Диалог — это разговор двух реальных людей или выдуманных персонажей. В мобильных и компьютерных играх диалоги помогают двигаться по сюжету и раскрывают игровой мир. Рассказываем, как придумать диалоговую систему и написать реплики персонажей, чтобы сделать игру захватывающей.
Что такое диалоги в играх
Диалоги — одна из базовых механик при разработке игры. Разговаривая с персонажами, игроки знакомятся с миром и получают информацию, важную для понимания сюжета. Диалоги как часть геймплея работают лучше, чем обучающие туториалы или книги внутри игры. В разговорах вы не просто даете информацию, а вовлекаете игрока в свою вселенную. Он знакомится с персонажами и развивает с ними отношения, прямо или косвенно влияет на игровой мир.
Механика подходит для компьютерных и мобильных игр. Это универсальное решение для любого сеттинга и жанра. Реализовать его можно двумя способами:
- Разговоры персонажей при игроке. Ключевые диалоги, связанные с важными моментами сюжета, лучше показывать в виде кат-сцен. Это короткие видеоролики, которые прерывают игровой процесс. Бытовые диалоги происходят во время игры. Фоновые беседы погружают в атмосферу, мотивируют изучать мир и дают подсказки, важные для понимания сюжета.
- Диалог игрока и персонажа. Такие беседы дают много информации и направляют игроков по сценарию. Игрок может расспрашивать персонажей о их жизни и событиях в мире, брать и выполнять квесты, мотивировать героев на действия. Механику обычно реализуют в виде диалогового окна. Игрок читает реплики собеседника и выбирает свои варианты ответа.
Источник: ru.freepik.com
Зачем игрокам нужны диалоги
Обучение на старте
Каждая игра начинается с туториала — короткого обучения. Уроки дают первое представление об игровом мире, помогают освоить интерфейс и базовые механики игры. Можно оформить туториал в виде текста, но это скучно. Многие игроки его пропустят, а потом столкнутся с проблемами, из-за которых некоторые из них бросят игру.
Лучше сделайте туториал в виде диалога. Придумайте обаятельного персонажа, который поможет новичку освоиться в мире. Он может быть другом или учителем главного героя. Первый персонаж, с которым познакомится игрок, должен вызывать симпатию, это поможет удержать новичка. Образ должен передавать tone of voice проекта — заложенные в игре ценности и ее манеру общения с игроками.
Развитие сюжета
Диалоги в кат-сценах показывают важные моменты сценария. В разговорах с персонажами игрок принимает решения, которые влияют на игровой мир. Диалоговые окна могут быть важной частью геймплея. Сложная система позволяет выбирать разные варианты сюжета. Она заставляет игрока думать над выбором ответов и последствиями принятых решений.
Выдача квестов
Популярная механика — разговоры с персонажами, которые выдают и принимают квесты. Сложно придумать другую альтернативу, чтобы помогать игроку собирать опыт и повышать уровень героя. Простые квестовые диалоги быстро надоедают. Игроки пропускают их, чтобы быстрее копить опыт и продвигаться по сюжету. Исправить это поможет сложная квестовая система, где есть несколько вариантов решения проблем. Совместите ее с разветвленными диалогами, в которых содержатся подсказки.
Общение с персонажами
Некоторым игрокам нравится исследовать виртуальный мир. Они заходят во все локации и часто кликают по героям и предметам. Когда игровые персонажи и NPC реагируют на клики, это делает мир живым. Придумайте, что герои отвечают на взаимодействие. Пусть они расскажут, что думают и чувствуют. А чтобы поднять настроение игрокам, сделайте некоторых героев шутниками.
Базовая механика
Есть диалоговые игры, которые почти полностью состоят из разговоров. Это визуальные новеллы, симуляторы свиданий и другие виды интерактивных романов. Сценарий такой игры раскрываются через разговоры. Геймплей основан на чтении и выборе ответов. От решения игрока зависит, что произойдет в следующей сцене, и какой у истории будет финал.
Какие типы диалогов бывают в играх
Диалоги отличаются по степени интерактивности:
- Линейные. Игрок слушает других персонажей или беседу с участием главного героя. Он не может выбирать реплики и влиять на сюжет. Пример: Uncharted
- Экспозиционные. Игрок выбирает тему, которую он хочет обсудить с другим персонажем. Сценарий разговора внутри активной ветки остается линейным. Пример: Diablo.
