Приёмная комиссия 2024

Компьютерная игра как объект интеллектуальной собственности: все, что нужно знать

Компьютерная игра как объект интеллектуальной собственности: все, что нужно знать
Содержание

Авторские права на компьютерные игры — это не просто юридическая формальность, а мощный инструмент, который позволяет защитить уникальные идеи, персонажей и сюжетные линии от несанкционированного использования. В этой статье мы рассмотрим, что такое авторские права в контексте игровой индустрии, как правильно запатентовать свои идеи и какие шаги предпринять для их эффективной защиты.

Подберите программу обучения и начните учиться бесплатно

Оставьте заявку и мы откроем бесплатный доступ к вводной части обучения

Что такое авторские права на игры

Авторские права на игры — это правовая защита, которая позволяет создателям компьютерных игр контролировать использование своих творений. Эти права охватывают оригинальные элементы видеоигры, такие как сценарий, графика, музыка, механика игры и персонажи. Авторское право предоставляет исключительное право на воспроизведение, распространение и создание производных работ.

Важным аспектом является то, что авторское право автоматически действует без необходимости регистрации, но в некоторых странах его можно зарегистрировать для повышения защиты. Правовое регулирование авторских прав варьируется в зависимости от юрисдикции, что может повлиять на защиту интеллектуальной собственности в разных регионах.

Зачем они нужны

Авторские права на игры играют важную роль по нескольким причинам.

Во-первых, они обеспечивают защиту интеллектуальной собственности. Авторские права защищают уникальные идеи, сценарии, графику, музыку и программный код, созданные разработчиками. Это позволяет авторам сохранять контроль над своей работой и предотвращать ее незаконное использование.

Во-вторых, установление авторских прав приносит экономическую выгоду разработчикам и издателям, то есть получать доход через продажу своих видеоигр, лицензировать на использование, создание дополнительных продуктов, таких как мерчендайзинг, и другие формы монетизации.

Третья причина заключается в стимулировании творчества и инноваций. Зная, что их работа будет защищена и может приносить доход, разработчики более склонны инвестировать время и ресурсы в создание новых и оригинальных игр.

Авторские права также помогают пресекать пиратство, которое включает в себя нелегальное копирование и распространение игр. В эпоху интернета и цифровой дистрибуции это особенно важно для защиты интересов разработчиков и издателей.

Юридическая защита — еще один важный аспект. В случае незаконного использования интеллектуальной собственности владельцы могут обратиться в суд для защиты своих интересов, что может включать получение компенсации за ущерб, причиненный нарушением авторских прав.

Наконец, это открывает возможности для лицензирования и сотрудничества. Исключительное право позволяет создателям заключать соглашения с другими компаниями и партнерами, лицензируя использование своих игр или их элементов. Это способствует развитию бизнеса и открытию новых направлений сотрудничества.

Источник: ru.freepik.com

Как они работают

Авторские права автоматически возникают в момент ее создания, без необходимости официальной регистрации. Это означает, что разработчик получает права на все оригинальные элементы игры, такие как сценарий, графика, музыка, программный код и другие творческие составляющие.

Затем, авторские права предоставляют разработчикам и издателям исключительное право использовать, воспроизводить, распространять и показывать игру. Это включает в себя право на продажу игры, лицензирование её использования другим компаниям, а также создание производных произведений, таких как продолжения или адаптации.

В случае нарушения авторских прав, например, если кто-то незаконно копирует и распространяет игру, владельцы прав могут предпринять юридические действия. Это может включать подачу иска в суд, где они могут потребовать компенсацию за ущерб и пресечь дальнейшее нарушение. В большинстве юрисдикций существуют специализированные законы и механизмы для борьбы с пиратством и незаконным использованием.

Для управления правами и лицензирования разработчики часто заключают договоры, которые регулируют условия использования их игры другими лицами или компаниями. Эти договоры могут включать в себя положения о выплате роялти, условиях использования и других аспектах сотрудничества.

