Сценарий для игры — это описание событий, которые происходят от первого запуска и до финала. Интересная история привлекает внимание к проекту и превращает игроков в фанатов. Рассказываем, как придумать уникальный сюжет игры, который сделает ее популярной.
Что такое сценарий для игры
Компьютерная игра основана на простых механиках. Почти в любой игре можно перемещаться по миру, сражаться с врагами и искать сокровища. Однотипные действия быстро надоедают игрокам. Удержать их внимание можно с помощью красивой графики или уникального сценария. У второго варианта есть преимущества. Вспомните игры 2000-х годов со слабой графикой, но интересными сюжетами. Многие из них, такие как Morrowind и Half-Life 2, и сейчас остаются популярными. Если вы сделаете ставку на графику, оценить ее красоту смогут не все игроки. Уникальный сценарий
Сценарий игры описывает:
- основную линию событий от начала и до конца игры;
- второстепенные квесты, где игрок может участвовать;
- личные истории персонажей, которые есть в сюжете;
- особенности мира, в котором происходят события;
- влияние действий игрока на будущее мира.
Игрок знакомится с сюжетом через общение с персонажами, кат-сцены, книги и документы внутри игры, визуальную атмосферу локаций. Сценарий зависит от пожеланий автора проекта, механики и жанра игры, технических ограничений, возрастного рейтинга.
Источник: ru.freepik.com
Как выбрать жанр и тему для сюжета
Жанр компьютерной игры зависит от особенностей механики. В гейм-индустрии есть 10 основных жанров:
- Сюжетные ролевые игры (RPG): игрок управляет персонажем и выполняет квесты, которые влияют на игровой мир.
- Динамические игры: здесь важно быстро реагировать на триггеры и нажимать на кнопки. К этой категории относятся, например, гонки с препятствиями.
- Стратегические игры: здесь важно продумывать свои действия, одна ошибка может стать причиной проигрыша.
- Аркады: здесь нужно собирать игровые ценности.
- Хорроры: эти проекты создают, чтобы напугать игроков
- Шутеры: здесь важно метко стрелять по целям.
- Файтинги: в центре сюжета находятся боевые искусства.
- Симуляторы: это игры, которые воспроизводят часть жизни. Например, симуляция готовки на кухне или управления автомобилем.
- Платформеры: здесь важно перемещаться по лестницам и платформам, избегая врагов и ловушек.
- Визуальные новеллы: это текстовые игры с картинками. В определенные моменты игрок делает выбор и смотрит следующую часть истории.
Сценарий игры происходит в рамках сеттинга. Так в игровой индустрии называют единство места, времени и социальной среды. Сеттинг — это ответ на вопрос, про что ваша игра. Например «про исследования космоса», «про пиратов и поиски сокровищ» или «про выращивание сада». Сеттинг отвечает за атмосферу и помогает правильно воспринимать сюжет.
У каждого сеттинга есть 3 элемента:
- Законы и ограничения. Это игровые условности, связанные с особенностями геймплея и менталитетом эпохи. Правила, которые нельзя нарушать, задают рамки и логику игры.
- Предыстория. Игровой мир существовал до начала событий, описанных в сценарии. Если отразить его историю в сюжете, вы сделаете сеттинг живым и интересным.
- Взаимодействие. Чем больше возможностей влиять на мир, тем интереснее игра.
Команда разработчиков определяется с жанром на этапе выбора механик для игры. Сеттинг часто выбирают позднее, когда к проекту присоединился сценарист. Чтобы не ошибиться с атмосферой, учитывайте готовые механики, технические ограничения и бюджет. Изучите боевую, диалоговую и торговую систему, нюансы движка и концепты локаций. Используйте сюжет, чтобы обосновать для игроков особенности механики. Подумайте, какая история нужна вашей игре, и как рассказать ее с помощью доступных ресурсов. Например, если вы работаете на слабом движке, перенесите часть сценария с улицы в помещения.
Как разработать главный сюжет и подсюжеты
У каждого сценариста свой метод работы с сюжетами. Одни авторы придумывают начало и конец истории, а потом заполняют пространство между ними. Другие начинают описывать произвольные моменты и собирают сюжет игры по частям, как пазл. Многие сценаристы говорят, что новые идеи придумываются не только на работе, но и во время отдыха. Вы можете найти свою схему работы или воспользоваться пошаговой инструкцией.
Как придумать сюжет для компьютерной игры:
- Выберите жанр и сеттинг. Если события будут происходить в другом мире, в общих чертах опишите его историю, географию и законы. Это поможет сделать сценарий убедительным и логичным.
