Нарратив в играх — это комплекс инструментов, благодаря которым геймер эмоционально вовлекается в историю, погружается в контекст. Многие ошибочно принимают нарративного дизайнера за сценариста, что приводит к ложному пониманию о задачах специалиста. В статье рассказываем об особенностях игрового нарратива, как применять инструменты на практике, тестировать и улучшать механику процесса.
Что такое нарратив в играх и почему он важен
Нарративный дизайн подразумевает раскрытие сценария игры посредством разных игровых техник. В задачи разработчика входит работа с текстовым материалом, но это скорее служит дополнением к основным требованиям. Сценарист занимается написанием сценариев, а нарративный геймдизайнер вживляет созданную историю в игровой процесс.
Нарратив в игровой сфере нужен, чтобы:
- Сформировать общее представление об игре
- Погрузить игрока в соответствующую атмосферу
- Передать сюжет, следуя за его развитием
Нелинейная игра предоставляет пользователю широкий выбор возможностей. Действия игрока влияют на последующее развитие сюжета. В таком подходе содержится главное отличие геймдева от литературы, киноиндустрии и других форматов развлекательного контента, где у истории один финал.
Сценаристы используют литературные приемы для передачи информации об игре. Наиболее популярный способ повествования содержит следующие элементы: завязка, конфликт, развязка. Одного рассказа недостаточно, чтобы завлечь искушенного пользователя.
Для полноценного погружения используют следующие методики:
- Сюжет — знакомит с историей и общими правилами игры
- Стиль — геймер исследует окружающую игровую среду
- Повествование — какую роль занимает главный персонаж в отношении повествовательной линии рассказа
Нарратив включает не только заложенный сценарий, но и восприятие игрока, его индивидуальный опыт. Таким образом, пользователь создает новый нарратив, который не похож на первоначальную задумку автора.
Источник: ru.freepik.com
С чего начать создание нарратива
Начать создание нарратива в геймдеве следует с определения главной идеи. Обозначьте центральную тему повествования игры. Например, борьба со злом или выживание. Выбирайте достаточно глубокую тему, чтобы вместить разнообразные сюжетные линии, дать герою больше пространства для развития.
В первую очередь уделите внимание формированию игрового мира, после чего только переходите к разработке персонажей. Построить сюжет вокруг готовых героев гораздо сложнее, чем добавить игроков, которые объединены общей концепцией.
Определите целевую аудиторию, чтобы понимать в каком стиле создавать историю. Берите во внимание возраст, предпочтения, потребности целевой группы.
Разработайте краткое описание игры. Сформулируйте главную идею, укажите на те моменты, которые выделяют игру среди других. Напишите основной сюжет с ключевыми моментами истории. Обозначьте начало, конфликт и развязку. Это даст общее представление о видеоигре.
Какие инструменты использовать
Нарративный дизайнер использует следующие инструменты для создания увлекательного и эмоционально насыщенного повествования:
- Текстовые материалы. Большой объем текста утомляет, поэтому максимально сокращайте речь персонажей, дополняйте их озвучкой. Есть несколько типов текстов, которые используются в игре:
- Нейминг — название предметов, местоположений, имена персонажей, сооружений
- Описание — содержит повествовательную информацию о героях, локациях, предметах
- Диалоги — разговоры между персонажами, с помощью которых раскрываются их характеры, что влияет на последующие развитие сюжета
- Записи — дополнительные текстовые блоки для уточнения деталей в ходе игры, служат вспомогательными элементами
- Левел-дизайн. Разработчик создает уровни, задания, окружения, которые предоставляют игрокам пространство для исследования .Для каждой локации придумывается история. Она задает нужную атмосферу и цель, которую игрок должен достигнуть.
- Визуализация включает разработку образов персонажей, окружений, предметов. Визуал помогает создать уникальный стиль, который поддерживает нарратив и позволяет геймерам лучше ощутить игровой мир.
- Геймплейные механики — набор правил, благодаря которым пользователь взаимодействует с игровыми процессами. Каждое действие персонажа включено в нарратив, независимо от решения игрока.
- Звуковые эффекты и музыкальное сопровождение нужны для поддержания нужного эмоционального отклика у пользователя. Музыка задает конкретное настроение. Она помогает расслабиться или создает напряжение в нужные моменты, подчеркивает важные элементы в игре.