Авторские права могут быть переданы или лицензированы третьим лицам. Разработчики могут продавать или передавать свои права другим компаниям, что позволяет расширять рынок и находить новые источники дохода.

В большинстве стран авторские права действуют в течение жизни автора плюс 70 лет. После этого произведение переходит в общественное достояние.

Но важно отметить, что авторские права защищают выражение идеи, а не саму идею. Это означает, что хотя конкретные элементы игры могут быть защищены, общий концепт или жанр игры не попадает под защиту авторских прав и может быть использован другими разработчиками.

Из чего состоят авторские права на игры

Объектами защиты исключительных прав на игры являются:

  • Программный код. Один из центральных элементов игры, программный код включает в себя инструкции, которые управляют функциональностью игры. Защита программного кода предотвращает его копирование и несанкционированное использование.
  • Графика и визуальные элементы. Это включает в себя персонажей, окружение, текстуры, анимации и все визуальные компоненты, которые создают уникальный стиль игры. Авторские права защищают как статичные изображения, так и анимации.
  • Сценарий и сюжет. Сюжет игры, сценарные диалоги, текстовые элементы и общая нарративная структура являются объектами авторского права. Это защищает оригинальные истории и сценарии от использования без разрешения.
  • Музыка и звуковые эффекты. Все аудиокомпоненты игры, включая музыкальные треки и звуковые эффекты, защищены авторскими правами. Это важно для защиты уникальных музыкальных произведений и аудиовизуальных эффектов.
  • Дизайн уровней. Конкретное оформление и структура уровней игры, включая их уникальную организацию и ландшафтные особенности, также могут быть защищены авторским правом, если они представляют собой оригинальное творчество.
  • Интерфейс и элементы управления. Дизайн пользовательского интерфейса, включая кнопки, меню, иконки и другие элементы взаимодействия, защищён авторскими правами, если они являются оригинальными и нестандартными.
  • Инструкции и документация. Рукописи и документы, связанные с игрой, такие как руководства пользователя, справочные материалы и другие текстовые документы, также подлежат защите.
  • Образы и символика. Специфические символы, логотипы, иконки и образы, используемые в игре, могут быть защищены авторским правом, если они обладают оригинальностью и уникальностью.

Как запатентовать компьютерную игру

Запатентовать компьютерную игру в традиционном смысле невозможно, так как патенты защищают только изобретения и технические решения. Однако, можно защитить игру с помощью авторских прав и, при необходимости, товарных знаков.

  1. Определите патентоспособные элементы игры

    Компьютерные игры в целом не могут быть запатентованы, но определённые технические аспекты или инновационные механизмы могут быть. Патентуемые элементы могут включать:

    • Новые алгоритмы и методы обработки данных
    • Уникальные игровые механики
    • Специальные программные решения
    • Аппаратные инновации
  2. Проведите патентный поиск

    Перед подачей заявки необходимо провести исследование, чтобы убедиться, что ваше изобретение является новым и не нарушает существующих патентов. Для этого вы можете использовать патентные базы данных, такие как Google Patents, Rospatent или The Lens, или обратиться к патентным специалистам.

  3. Подготовьте патентную заявку

    Патентная заявка включает:

    • Описание изобретения: Подробное объяснение того, как работает ваше изобретение и какие проблемы оно решает.
    • Формулы изобретения: Описание технических аспектов, которые требуют защиты.
    • Рисунки и диаграммы: Иллюстрации, поясняющие технические детали вашего изобретения.
  4. Подача заявки

    Заявка подается в патентное ведомство. В России — это Роспатент. Процесс может варьироваться в зависимости от страны, но обычно включает следующие этапы:

    • Оплата пошлины: патентные ведомства взимают плату за подачу заявки.
    • Процесс экспертизы: патентное ведомство проверяет вашу заявку на соответствие требованиям новизны и изобретательского уровня.
  5. Ответы на запросы экспертизы

    В процессе экспертизы патентное ведомство может запросить дополнительные сведения и внести изменения в заявку. Важно вовремя отвечать на такие запросы и предоставлять необходимую информацию.

