Спидран — это не просто способ играть, а целая культура, объединяющая геймеров в стремлении побить рекорды и доказать своё мастерство. В этой статье расскажем, что такое speedrun, исследуем его историю и разберемся, какие навыки необходимы, чтобы стать самым быстрым спидранером в мире.
Что такое спидран и зачем он нужен
Спидран (от англ. speedrun) — это попытка пройти видеоигру или ее отдельный уровень за минимально возможное время, используя различные техники, стратегии и иногда баги (то есть ошибки) игры. Это уникальное хобби, которое сочетает в себе как мастерство и знание игры, так и способность быстро принимать решения и адаптироваться к изменяющимся условиям.
Спидраны нужны по нескольким причинам:
- Соревновательный элемент. Спидраны предоставляют игрокам платформу для соревнований, позволяя им сравнивать свои результаты с результатами других игроков по всему миру. Это создает сильное сообщество, где участники могут обмениваться советами и стратегиями.
- Новый способ игры. Для многих игроков спидраны предлагают новый способ наслаждения любимыми играми. Скоростное прохождение игры может открыть новые аспекты и детали, которые остались незамеченными при обычном игровом процессе.
- Творческое самовыражение. Прохождения игр на скорость позволяют игрокам исследовать и использовать механики игры нестандартным образом, часто выходя за рамки предусмотренных разработчиками сценариев. Это дает возможность тренировать критическое мышление и проявлять творчество в процессе.
- Обучение и развитие навыков. Speedruns требуют от игроков высокой концентрации, быстрых рефлексов и глубокого понимания игровых механик. Это помогает развивать навыки, которые впоследствии будут полезны и вне контекста игры.
История спидранов начинается с самых ранних дней видеоигр. Хотя точная дата возникновения спидранов неизвестна, можно утверждать, что стремление игроков проходить игры как можно быстрее существовало практически с момента появления первых игровых систем, то есть с 1972 по 1977 годы.
В 1980-х и 1990-х годах, когда видеоигры стали более доступными и популярными, игроки начали соревноваться за лучшие результаты и время прохождения, что можно было видеть на примере аркадных игр, где игроки оставляли свои инициалы в таблицах рекордов.
С развитием интернета и появлением таких сайтов, как Twin Galaxies и Speed Demos Archive, игроки получили возможность делиться своими достижениями и видеозаписями прохождений с более широкой аудиторией. Это способствовало формированию сообщества ранеров и стандартизации правил прохождения.
В начале 2000-х годов с появлением видеохостингов, таких как YouTube, и платформ для стриминга, вроде Twitch, спидраны стали ещё более популярными. Игроки начали транслировать свои попытки прохождения игр в реальном времени, что привлекло новую аудиторию и позволило спидранам стать частью массовой культуры.
Сегодня speedruns — это важная часть игровой индустрии с собственными событиями и соревнованиями, такими как Games Done Quick, которые собирают тысячи зрителей и собирают средства на благотворительность. Спидраны продолжают развиваться до сих пор, привлекая все новых игроков и поклонников.
Типы спидранов:
- Any%. Это самый распространенный тип спидрана, цель которого — завершить игру как можно быстрее, не обязательно выполняя все задания или собирая все предметы. Это хороший выбор для начинающих, так как он позволяет сосредоточиться на основной механике и маршрутах игры.
- 100%. В этом типе игроки стремиться завершить игру с полным выполнением всех заданий, сбором всех предметов и достижением всех возможных целей. Это более сложный и времязатратный вариант, требующий глубокого знания игры.
- Glitchless. Скоростные прохождения без использования глюков (ошибок игры) требуют от игроков завершить игру как можно быстрее, не используя никаких известных глюков или багов. Этот тип подходит для тех, кто предпочитает более «чистую» и честную игру и хочет полагаться на навыки и стратегии, а не на эксплуатацию ошибок.
- Category Extensions. Это специфические категории, которые не вписываются в стандартные определения первых двух типов. Они могут включать в себя специальные ограничения (например, прохождение игры без получения урона — Deathless или Hitless) или цели (например, сбор определенного количества предметов). Такие категории часто более экспериментальны и могут предложить уникальный вызов.
- Randomizer. В таких спидранах элементы игры (например, расположения предметов или врагов) изменяются с помощью специального программного обеспечения, создавая каждый раз новый игровой опыт. Это требует гибкости и адаптации, и подходит для тех, кто ищет дополнительное разнообразие в игре.
- Low%. Это противоположность 100% скоростным прохождениям. В Low% спидранах игроки стремятся завершить игру, собрав как можно меньше предметов и достигнув минимум возможного уровня или очков.
- Single-Segment. Спидран выполняется за один заход без сохранений и загрузок.
- Pacifist. В данном типе игроки проходят игру, убивая как можно меньше врагов или вообще не убивая их.