- Придумайте несколько синопсисов, где сюжет описан в одном абзаце. Выберите лучший из вариантов.
- Расширьте синопсис и расскажите историю подробнее. Придумайте разные варианты, как можно дополнить синопсис. Выберите лучший концепт.
- Разделите сюжет на 4 акта: завязка, конфликт, решение проблемы и развязка. Опишите все элементы сценария и добавьте детали. Идите от большего к меньшему: от блоков сценария до отдельных кат-сцен и диалогов.
- Придумайте главного героя, основных и второстепенных персонажей. Определитесь, какие отношения между ними, и как персонажи влияют на главный сюжет.
- Напишите подсюжеты. Второстепенные линии делают игровой мир реалистичным и живым. В них можно спрятать ответы на вопросы игроков, дополнительную информацию или шутки и «пасхалки» (отсылки к реальной жизни).
Главное в сценарии — мотивация персонажей и причинно-следственные связи. Каждое событие в сюжете должно быть обосновано логикой игрового мира. Но не стоит детально объяснять игрокам каждую сцену, это делает игру скучной. Они должны интуитивно понимать, почему происходят все события. Подавайте сценарий так, чтобы игроки могли догадаться о недостающих деталях.
Как создать персонажей для игры
Персонажи компьютерных игр делятся на 5 категории:
- Протагонисты — главный герой, который находится в центре сюжета.
- Спутники — герои, которых можно взять с собой в приключение.
- Ключевые персонажи — герои с хорошо прописанной личностью.
- NPC — «серая масса» персонажей в игровом мире. Действиями и словами NPC управляет простой алгоритм или искусственный интеллект.
- Закадровые персонажи — не присутствуют в мире, но влияют на сюжет. Они упоминаются в диалогах, книгах и письмах.
Разработка персонажей начинается с протагониста. Вы можете прописать характер главного героя или оставить его чистым листом, чтобы игроки могли выбирать разные варианты решения квестов и реплики в диалогах. Герой должен быть симпатичен игрокам, чтобы люди смогли ассоциировать себя с ним. Центральная фигура в сценарии должна соответствовать эпохе и сеттингу. Пропишите в сценарии, чем главный герой отличается от других персонажей, какая у него мотивация и почему он важен для мира.
Создавая других персонажей, можно опираться на шаблоны сеттинга. Например «гном рудокоп», «красивая официантка» или «безумный ученый». Стереотипы помогают игроку запоминать героев, а отличительные черты придают им индивидуальности. У каждого персонажа, который важен для сюжета, должна быть личность, мотивация и система ценностей. Если ресурсы позволяют, можно выразить особенности героев с помощью мимики, голоса, одежды, манеры двигаться, обстановки в жилище и других признаков.
Как написать сценарные диалоги
Чтобы создавать живые диалоги, прочитайте несколько учебников по писательскому мастерству и сценаристике. Помните, что в каждом сеттинге и жанре действуют свои правила. Для фэнтези или исторической игры подойдет литературный язык со сложными оборотами. Но экшену, хоррору или шутеру он навредит, для этих жанров подходит разговорная речь.
Как правильнописать диалоги:
- У сценарного элемента должен быть смысл. Если диалоги можно вырезать без ущерба для игры, делайте это.
- Речь героя должна соответствовать его полу, возрасту, статусу, образованию и профессии. Типичная ошибка: современные слова и выражения в исторических сеттингах.
- Предмет диалога должен соответствовать ситуации. Герои не должны спокойно обсуждать бытовые дела, когда на город нападает дракон.
- Не перегружайте разговоры информацией, это делает их неестественными. Если вы хотите дать игроку объемный текст, обыграйте его как письмо, книгу, объявление или указ короля.
Помните, кто ваши персонажи. Средневековые алхимики разговаривали не так, как современные ученые. Речь персонажей из разных социальных слоев значительно отличается даже в одну эпоху. Чтобы написать диалог, нужно представлять героев и картину целиком: во что одеты персонажи, где они находятся, какое время суток и другие детали. Представьте, как будто вы смотрите фильм, и запишите, что говорят актеры.
Разнообразить игру помогают интерактивные диалоги. Персонажи могут по-разному обращаться к главному герою в зависимости от его решений: с рыцарем говорить почтительно, а с преступником — пренебрежительно. Некоторые варианты диалогов можно сделать недоступными, пока герой не выполнит квест или вступит во фракцию. Пропишите переменные, от которых зависит реакция на главного героя, и доступные ветки диалогов.