  6. Получение патента

    Если патентное ведомство сочтет вашу заявку соответствующей всем требованиям, вы получите патент на своё изобретение. Срок действия патента обычно составляет 20 лет с даты подачи заявки, но может варьироваться.

  7. Поддержание патента

    Патенты требуют регулярной уплаты пошлин для поддержания их в силе. Это может включать ежегодные платежи.

Рекомендации:

  • Консультация с патентным поверенным. Патентное законодательство может быть сложным и требовать профессионального понимания. Патентный поверенный поможет вам подготовить заявку и проведёт её через весь процесс.
  • Убедитесь в коммерческой ценности патента. Патентование может быть дорогостоящим, поэтому важно оценить потенциальную коммерческую выгоду от защиты вашего изобретения.

Как запатентовать персонажа в игре

Шаги оформления исключительного права на персонажа похожи на план установления авторских прав для игры в целом. Когда вы разрабатываете персонажа (дизайн, биография, диалоги), вы автоматически получаете авторские права на него с момента создания. Для усиления защиты зарегистрируйте исключительные права на художественные и литературные элементы персонажа в Роспатент. Если персонаж имеет уникальное имя или логотип, зарегистрируйте их как товарные знаки. Это предотвратит использование вашего персонажа другими в коммерческих целях.

Ведите подробные записи о процессе создания персонажа, включая его концепцию, эскизы и сценарий, поскольку это поможет доказать ваше авторство. Разработайте лицензии для использования персонажа в других проектах, чтобы уточнить условия его использования.

Лучше всего обратиться к юристу в области интеллектуальной собственности, чтобы правильно оформить документы и обеспечить надежную защиту персонажа.

Как защитить свои идеи в игровой индустрии

  • В большинстве стран авторское право автоматически защищает оригинальные произведения, включая сценарии, музыку, графику и код. Вы можете зарегистрировать свои произведения для дополнительной защиты и упрощения процесса в случае нарушения.
  • Если у вас есть уникальное название для игры или логотип, вы можете зарегистрировать его как торговую марку. Это защитит вашу интеллектуальную собственность и предотвратит использование аналогичных названий другими.
  • Если ваша идея включает уникальные технологии или механики, вы можете рассмотреть возможность получения патента. Это может быть сложным и дорогостоящим процессом, но он предоставляет сильную защиту.
  • Если вы делитесь своими идеями с другими (например, с потенциальными партнерами, инвесторами или членами команды), используйте НДА. Это юридический документ, который обязывает другую сторону не раскрывать вашу информацию.
  • Ведите записи о своих идеях, разработках и процессах. Это может включать заметки, чертежи и прототипы. Дата и содержание этих записей могут служить доказательством вашей работы.
  • Публикация ваших идей в открытых источниках (например, блоги, статьи) может помочь установить вашу авторство, хотя это не является юридической защитой.

Какие самые громкие судебные практики

Atari vs. Amusement World (1981)

Atari подала в суд на компанию Amusement World за копирование игры Asteroids. Atari утверждала, что игра Amusement World под названием Meteors нарушает её авторские права. Суд постановил, что Meteors достаточно отличается от Asteroids, чтобы не считаться нарушением, что установило важный прецедент о защите геймплея.

Universal City Studios vs. Nintendo (1984)

Universal подала в суд на Nintendo, утверждая, что игра Donkey Kong нарушает авторские права на фильм King Kong. Суд постановил, что Universal не имеет эксклюзивных прав на King Kong, и Donkey Kong является оригинальным произведением. Это дело укрепило позиции Nintendo на рынке и подчеркнуло важность оригинальности в игровой индустрии.

Capcom vs. Data East (1994)

Capcom подала в суд на Data East, утверждая, что игра Fighter’s History копирует её популярную игру Street Fighter II. Суд решил, что хотя есть сходства между играми, они не являются достаточными для нарушения авторских прав, так как элементы боевых игр были признаны общими и неизбежными.