Источник: ru.freepik.com
Как спидранить
Спидранить игру — это искусство и наука одновременно, требующее терпения, практики и знания. Существует множество различных способов ускорения процесса прохождения игры, но есть несколько основных правил, которых следует придерживаться:
Шаг 1. Выбор игры. Выберите игру, которая вам нравится и в которую вы готовы играть снова и снова. Это может быть любая игра, но лучше начать с той, с которой вы уже знакомы.
Шаг 2. Исследование. Посмотрите гайды, секреты и пасхалки. Чем больше у вас будет информации, тем быстрее вы сможете пройти игру. Узнайте о существующих рекордах и скоростных прохождениях по выбранной вами игре. Сайты вроде Speedrun.com и стриминговые платформы Twitch и YouTube помогут вам в этом.
Шаг 3. Планирование. Определите, какой тип спидрана вы хотите выполнить. Например, Any% - завершение игры как можно быстрее без ограничений или 100% - завершение всех заданий или сбор всех предметов. Распланируйте свой маршрут и стратегии, которые вы будете использовать.
Шаг 4. Практика. Начните прохождение. Сосредоточьтесь на отдельных сегментах игры, учите маршруты и техники. Используйте сохранения, моды и другие инструменты практики для тренировок.
При желании вы можете начать записывать свои прохождения на скорость и участвовать в соревнованиях и турнирах, особенно если хотите подтвердить ваш результат в сообществе других ранеров.
Какие инструменты и техники нужны
Инструменты и техники для спидрана играют ключевую роль в достижении максимальной эффективности и минимизации времени прохождения игры. Прежде всего, сюда входят инструменты для улучшения точности и скорости.
К примеру, техники управления персонажем bunny hopping, strafe jumping, sequence breaking, glitching или frame-perfect jumps позволяют игрокам двигаться быстрее или преодолевать препятствия лучше, чем это предусмотрено обычным геймплеем.
Также многие скоростные прохождения включают в себя использование глитчей и багов для сокращения времени и планирование наиболее короткого маршрута. Еще помогает запись собственных прохождений, замер времени спидрана с помощью таймеров или специальных программ и последующий анализ, поскольку так можно выявить ошибки и моменты, где лучше всего сэкономить время.
Для захвата видео могут подойти такие программы, как OBS Studio, XSplit Broadcaster или Bandicam, а для замера времени — программы-таймеры LiveSplit и WSplit.
И наконец, гайды, туториалы и другая информация в тематических сообществах также послужат отличным инструментом для улучшения навыков и искусстве прохождения игр на скорость.
Какие спидраны стали самыми известными
- «Марио» за 47 секунд. Это достижение установил американец Эрик Кэмпбелл в игре Super Mario Bros. Он использовал глитч в уровне, которые позволяет Марио мгновенно перемещаться на большое расстояние. Благодарю этому Кэмпбелл смог пройти игру быстрее, чем кто-либо до него.
- «Детройт: стать человеком» за 8 минут 36 секунд. Эта игра известна тем, что её сюжет зависит от решений игрока. Но спидраннер Ричард Блевинс нашёл такой путь прохождения, при котором все решения уже предопределены. Поэтому он смог пройти игру максимально быстро.
- «Хитман: Агент 47» за 9 минут 30 секунд. Этот рекорд также принадлежит Ричарду Блевинсу. Как и в случае с «Детройтом», он нашел способ проходить уровни игры таким образом, чтобы минимизировать количество принимаемых решений.
- «Doom II», спидран «Один патрон» за 2 часа 30 минут. Суть челленджа заключается в том, чтобы пройти всю игру, используя только одну пулю. Рекорд поставил игрок под ником WrathofAnubis.
- «Зельда» за 18 минут 51 секунду. Этот рекорд установил раннер с ником Distortion2. Он использовал комбинацию различных багов и секретных ходов, чтобы пройти игру максимально быстро.
