Концепт-арт простыми словами — это визуальное представление идеи, которое отражает ее особенности и подчеркивает главные черты. Наброски нужны, чтобы передать общее впечатление об объекте, что помогает разработчикам лучше понять и реализовать изначальную задумку. В статье рассказываем, из чего состоит концепт-арт, где востребовано направление, рассматриваем главные этапы работы над эскизом.
Что такое концепт-арт
Концепт-артом называют графическое воплощение замысла, которое создается для передачи художественного видения и дальнейшей проработки деталей. Это не просто красивая иллюстрация, а сложный этап работы над проектом. Первые наброски занимают ключевую роль в создании фильма или разработке игры.
История концепт-арта возникла задолго до появления самого термина. Художники, архитекторы, скульпторы пользовались эскизами и чертежами, чтобы выразить идею и выявить несовершенства. Такой подход помогает лучше изучить объект и грамотно выстроить композицию, сделать работу интереснее.
Понятие «концепт-арта» в современном значении зародилось в середине XX века в связи с развитием киноиндустрии. Художники стали рисовать иллюстрации к мультипликациям и фильмам, чтобы визуализировать персонажей, создавать локации и делать раскадровки, которые раскрывают историю.
В индустрии видеоигр создание набросков считают ключевым элементом разработки. Профессионалы визуально представляют мир игры, который состоит из персонажей, окружения, локаций, оружия и других компонентов. Эскизы помогают разработчикам лучше воспринять видение игры, уточнить детали и принять взвешенные решения на ранних этапах работы.
Зачем он нужен
С помощью набросков в геймдеве решаются следующие задачи:
- Определяют стиль и атмосферу компьютерной игры, передают художественное видение
- Визуализируют внешность персонажей, их одежду, характер, оружие
- Создают детализированное представление об окружающей среде с разных ракурсов
Помимо этого концепт-арты помогают избежать следующих проблем:
- Без наглядной демонстрации концептов участники команды формируют разные представления о проекте, что приводит к расхождениям при реализации.
- Расходуются дополнительные ресурсы. Когда в работе над проектом отсутствует четкое понимание идеи, разработчикам трудно с первого раза исполнить задумку автора. Требуется время, чтобы исправить неподходящие элементы и найти нужное решение.
- Отсутствие эскизов приводит к неудовлетворительным результатам. Итог работы получается не таким запоминающимся, как изначально планировалось.
Концепт-арт помогает снизить риски неудач на разных этапах разработки, что делает проект более качественным и успешным.
Какие есть виды
Выделяют следующие виды эскизов:
- Дизайн персонажей включает разработку внешнего вида, костюмов, аксессуаров, эмоций. Художник показывает, как выглядит персонаж — его телосложение, рост. Мимика передает разные состояние героя, таких как: гнев, радость, страх. Общие наброски определяют, в каком стиле планируется разработка. Например, в реалистичном или мультяшном.
- Окружение. Иллюстратор создает образ игрового мира, который включает следующие элементы:
- Пейзаж местности, отдельные локации.
- Сооружения: дома, улицы, мость.
- Пропсы. Предметы, которые задействует игрок. Сюда входит: оружие транспортные средства, мебель, инструменты. Здесь нужно показать, какими функциями обладает предмет, как он работает.
- Выбор световых и цветовых решений задает атмосферу игры. От этого параметра зависит общее настроение. Темные тона вызывают мрачные, загадочные ощущения.
Как происходит процесс создания
Работа художника концепт-артов формирует основу для целого мира. Его главная задача — придумать, как воплотить в жизнь намеченную идею.
Перед тем как приступить к созданию набросков, художник проходит несколько этапов подготовки. Для начала он глубоко погружается в контекст проекта. Понимание мира, героев, сюжета и атмосферы — залог удачного и гармоничного визуального образа. Для этого профессионал изучает сценарий, знакомится с брифом, смотрит референсы и вдохновляющие примеры. Затем художник намечает план работы, чтобы уложиться в сроки, и приступает к созданию эскизов.
После первых набросков художник получает обратную связь. Он вносит необходимые коррективы и прорабатывает детали: текстуру, освещение, чтобы подчеркнуть характеристики объектов. В результате получается подборка визуальных материалов, которая помогает команде воплотить проект в жизнь.
Какие техники используются
Распространенные 2D и 3D-техники, которые применяются в создании эскизов:
- Рисование. В традиционном варианте используют карандаши, бумагу, краски. Цифровой метод подразумевает владение графическими программами для рисования. Например: Photoshop, Clip Studio Paint, Krita. Такой способ требует профессиональных навыков и большой практики. Художники контролируют каждый штрих, могут создавать уникальные стили.
