детализированную анимацию, а также использовать его для создания визуальных эффектов и ремастеринга старых фильмов.
Ротоскопинг позволяет добиваться максимальной точности и контроля над движениями объекта и сохранять их реалистичность, что дает широкие возможности для творчества. Его используют не только в мультипликации, но и в кинематографе, музыкальной и игровой индустрии, рекламе. С помощью этой техники создаются многие спецэффекты в фильмах, фантазийные сцены в музыкальных клипах и рекламных видеороликах. Ротоскопинг помогает создавать героев для компьютерных игр и превращать фото реальных людей в игровых персонажей.
Ротоскопирование является мощным инструментом в руках производителей видеоконтента. С его помощью можно делать уникальные визуальные эффекты и реалистичных анимационных персонажей.
Как работать с ротоскопингом
Процесс ротоскопирования состоит из нескольких этапов:
- Выбор кадров. Аниматор выбирает последовательность отснятых кадров, в которых нужно отследить движущийся объект. Обычно это кадры с интенсивным движением или изменениями движений.
- Использование ротоскопа. Затем он использует ротоскоп или его функцию в специальной компьютерной программе и отслеживает движения объекта кадр за кадром.
- Обрисовка контуров. Аниматор вручную выделяет контуры объекта на каждом кадре, используя инструменты маскирования или создавая каркас для последующего отслеживания.
- Коррекция и редактирование. Затем он делает необходимые корректировки, чтобы отслеживание было плавным и естественным. Если нужно, вносит дополнительные изменения в движения и форму объекта.
- Добавление эффектов или изменений. После завершения ротоскопинга аниматор добавляет различные эффекты, может заменить фон или внести другие изменения в отслеживаемый объект.
Существуют специальные приложения для создания анимации. Одно из наиболее популярных — Adobe After Effects. В нем есть много инструментов, позволяющих создавать качественную анимацию.
Один из инструментов — ротоскопическая кисть. С ее помощью обводят контур нужного объекта, а затем программа по этому контуру достраивает маску и делает ее трекинг. Этот инструмент не слишком точный, поэтому его лучше использовать в сценах с минимумом деталей. Для более точной прорисовки рекомендуется начинать с отрисовки маски в ключевых фазах движения, а после этого уже подгонять маску в каждом кадре.
Специальные приложения хороши тем, что дают широкие возможности для создания анимаций и экономят время и силы. Например, программа Rotoshop имеет функцию интерполяционного ротоскопирования (interpolated rotoscoping), которая существенно облегчает и ускоряет работу. Аниматору достаточно обрисовать ключевые кадры, а программа сама сгенерирует промежуточные.
Примеры известных работ с использованием ротоскопинга
В ХХ веке анимационную технику ротоскопирования широко использовали многие мультипликационные студии. С ее помощью было снято немало мультфильмов, которые быстро завоевали любовь детей и взрослых. К наиболее известным можно отнести следующие:
- «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» — студия «Союзмультфильм», 1951 год;
- «Цветик-семицветик» — студия «Союзмультфильм», 1958 год;
- «Каштанка» — студия «Союзмультфильм», 1952 год;
- «Сказка о рыбаке и рыбке» — студия «Союзмультфильм», 1950 год;
- «Аленький цветочек» — студия «Союзмультфильм», 1952 год;
- «Золотая антилопа» — студия «Союзмультфильм», 1954 год;
- «Белоснежка и семь гномов» — студия «Дисней», 1937 год;
- «Золушка» — студия «Дисней», 1950 год;
- «Алиса в Стране чудес» — студия «Дисней», 1951 год.
В большинстве диснеевских мультиков ротоскопирование совмещали с обычной рисованной анимацией. Съемки делали только с частью декораций, а все остальное художники-мультипликаторы дорисовывали сами.
Технология ротоскопирования применялась в таких популярных компьютерных играх как: Prince of Persia, Mortal Kombat, Another World, Space Quest и многих других проектах.
Как создать анимацию в технике ротоскопирования
Рассмотрим, как создать анимацию с использованием техники ротоскопинга. Для работы вам понадобится программа Adobe After Effects, Blender или любой другой редактор, где есть необходимые инструменты для обработки изображений.
Сначала подумайте, анимацию в каком стиле вы хотите сделать и каким должен быть персонаж. Выберите актера или объект для анимации. Вы можете сами выступить в качестве актера или попросить другого человека позировать вам. Попросите актера отрепетировать движения, которые будет совершать персонаж, а затем снимите видео с ним.
Старайтесь делать съемку на однородном фоне, чтобы в кадре было как можно меньше лишних деталей. Пересмотрите готовое видео и отберите кадры, которые вам нужны.
В редакторе обработайте кадры с использованием функции ротоскопирования. Обведите контуры ключевых кадров, из которых будет состоять анимация. Затем разукрасьте кадры. Если нужно, добавьте дополнительные детали и визуальные эффекты. Сохраните готовую анимацию в нужном формате.
Источник: ru.freepik.com
Типичные ошибки и как их исправить
Рассмотрим наиболее частые ошибки, которые встречаются при создании анимации.
Ошибка | Как исправить |
Выбрасывать кажущиеся ненужными кадры, чтобы сократить объем работы. | Не убирайте много промежуточных кадров, иначе движения персонажа получатся рваными, не плавными. |
Сосредотачиваться сначала на мелких деталях. | Сначала создайте основную часть анимации, а затем проработайте мелкие, тонкие движения, добавляющие шарма. |
Двигать все части тела персонажа одновременно. | Следите за плавностью перехода от одной позы к другой, разносите движения разных частей тела во времени, чтобы они выглядели более естественно. |
Сделать главную сцену качественно, а остальные — не очень. | Старайтесь сделать качественно все сцены. Если вы вложите все силы в главную, а второстепенные сделаете наспех, то они испортят все впечатление. |
Главное, что нужно знать о ротоскопировании
- Ротоскопинг — это технический прием, который используется при создании анимаций. Он предполагает покадровую перерисовку движений персонажа с кинопленки или цифрового видео. Раньше для этого использовали специальный прибор — ротоскоп. Сейчас всю работу можно выполнять на компьютере с помощью специальных программ.
- Ротоскопирование в анимации позволяет сделать движения персонажей максимально реалистичными и создавать различные спецэффекты.
- Эта техника используется при создании мультфильмов, кинофильмов, музыкальных клипов, рекламных роликов, компьютерных игр.