Какие ошибки часто совершают новички
Ошибки | Решения |
Недостаточное знание игры | Новички могут пытаться начать спидраны, не имея полного понимания всех аспектов игры, включая карты, механики и потенциальные сокращения пути. Перед началом скоростного прохождения игры стоит тщательно изучить ее, включая просмотр спидранов более опытных игроков и прочтение материалов в Интернете, чтобы лучше понять, какие стратегии и техники используются для минимизации времени прохождения. |
Использование слишком сложных механик игры | Те, кто только начинают заниматься спидранами, могут пытаться использовать сложные трюки и сокращения, которые они видели у профессионалов, при этом не имея достаточного опыта их выполнения. Нужно начинать с освоения более простых и надежных техник и механик, постепенно переходя к более сложным по мере улучшения своих навыков. |
Неэффективная практика | Начинающие спидранеры могут практиковаться не систематически, повторяя весь спидран целиком вместо того, чтобы сосредоточиться на отдельных сложных участках. Необходимо разбить speedrun на секции и практиковаться в каждой из них отдельно, чтобы улучшить свои навыки в конкретных местах, где теряется больше всего времени. |
Игнорирование управления временем | Новенькие могут не учитывать время, потраченное на определенные секции, что затрудняет анализ и улучшение результатов. Чтобы не допустить эту ошибку, используйте таймеры и специализированное программное обеспечение для спидранов, чтобы отслеживать свои временные показатели и лучше понимать, где именно вы можете улучшить свое время. |
Недостаточное внимание к оборудованию | Некоторые ранеры могут не осознавать, насколько важно иметь надежное оборудование, что может привести к техническим проблемам во время быстрого прохождения. Убедитесь, что ваше оборудование (компьютер, консоль, контроллеры) находится в хорошем состоянии и оптимизировано для игры, чтобы избежать ненужных задержек и ошибок. |
Стресс и фрустрация | Спидраны могут быть стрессовыми, и новички часто расстраиваются из-за неудач, что может отрицательно сказаться на их мотивации и производительности. Подходите к спидранам с позитивным настроем, рассматривая ошибки как возможность для обучения. Установите реалистичные цели и относитесь к неудачам как к шагу на пути к улучшению. |
Отсутствие коммуникации в сообществах с другими игроками | Новые ранеры могут не искать помощи и советов у более опытных игроков. Потому присоединяйтесь к сообществам спидранеров, форумам и Discord-каналам, где вы можете получить ценные советы, поддержку и обратную связь от более опытных ранеров. |
Как улучшить результаты
Чтобы улучшить свои результаты в прохождениях игр на скорость, нужно постоянно тренироваться. С этим могут помочь тренировочные моды. В некоторых играх имеются встроенные тренировочные режимы или модификации, которые позволяют игрокам практиковаться в определенных секциях игры без необходимости проходить ее целиком. Также важным моментом является выбор мощного специализированного оборудования. В зависимости от платформы, на которой проходит спидран, могут потребоваться контроллеры с высокой чувствительностью, механические клавиатуры или консоли с модификациями для уменьшения времени загрузки.
Важно не забывать и о ментальном состоянии. Спидраннеры могут часто нервничать на определенных моментах прохождения игры, поэтому стоит заниматься своим ментальным здоровьем и не принимать все события в игре близко к сердцу.
Источник: ru.freepik.com
Что ждёт спидраны в будущем
Будущее спидранов выглядит многообещающим, учитывая их растущую популярность. Это происходит из-за нескольких тенденций:
- Развитие технологий. Продвинутые технологии стриминга и записи игрового процесса будут продолжать улучшаться, делая спидраны более доступными для широкой аудитории и упрощая процесс их документирования и анализа.
- Интеграция с играми. Разработчики игр могут начать включать в свои проекты специальные режимы и инструменты для спидраннеров, такие как встроенные таймеры, таблицы лидеров и возможности для практики.
- Расширение сообщества. Сообщество спидраннеров будет продолжать расти, привлекая новых игроков и зрителей, что приведет к увеличению соревновательных мероприятий и турниров.
- Увеличение количества игр. По мере выхода новых игр игроки-спидраннеры будут находить новые вызовы и возможности для установления рекордов, а также продолжат исследовать старые игры в поисках новых стратегий и багов.
- Виртуальная реальность. Прохождения на скорость в играх виртуальной реальности могут стать новым направлением, предлагая уникальные вызовы и способы взаимодействия с игровым миром.
- Искусственный интеллект. Использование ИИ для анализа спидранов и предложения оптимизаций или даже для обучения и выполнения спидранов может также стать новым направлением в этой области.
- Образовательный потенциал. Скоростные прохождения могут быть использованы в образовательных целях для обучения программированию, критическому мышлению и решению проблем.
- Благотворительность. Мероприятия, такие как Games Done Quick, продолжать использовать спидраны как средство для сбора денег на благотворительность, увеличивая их положительное влияние на общество.
- Профессионализация. Спидраны могут стать более профессионализированным и коммерциализированным видом соревнований, с возможными спонсорскими сделками и карьерными возможностями для топовых спидраннеров.
- Инновации в стратегиях и техниках. Раннеры продолжат находить новые и неожиданные способы прохождения игр, что будет способствовать постоянному развитию и эволюции этого направления в игровой индустрии.
Главное, что нужно знать
- Спидран — это скоростное прохождение видеоигр или их отдельных уровней за минимально возможное время с использованием различные техник стратегии и иногда багов игры. На сегодняшний день существует множество типов спидранов.
- Чтобы научиться спидранить, вам нужно выбрать игру, узнать о нюансах прохождения, выбрать тип спидрана и начать прохождение.
- Существуют разные техники и инструменты для улучшения навыков прохождения игр на скорость. Например, техники управления персонажами, программы-таймеры и программы для захвата и стриминга видео, специализированное оборудование, моды и прочее.
- Не допускайте типичных ошибок, если вы планируете заниматься спидраном: недостаточное знание игры, использование слишком сложных механик, недостаточная и неэффективная практика, игнорирование управления временем, недостаточное внимание к оборудованию, стресс и фрустрация и отсутствие коммуникации с другими спидраннерами в сообществах.
- Такие тенденции, как развитие технологий, увеличение количества игр, профессионализация, расширение сообщества и положительное влияние на общество, повышают уверенность в том, что у спидранов есть будущее, и оно сложится очень хорошо.