- Разветвленные. Игрок активно влияет на развитие диалога и результат беседы. Он может выбирать из вариантов ответа и отыгрывать разные характеры. Беседа может ветвиться, а фразы могут повторяться. От игрока зависит история мира и даже геймплей. Пример: Mass Effect.
Как диалоги влияют на сюжет и геймплей
Разветвленные диалоги дают максимальную свободу действий. От выбора ответов зависит сюжет игры и отношение персонажей. Игроки решают, как они хотят выполнять квесты и какой сценарий предпочитают. Главный герой может соглашаться или отказываться вступать в гильдии, помогать людям, вступать в брак или нарушать закон. Пусть сделанный выбор влияет на развитие событий, игрокам нравятся разветвленные сюжеты.
Выбор реплик отражает характер главного героя. Дайте возможность играть за доброго или злого персонажа, честно выполнять квесты или обманывать, флиртовать с другими людьми и развивать отношения. Это особенно важно в жанре RPG, где игроки хотят рассказывать свои истории.
Последствия могут быть:
- Тактические или краткосрочные. Когда главный герой оскорбляет другого персонажа, тот вступает в драку.
- Стратегические или долгосрочные. Если герой часто дерется, его репутация ухудшается. Торговцы предлагают ему завышенные цены, а некоторые персонажи отказываются с ним разговаривать, зато преступники начинают его уважать.
Игровой мир становится живым, если реакции на действия накапливается и приводит к серьезным последствиям. Реализовать механику можно с помощью системы репутации, влияния на фракции, шкалы отношения и других инструментов.
Из чего состоят диалоги персонажей
Игровой диалог — это мини-сценарий, у которого есть завязка, развитие сюжета и конец. Беседа начинается с приветствия. Реакция на героя может зависеть от его пола, расы, статуса, профессии и репутации. Затем начинается самое интересное — разветвленная система реплик.
Чем больше вариантов беседы вы пропишете, тем интереснее будет играть. Сложная диалоговая система мотивирует общаться с персонажами и узнавать больше про игровой мир. Дайте игрокам возможность решать квесты несколькими способами и отыгрывать героев с разными характерами. Спрячьте в репликах собеседника подсказки, как продвигаться по сюжету.
Беседы заканчиваются прощанием. Придумайте финальные реплики, чтобы персонажи казались живыми, а не функциями.
Как создать захватывающие диалоги
Чтобы научиться писать диалоги, читайте литературу для писателей и сценаристов. Придумывать захватывающие квесты помогут книги с разветвленными историями. Это развлекательный жанр, в котором читатель выбирает, как будут развиваться события после каждого фрагмента. Дальше он переходит на другую страницу и читает следующую часть истории.
Изучите целевую аудиторию
Определитесь, для кого вы делаете игру. Проведите исследования и уточните портрет игрока, его образ жизни, стиль мышления и привычки. Если вы делаете серьезную RPG для игроков, которым нравится исследовать другой мир, пишите длинные разветвленные сюжеты. Если вы делаете игру для людей, которые хотят получить быстрый результат, пишите короткие линейные диалоги. Когда вы пишете игру о космосе для подростков, откажитесь от сложных научных терминов. Пусть ваши герои объясняют сложные явления простыми словами.
Разработайте персонажей
Придумайте образы персонажей, с которыми главный герой будет взаимодействовать. У каждого из жителей мира должна быть своя роль в сюжете. Наделите ключевых персонажей личностями и придумайте для них короткие биографии. Это поможет выбрать стиль речи и типичные слова для каждого героя. У персонажей могут быть скрытые прототипы из книг или кинофильмов.
Напишите сюжет игры
У каждого диалога должна быть цель, а иначе игроку будет неинтересно общаться с персонажами. Прежде чем писать реплики героев, определите сюжет истории. На этапе разработки диалогов он должен быть понятен в общих чертах. Обращайтесь к сюжету, чтобы придумать реплики героев и влияние беседы на мир. Соблюдайте это правило, и вам не придется переписывать тексты.