Tetris Holding vs. Xio Interactive (2009)

Компания Tetris Holding подала в суд на Xio Interactive за нарушение авторских прав, утверждая, что игра Mino копирует оригинальный Tetris. Суд поддержал Tetris Holding, постановив, что элементы Tetris, такие как форма блоков и игровое поле, защищены авторским правом, что стало важным прецедентом для защиты игровых механик.

Epic Games vs. Silicon Knights (2012)

Epic Games подала в суд на Silicon Knights за нарушение лицензионного соглашения на использование игрового движка Unreal Engine 3. Silicon Knights утверждала, что Epic предоставила дефектный продукт. Суд встал на сторону Epic Games, постановив, что Silicon Knights незаконно использовала движок и обязана выплатить значительную компенсацию.

Blizzard Entertainment vs. MDY Industries (2008)

Blizzard подала в суд на MDY Industries за создание и распространение бота Glider, который автоматизировал процессы в игре World of Warcraft. Суд постановил, что использование бота нарушает условия лицензионного соглашения игры и авторские права Blizzard, что установило важный прецедент в защите онлайн-игр от стороннего вмешательства.

Rockstar Games vs. BBC (2015)

Rockstar Games подала в суд на BBC за использование её торговых марок и изображений в документальном фильме The Gamechangers, посвященном созданию серии игр Grand Theft Auto. Дело было урегулировано вне суда, и BBC согласилась изменить контент фильма, что подчеркнуло важность защиты бренда и интеллектуальной собственности.

Источник: ru.freepik.com

Типичные ошибки и как их исправить

Ошибка 1. Отсутствие должного оформления

В чем заключается: Часто авторы считают, что регистрация авторских прав не обязательна, поскольку права на игру автоматически возникают с момента её создания.

Причина: Неосведомленность о том, что регистрация может предоставить дополнительные юридические преимущества, такие как возможность предъявления иска в суде и получение компенсации за ущерб.

Как исправить: Оформите регистрацию авторских прав в соответствующем государственном органе. Это даст официальное подтверждение ваших прав и упростит защиту в случае нарушения.

Ошибка 2. Не включение всех компонентов игры

В чем заключается: Регистрация охватывает только некоторые элементы игры, например, только графику или только код, оставляя другие важные компоненты без защиты.

Причина: Недостаточная осведомленность о том, что все оригинальные элементы игры — графика, музыка, код, сценарий и т. д. — должны быть включены в заявку на авторские права.

Как исправить: Убедитесь, что вы включили описание всех оригинальных элементов вашей игры при подаче заявки на регистрацию. Если необходимо, подайте несколько заявок для разных компонентов.

Ошибка 3. Неправильное определение авторов

В чем заключается: В заявке указаны неверные или неполные данные об авторах игры.

Причина: Ошибки при сборе информации или недопонимание, кто считается автором с юридической точки зрения.

Как исправить: Подтвердите и правильно укажите всех авторов оригинального контента, включая разработчиков кода, дизайнеров, композиторов и других участников. Убедитесь, что у вас есть все необходимые юридические соглашения о передаче прав, если это применимо.

Ошибка 4. Игнорирование лицензирования и соглашений

В чем заключается: Не оформляются соглашения о передаче прав или лицензионные соглашения с участниками разработки и третьими лицами.

Причина: Отсутствие договоров или недооценка их важности может привести к юридическим спорам о праве собственности.

Как исправить: Заключите письменные соглашения с каждым участником разработки, указывая, что все права на созданные материалы переходят к компании или индивидуальному владельцу игры. Также разработайте чёткие лицензионные соглашения с третьими сторонами.

Ошибка 5. Неисправности в документации

В чем заключается: Заявка содержит ошибки или недостатки, такие как неверно заполненные формы или отсутствие необходимых приложений.

Причина: Ошибки при заполнении заявки или недостаток опыта в подготовке документов.

Как исправить: Тщательно проверяйте всю документацию перед подачей. При необходимости проконсультируйтесь с юристом или специалистом по интеллектуальной собственности, чтобы убедиться, что все требования выполнены.