Как структурировать сценарий игры
Когда вы определились с жанром и сеттингом, придумали начало и конец истории, персонажей и основные квесты, пора структурировать сценарий. Любая история состоит из четырех элементов. Это базовое правило сценаристики, справедливое и для игровой индустрии. Классическая схема сюжета поможет связать элементы в единую картину.
В сценарии должно быть 4 акта:
- Завязка — это знакомство с главным героем и миром, встреча с ключевыми спутниками. В первом акте игрок знакомится с геймплеем и выполняет простые квесты.
- Конфликт — это может быть первая встреча с антагонистом, поиск важного персонажа или предмета, или начало цепочки событий, которым герой должен противостоять.
- Развитие конфликта — действия героя для решения проблемы. В сложном сюжете после решения одного конфликта игрок сталкивается с новыми вызовами. Значимость проблемы увеличивается: от бытовых вопросов игрок переходит к спасению мира или королевства.
- Развязка — действия, которые приводят к концу игры. В финале может быть неожиданный поворот сюжета. Лучший друг персонажа может оказаться злодеем, а ценный артефакт, на поиски которого ушло много времени — подделкой. Хороший финал вытекает из действий игрока, вызывает яркие эмоции и дает ответы на все вопросы игрока.
Когда вы упорядочите сюжет, вы сможете детально его проработать. На следующем этапе можно уточнить мотивацию персонажей, добавить больше диалогов, прописать микросюжеты. Хорошее решение — менять графику на разных этапах сценария. Город во время знакомства с миром, во время эпидемии и после ее окончания может выглядеть совершенно по разному. События могут оставлять след на внешности персонажей, это поможет игрокам почувствовать атмосферу.
Следите за динамикой повествования. Завязка и развязка не должны быть слишком затянутыми, иначе у игроков пропадает интерес. Во время развития и решения конфликта давайте подсказки и аккуратно направляйте главного героя. Отмечайте промежуточные успехи и мотивируйте игроков идти дальше.
Помните, что многие игроки пропускают диалоги или выбирают случайные ответы. В игре должны быть кат-сцены, которые объясняют главные моменты сюжета. Их часто вставляют между актами, чтобы разделить смысловые блоки. Пропишите кат-сцены так, чтобы сделать сюжет понятным для игроков, которые не читают тексты.
Как использовать интерактивные элементы в сюжете
Компьютерные ролевые игры (RPG) стали популярными благодаря свободе выбора. В сценариях этого жанра встречается много развилок, когда игрок должен принимать решения. Интерактивные элементы показывают, как меняется виртуальный мир в зависимости от действий главного героя. Хороший сюжет мотивирует проходить игру несколько раз, чтобы увидеть все истории и получить разные концовки.
Чтобы играть было интересно, выбор не должен быть очевидным. Не стоит предлагать заведомо плохой и хороший вариант. Пусть игрок делает выборы на основе своих приоритетов и моральных ценностей. Можно предложить герою выступать в разные фракции, отдавать квестовые предметы разным персонажам, прощать или казнить антагониста. Популярный ход — закладывать скрытые решения квестов, о которых можно узнать из книги или от одного из персонажей.
Варианты событий могут затрагивать только микросюжеты или влиять на ключевую историю. Вы можете создавать развилки, которые будут раскрывать мир с разных сторон. В конце прохождения покажите видеоролик и расскажите про все решения и последствия.
Сценарий может быть линейным. Но если вы не даете игрокам делать выборы и исследовать мир, уделите больше времени сюжету. Он должен быть логичным и интересным, чтобы игроки смогли представить себя на месте героя и захотели узнать, чем кончится история.
Как протестировать и доработать сценарий
Чем сложнее сценарий будущей игры, тем больше правок придется вносить во время разработки. В литературе есть правило «трех П»: пишем, проверяем и переписываем. Запустить творческий процесс помогает мозговой штурм. Сначала вы записываете все идеи, которые приходят в голову, потом выбираете лучшие варианты и пишете сценарий.
Закончив первую версию сюжета, не спешите отдавать ее на тестирование. Отложите документ и переключите внимание на другие задачи. После перерыва прочитайте документ свежим взглядом и исправьте очевидные ошибки, на этом этапе можно добавить в сценарий новые идеи. Проверьте сценарий и убедитесь, что диалоги и квесты складываются в одну увлекательную историю.
Предложите другим людям оценить ваше творчество. Покажите сценарий участникам команды и узнайте их мнение. Если правила студии разрешают, расскажите сюжет друзьям и родственникам. Исправляйте и улучшайте сценарий игры на основе обратной связи. Фидбэк часто помогает найти неожиданные и интересные сюжетные ходы.