Как разработать структуру
- Выделите главные моменты истории. Определите основной сюжет, персонажей и поворотные моменты. Разработайте интересное описание каждого героя. Уделите внимание формированию характера, мотивации, вариантов развития.
- Проработайте задания и квесты, благодаря которым герой переходит на следующий уровень.
- Используйте кат-сцены и диалоги, чтобы раскрыть сюжет в полном объеме.
- Планируйте сюжетные развилки. Придумайте несколько альтернативных финалов, если выбрали нелинейную структуру.
Как интегрировать нарратив в игровой процесс
Взаимодействие геймплея и нарратива определяет интерес игрока, влияет на его мотивацию проходить игру до конца. Геймплей отвечает за действия игрока: прыгнуть, драться, убегать, изучать территорию. Нарратив наполняет эти действия смыслом. Грамотное сочетание этих двух элементов благоприятно воздействует на эмоции геймера, в полной мере погружает его в историю.
Распространенные способы передачи нарратива:
- Диалог. Используйте озвучку для лучшего восприятия текста. Обращайте внимание на эмоциональную окраску, тон и темп повествования. Диалог должен звучать естественно. Разговоры с прорисованной мимикой создадут больший эффект погружения в рассказ. Улыбка героя в некоторых случаях лучшим образом отображает информацию, чем две строчки текста.
- Письмо. С помощью него часто передают главный сюжет или указывают на ключевые моменты. Письменный текст размещают в записках и книгах. Здесь стоит уделить внимание читабельности шрифтов, соответствию стилей, способам взаимодействия героя с письменным текстом. Например, при дождливой погоде буквы расплываются на странице, когда на них падают капли дождя.
В тексте раскрыть контекст помогают следующие элементы:
- История местности, описание событий из прошлого
- Лор (от англ. lore — предания) содержит биографию героев, особенности картины мира в игре, правила, традиции, детали
- Второстепенные сюжеты, которые раскрывают главную суть повествования
Как тестировать и улучшать
Тестирование на ранних этапах помогает выявить слабые стороны, исправить ошибки, добиться слаженной работы. Чтобы протестировать нарратив, совершите следующие действия:
- Проанализируйте обратную связь у игроков. Для этого организуйте онлайн-опросы, собирайте отзывы в сообществах, изучайте рецензии и обзоры. Это поможет выявить, что нравится в нарративе, а что вызывает негативную реакцию.
- Запускайте тестовый формат игры. Следите за участниками, в какой момент игроки теряют интерес. Корректируйте сюжетные линии, меняйте ход игры по необходимости.
- Проводите фокус-группы. Соберите группу геймеров и предложите им несколько вариантов повествования. Учитывайте их реакции, предпочтения, пожелания.
- Прототипирование. Создайте прототипы нарративных элементов. Например, диалогов, заданий или кат-сцен.
Источник: ru.freepik.com
Типичные ошибки и как их исправить
- Длинные и скучные диалоги без смысловой нагрузки. Сократите речь до необходимого минимума. Добавьте озвучку. Соблюдайте стиль речи, учитывая специфику персонажа. Контролируйте скорость, чтобы информация воспринималась легко.
- Недостаточная интерактивность в нелинейных видеоиграх. Добавьте больше реакций, чтобы пользователю открывались новые сюжеты.
- Разделение геймплея и нарратива. Каждое действие должно соответствовать истории повествования, иначе теряется целостность сюжета. Геймер ощущает противоречие, что приводит к негативной реакции.
- Предсказуемый сюжет ведет к быстрой потере интереса. Создавайте неожиданные повороты, подталкивайте персонажа к сложному выбору. Держите игрока в умеренном напряжении.
Главное, что нужно знать
Главные моменты, которые нужно знать про нарративный дизайн в видеоиграх:
- Нарративный дизайн — один из главных элементов, который необходим в создании захватывающей игры. Он подразумевает разработку сюжета, поворотных событий, персонажей, локаций, правил.
- Нарратив в игре начинается с создания истории. Сюжет состоит из трех главных частях: завязка, конфликт, развязка и обязательно содержит начало, развитие, конец.
- Детализированная разработка окружающей среды, в которой происходят события, усиливает погружение в нарратив. Герои, наделенные характерными чертами, хорошо запоминаются. Грамотно выстроенные диалоги между персонажами влияют на развитие сюжета, способствуют прохождению игры до конца.