Ошибка 6. Неучёт производных произведений

В чем заключается: Не зарегистрированы производные произведения, такие как сиквелы, дополнения или модификации.

Причина: Игнорирование необходимости регистрации изменений или добавлений.

Как исправить: Зарегистрируйте все производные произведения и обновления, чтобы защитить расширения и модификации игры.

Ошибка 7. Отсутствие международной защиты

В чем заключается: Регистрация авторских прав ограничена только одной юрисдикцией, не охватывающей международный рынок.

Причина: Недостаток осведомленности о необходимости международной защиты.

Как исправить: Если вы планируете выпускать игру на международном уровне, зарегистрируйте авторские права в других странах через международные системы, такие как Мадридская система для товарных знаков или систему Бернской конвенции для авторских прав.

Ошибка 8. Игнорирование цифровых прав

В чем заключается: Не учитываются особые аспекты защиты цифровых прав, такие как DRM (Digital Rights Management) или защита от пиратства.

Причина: Недостаток понимания специфики цифровой защиты и защиты от нелегального распространения.

Как исправить: Интегрируйте системы защиты цифровых прав в вашу игру и обеспечьте соответствующие юридические меры против пиратства.

Главное, что нужно знать

    • Авторские права на игры позволяют создателям компьютерных игр контролировать использование своих творений. Они охватывают оригинальные элементы видеоигры: сценарий, графика, музыка, механика игры и персонажи. Авторское право предоставляет исключительное право на воспроизведение, распространение и создание производных работ.
    • Авторские права автоматически возникают в момент ее создания, без необходимости официальной регистрации, однако можно дополнительно запатентовать игру, создав патентную заявку.
    • Не забывайте указывать всех, кто помогал вам с созданием видеоигры, поскольку они также являются полноправными авторами проекта.

Подберите программу обучения и начните учиться бесплатно

Оставьте заявку и мы откроем бесплатный доступ к вводной части обучения

alt

Всё для учебы доступно онлайн

Расписание, зачётку и домашние задания смотрите в приложении
Подберите программу обучения

ответьте на пять вопросов и узнайте, где будете учиться

Образование для карьеры
К каким профессиям вы более склонны?
ТехническимГуманитарнымТворческимМедицинским
Какой у вас уровень образования?
Без образованияШкола 9-11 классКолледжБакалавриатМагистратураАспирантура
Какой формат обучения вам подходит?
ОчноЗаочноОнлайнПо выходным дням
Интересует ли вас кредит на образование по ставке 3% в год?
ДаНет

Мы подобрали для вас программу обучения

Заполните форму, чтобы узнать больше о программе и наших предложениях

Подобрать программу и поступить

Политика конфиденциальности

Ваша конфиденциальность очень важна для нас. Мы хотим, чтобы Ваша работа в Интернет по возможности была максимально приятной и полезной, и Вы совершенно спокойно использовали широчайший спектр информации, инструментов и возможностей, которые предлагает Интернет. Персональные данные, собранные при регистрации (или в любое другое время) преимущественно используется для подготовки Продуктов или Услуг в соответствии с Вашими потребностями. Ваша информация не будет передана или продана третьим сторонам. Однако мы можем частично раскрывать личную информацию в особых случаях, описанных в данной Политике конфиденциальности.

Рамки Политики конфиденциальности

Настоящая Политика конфиденциальности (далее — «Политика») применяется к информации, полученной через данный сайт, иные сайты, виджеты и другие используемые интерактивные средства, на которых есть ссылка на данную Политику (далее — «Сайт») от пользователей Сайта (далее — «Пользователи»).

Нижеследующие правила описывают, как Университет «Синергия» обращается с любой информацией, относящейся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных) (далее — «Персональные данные»), для целей оказания услуг с использованием Сайта.

Пользователи включают в себя всех физических лиц, которые подключаются к Сайту и используют Сайт.

Пользователи прямо соглашаются на обработку своих Персональных данных, как это описано в настоящей Политике. Обработка означает любое действие (операцию) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с Персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), блокирование, удаление, уничтожение Персональных данных.