Используйте программы для тщательной проработки сценария. Есть сервисы, которые помогают упорядочить сюжет и создать логичные связи. Используйте программы, чтобы оценить будущую игру с разных ракурсов, исправить противоречия и создать живой виртуальный мир. Чем больше в сюжете динамические элементов, тем внимательнее проверяйте сценарий.
Инструменты для записи и проверки сценариев
Articy Draft — это мощная программа для моделирования сюжетов многопользовательских игр. С ней работают студии Ubisoft, BioWare и CD Project Red. В программе можно связывать элементы сюжета и тестировать конфигурации.
Что можно создать в программе:
- Описания персонажей. В карточке героя можно указать пол, возраст, расу, мировоззрение, навыки, цели и конфликты.
- Описания локаций. В программе можно создать схематичную карту с маршрутами героев. К карточке локации можно прикрепить описания и картинки, которые гейм-дизайнеры будут использовать как референсы.
- Потоки. Инструмент помогает создавать интерактивные квесты и разветвленные диалоги. Для работы с потоками применяются многоуровневые блоки.
- Переменные. Это непостоянные значения, которые можно прописать в потоках или других элементах прототипа.
- Документация. Файлы с диалогами, описаниями сцен, сюжетами квестов и другой важной информацией.
Articy Draft помогает создать большой продуманный мир, не путаясь в деталях. Получается живая вселенная, которую игроки с интересом изучают. Готовый прототип можно протестировать, прежде чем отдать разработчикам.
Twine — популярный инструмент для подготовки сценариев. В программе можно строить схемы и соединять их гиперссылками, присваивать переменные и прописывать условия. Сервис помогает разработать геймплей, включая систему уровней, и придумать сложный сюжет. В карточках можно описывать локации, персонажей, квесты, диалоги и другие элементы мира.
yEd Live — редактор блок-схем и диаграмм. Инструмент создан не для разработки игр, но многие геймдизайнеры им пользуются. В yEd Live удобно создавать схемы и выстраивать логику сюжета, родословные и отношения персонажей, деревья навыков и развилки квестов. Программа помогает упорядочить информацию о проекте.
Источник: ru.freepik.com
Типичные ошибки и как их исправить
Писать сценарий раньше, чем механики. Опытные сценаристы советуют сначала придумать, механики, а затем обосновать игровые условности в сюжете. Такой подход сделает мир цельным и поможет игрокам в него погрузиться.
Забывать про звуковое сопровождение. Фоновая музыка может передавать атмосферу мира и динамику сцен. Например, для фэнтези RPG подходят мелодии арфы, блок-флейты или пианино, а для шутера — рок и металл. С помощью музыки можно создавать напряжение перед сюжетными поворотами или показывать эмоции персонажей. Работайте совместно с саунд-дизайнером, чтобы создать хороший продукт.
Расстраиваться из-за критики. Если вы работаете в большой команде, вам неизбежно придется вносить правки в сценарий. Сюжет зависит от финансовых и технических возможностей студии, от времени до релиза. Вы можете получить негативный фидбэк от гейм-директора, продюсера или разработчиков. Будьте готовы редактировать сцены или переписывать сюжеты. Умение работать в команде помогает не выгорать и оставаться креативным.
Главное, что нужно знать
- Сценарий описывает события, которые происходят во время прохождения игры. Придумать сюжет нужно, чтобы наполнить смыслом игровые механики, разработать дизайн локаций и персонажей. Хороший сценарий привлекает игроков и удерживает интерес к проекту.
- Сценарии в гейм-индустрии пишутся по тем же правилам, что и в театре или кино. Сначала определитесь с жанром и сеттингом игры. Создайте главного героя и персонажей первого и второго плана.
- Напишите основной сюжет, добавьте подсюжеты и микросюжеты. Чтобы сделать игру более увлекательной, добавьте интерактивности. Пусть мир меняется из-за принятых решений, а персонажи реагируют на игрока в зависимости от его репутации. Упорядочить и проверить сложный сценарий можно в программах Articy Draft, Twine и yEd Live.
Читайте учебники для писателей, режиссеров и сценаристов. Например, «Кино между адом и раем», «Дзен в искусстве написания книг», «Тысячеликий герой». Читайте хорошие книги и смотрите качественные фильмы. Посещайте разные мероприятия, знакомьтесь с людьми и пробуйте новые для себя занятия. Это помогает находить идеи для сценариев.