- Фотобаш (photobash) подразумевает создание эскиза на основе готовой фотографии. Художник подбирает подходящую под стиль иллюстрацию и задействует ее элементы. Фото здесь используется для формирования реалистичной основы. Сам рисунок впоследствии дорабатывается. Готовые элементы комбинируют с новыми.
- Оверпейнт (overpaint) переводится как «красить поверх». Изменения вносят поверх существующего изображения. Добавляют детали, меняют цветовую гамму, создают эффекты, чтобы улучшить эскиз или предложить несколько вариантов.
- 3D-моделирование подразумевает разработку трехмерных объектов с помощью специализированных программ. Например: 3ds Max, Maya, Blender. Этот метод помогает создать реалистичные модели. Благодаря инструментам легко менять положение объектов, форму, работать над деталями.
- Рендеринг дает возможность создавать реалистичные картинки. Процесс подразумевает работу со светом и тенью.
Каковы основные этапы
Разработка концепт-артов проходит несколько этапов:
Шаг 1
Четкое понимание задачи играет ключевую роль в успешной визуализации концепта. Техническое задание помогает избежать недопониманий и предполагает, что художник изобразит то, что требуется.
В ТЗ описывается цель проекта, что он из себя представляет. Эта информация дает понимание, какие аспекты важны в работе, на что следует обратить внимание. В техническом задании указываются конкретные требования, которые помогут правильно выполнить задание. ТЗ может содержать подробное описание персонажей, стиль рисунка, какие формы для демонстрации объектов нужно использовать. Его можно воспринимать как инструкцию, которая поможет достигнуть нужного результата и облегчит процесс работы.
Шаг 2
Назначение исполнителя. Многие профессионалы специализируются на конкретной тематике:
- Создает рисунки персонажей игры. Чтобы наиболее точно изобразить героя — потребуется детальная информация не только о его внешних данных, но и о внутреннем мире. Нужно понимать мотивы персонажей, характер, учитывать биографию.
- Разрабатывает окружение, предметы, дополнительные элементы игры, что делает графику яркой и насыщенной.
- Создает пространство. Это сложный процесс направлен на проектирование локаций. Нужно понимать общую картину игры, чтобы соответствовать ее стилистике.
Шаг 3
Подготовка наглядных примеров. Дизайнер после того, как получил техническое задание, приступает к поиску референсов. Сюда входят чужие фотографии, рисунки, чертежи, которые подходят под описание заказчика. Образцы помогают художнику определить стиль, цветовую палитру, настроение.
Шаг 4
Первый набросок формируется на основе технического задания и референсов. Создание эскиза включает такие процессы:
- Художник экспериментирует с композицией, ищет подходящий ракурс
- Работает над текстурой, цветом
- Прорабатывает, текстуру, выбирает материалы
- Работает со светом и тенью
- Занимается ретушью — устраняет дефекты, дорабатывает детали
Шаг 5
После пройденных этапов художник показывает несколько набросков команде или заказчику. С помощью обратной связи рисунок утверждается или отправляется на доработку.
Где применяется концепт-арт
Концепт-арты широко используются в таких сферах, где требуется создание контента, персонажей, локаций и отдельных объектов. Наиболее популярные направления, которые нуждаются в разработке эскизов:
- Геймдев
- Киноиндустрия
- Реклама и маркетинг
Где можно найти примеры
Поиск примеров концепт-артов вдохновляет и помогает понять, как художники воплощают идеи. Список источников, где можно обнаружить интересные примеры:
- Портфолио профессиональных дизайнеров. ArtStation, Behance, DeviantArt, Pinterest - популярные ресурсы, где собраны разные стили и техники.
- Официальные сайты студий. Многие компании выкладывают наброски, которые использовались при создании видеоигр. Киностудии публикуют на сайтах эскизы работ.
- Тематические издания. Существуют книги, которые посвящены концепт-арту в игровой и киноиндустрии. В них можно найти примеры работ известных художников, а также информацию о методах работы.
- Социальные сети. В интернете есть сообщества, где дизайнеры делятся работами и обсуждают их в режиме онлайн.
Главное, что нужно знать
- Концепт-арт представляет направление в дизайне, которое визуально передает главную идею проекта. С его помощью создают образы, которые служат вспомогательными элементами в последующей разработке продукта.
- Эскизы создают на ранней стадии проекта, чтобы определить внешний облик элементов, выбрать стилистику, задать нужную атмосферу.
- Наброски помогают команде сформировать общее представление о том, как должен выглядеть конечный продукт. Это минимизирует возникновение ошибок в процессе работы.
- Концепт-арты широко используются в таких сферах, как: видеоигры, кинематограф, анимация и реклама. Они помогают оценить, как выглядит та или иная сцена в ролике, определить внешний вид героев, избежать негативных последствий.