Настоящая Политика конфиденциальности вступает в силу с момента ее размещения на Сайте, если иное не предусмотрено новой редакцией Политики конфиденциальности.

Контролирующие и обрабатывающие лица

Пользователи соглашаются с тем, что:

  • Пользуясь Сайтом, и принимая условия использования, опубликованные на Сайте, пользователь заявляет о своем однозначном согласии с обработкой его Персональных данных способами, описанными в настоящей Политике.
  • Обработка Персональных данных Пользователей осуществляется Оператором персональных данных — Университет «Синергия» (ИНН: 7729152149, ОГРН: 1037700232558).

С какой целью собираются эти данные

Имя используется для обращения лично к вам, а ваш e-mail для отправки вам писем рассылок, новостей тренинга, полезных материалов, коммерческих предложений. Вы можете отказаться от получения писем рассылки и удалить из базы данных свои контактные данные в любой момент, кликнув на ссылку для отписки, присутствующую в каждом письме.

Сбор Персональных данных

При регистрации на Сайте Пользователи подтверждают свое согласие с условиями настоящей Политики и свое согласие на обработку своих Персональных данных в соответствии с условиями настоящей Политики, кроме того они соглашаются на обработку своих Персональных данных на серверах Университета «Синергия», расположенных на территории Российской Федерации.

Обработка Персональных данных осуществляется не дольше, чем этого требуют цели обработки Персональных данных, изложенные в настоящей Политике (за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации). Университет «Синергия» может обрабатывать следующие Персональные данные:

  • «Как к Вам обращаться» в форме обратной связи, в случае если посетитель указывает свои полные ФИО или только часть;
  • Электронный адрес;
  • Номер телефона;
  • Также на сайте происходит сбор и обработка обезличенных данных о посетителях (в т. ч. файлов «cookie») с помощью сервисов интернет-статистики (Яндекс Метрика и других).
  • Вышеперечисленные данные далее по тексту Политики объединены общим понятием Персональные данные.

Как эти данные используются

На сайте используются куки (Cookies) и данные о посетителях сервисов (Яндекс Метрика и других). При помощи этих данных собирается информация о действиях посетителей на сайте с целью улучшения его содержания, улучшения функциональных возможностей сайта и, как следствие, создания качественного контента и сервисов для посетителей. Вы можете в любой момент изменить настройки своего браузера так, чтобы браузер блокировал все файлы cookie или оповещал об отправке этих файлов. Учтите при этом, что некоторые функции и сервисы не смогут работать должным образом.

Как эти данные защищаются

Для защиты Вашей личной информации мы используем разнообразные административные, управленческие и технические меры безопасности. Наша Компания придерживается различных международных стандартов контроля, направленных на операции с личной информацией, которые включают определенные меры контроля по защите информации, собранной в Интернет. Наших сотрудников обучают понимать и выполнять эти меры контроля, они ознакомлены с нашим Уведомлением о конфиденциальности, нормами и инструкциями. Тем не менее, несмотря на то, что мы стремимся обезопасить Вашу личную информацию, Вы тоже должны принимать меры, чтобы защитить ее. Мы настоятельно рекомендуем Вам принимать все возможные меры предосторожности во время пребывания в Интернете. Организованные нами услуги и веб-сайты предусматривают меры по защите от утечки, несанкционированного использования и изменения информации, которую мы контролируем. Несмотря на то, что мы делаем все возможное, чтобы обеспечить целостность и безопасность своей сети и систем, мы не можем гарантировать, что наши меры безопасности предотвратят незаконный доступ к этой информации хакеров сторонних организаций.

В случае изменения данной политики конфиденциальности вы сможете прочитать об этих изменениях на этой странице или, в особых случаях, получить уведомление на свой e-mail.

Политика в отношении обработки персональных данных.pdf

В случае изменения данной политики конфиденциальности вы сможете прочитать об этих изменениях на этой странице или, в особых случаях, получить уведомление на свой e-mail.

Jivo

DMCA.com Protection Status