Придумайте диалоговую систему
Определите, как механика будет реализована в игре. Самый популярный вариант — диалоговое окно, где можно прочитать реплику собеседника и выбрать вариант ответа. Сделайте интерфейс приятным для глаз и выделите важные детали. Стиль диалогового окна должен соответствовать сеттингу.
Подумайте, к каким последствиям приводит выбор каждого ответа. Хорошим решением будет создать систему репутации. Шкалу кармы можно разместить в профиле или сделать скрытой.
Напишите тексты
Когда вы будете писать диалоги, представляйте себе персонажей. Слова и манера речи отражают характер и биографию того, кто говорит. Удачные реплики раскрывают собеседников и передают эмоции. Хорошие сценарии погружают в атмосферу и заставляют сочувствовать героям.
Не пишите длинные тексты, если вы не создаете визуальную новеллу. Игроки проматывают их или читают по диагонали. Не старайтесь рассказать сюжет игры, для этого есть другие инструменты. У каждой реплики должна быть цель. Разговоры должны быть содержательными, но лаконичными.
Проверьте результат
Проверьте, как работают логические связи, нет ли в них ошибок. Перечитайте беседы, которые вы написали. Проверьте, нет ли в текстах ошибок, соответствуют ли реплики персонажам. Если есть возможность, проведите тестирование на фокус-группе. Спросите участников, понятен ли сюжет, понравились ли варианты, и что они хотели бы изменить. Внесите правки, если это оправдано.
Какие есть инструменты для создания диалогов
Fungus. Бесплатный плагин для Unity3D — популярной программы для гейм-дизайнеров. Сервис дает возможность писать разветвленные сюжеты и проверять готовые сценарии. Чтобы работать с плагином, не нужно уметь программировать.
Twine. Бесплатный сервис, где можно создавать интерактивные истории. Программа работает во всех популярных браузерах.
Instead. Бесплатный движок для разработки текстовых квестов. В программе можно прописывать сюжеты, добавлять картинки к сценам и даже пользоваться инвентарем. Чтобы использовать все функции, нужно знать язык программирования Lua.
Источник: ru.freepik.com
Типичные ошибки и как их исправить
Нереалистичные разговоры. Речь персонажа должна отражать эпоху, биографию и социальный статус героя. Средневековые нищие разговаривают иначе, чем придворные короля, а речь ученых отличается от болтовни школьников. Избегайте анахронизмов и других несоответствий в беседах ваших героев. Проверяйте тексты самостоятельно и отдавайте на вычитку другим людям.
Плохие варианты ответов. В захватывающих играх нет однозначно хороших и простых решений. Главного героя нельзя назвать однозначно хорошим или плохим персонажем: он часто вынужден принимать неоднозначные решения. Пишите квесты и разговоры так, чтобы игроки делали выбор на основе своих ценностей и чем-то жертвовали.
Технические ошибки. Организуйте проверку диалогов на всех этапах, от вычитки готовых текстов до тестирования игры. Если разные ответы приводят к одному результату, ответы не загружаются и возникают другие проблемы, это отталкивает. Собирайте обратную связь и исправляйте тексты и диалоговую систему.
Главное, что нужно знать
- Игровой диалог — это разговор двух персонажей. Игрок может быть одним из участников беседы или наблюдать со стороны. Разговоры знакомят новичков с миром игры, передают важную информацию и продвигают сюжет.
- В играх бывают линейные, экспозиционные и разветвленные диалоги. Выбирайте схему на основе интересов целевой аудитории. Игроки в шутеры предпочитают линейные разговоры, которые можно пропустить. Ценителям RPG понравится сложная система, в которой можно отыгрывать героев с разной мотивацией и влиять на развитие сюжета.
- Напишите сценарий игры и придумайте персонажей, прежде чем переходить к диалогам. У каждого разговора должна быть своя функция. Качественные диалоги не содержат лишней информации, но раскрывают характеры и передают атмосферу мира.
- Чтобы научиться хорошо писать, читайте учебники для писателей и сценаристов. Советуем изучить книги «Школа литературного и сценарного мастерства» (Юрген Вольф), «Анатомия истории» (Джон Труби) и «Как написать гениальный роман» (Джеймс Фрэй).