Сложные лабиринты, возвращение в старые локации с новыми улучшениями персонажа и самостоятельный выбор прохождения — это метроидвания. Что это за жанр, как он развивался и как влияет на современные игры, рассказываем в нашей статье.
Что такое метроидвания
Метроидвания — это поджанр приключенческих игр, родоначальники которого известны еще с конца 80-х годов. Он начался с игр Metroid и Castlevania, и в слове «метроидвания» можно увидеть соединение этих двух названий.
Платформеры 80-х предполагали движение персонажа слева направо, а в Metroid и позже в Castlevania подход был новаторским. Игрок мог двигаться в любом направлении и возвращаться в старые локации, чтобы получить дополнительные способности или предметы. Это открывало доступ к скрытым возможностям — можно вернуться в ранее недоступные зоны и секретные проходы. Именно такой открытый игровой мир и бэктрекинг — поиск с возвратом — стал основной фишкой игр, которые известны как метроидвании.
В игре Metroid, которая вышла в 1986 году, постоянно попадались непреодолимые препятствия или закрытые двери, пройти которые можно было только со специальным оружием или получив апгрейд. Приходилось добывать улучшения и возвращаться обратно. Нелинейное перемещение очень привлекало игроков на фоне других игр, где нужно было просто двигаться вправо. В 2017 году вышел римейк игры Metroid.
Castlevania, также вышедшая в 1986 году, сначала была обычной линейной игрой. Но Castlevania: Symphony of the Night 1997 года уже имела элементы RPG и геймплей с бэктрекингом. У главного героя Алукарда было несколько характеристик, кроме здоровья — сила, интеллект и другие, и очень много оружия.
Соединив в себе все эти возможности, Castlevania 97 года стала по сути первой метроидванией — образцом жанра. Так сформировался классический подход, который мы знаем в нынешнем виде, и стали появляться новые метроидвании.
Источник: ru.freepik.com
Какие инструменты и механики важны
Жанр метроидвания — это не совсем точное определение. Метроидванию нельзя назвать отдельным жанром, потому что ее правила могут использоваться в любых видеоиграх. Это скорее поджанр.
Метроидвания это чаще всего двухмерный платформер с множеством локаций и зон. Сначала, когда у персонажа мало способностей и снаряжения, он не может попасть в любую локацию. Потом, когда он фармит предметы и получает способности, то использует их при прохождении.
В ранних метроидваниях не было навигации и не всем удавалось пройти игру. В современных играх есть карты, навигация, телепорт между локациями и другие фишки.
Игровой процесс тесно связан с сюжетом — каждая локация открывается при определенных действиях игрока — сразиться с боссом, прослушать монолог или получить новый буст.
Популярность метроидваний с развитием инди-игр стала возвращаться. Они выходят до сих пор, имеют интересные сюжеты и увлекательную реализацию. Но в основном остаются в нише инди. В ААА-индустрии метроидваний в чистом виде нет, хотя крупные разработчики используют их элементы.
Метроидвании также скрещиваются с другими жанрами, например шутер, квест, rogue-like («рогалик»), souls-like. Чаще всего это двухмерные игры, хотя иногда встречаются и 3D-варианты, например подсерия Metroid Prime и Supraland.
Популярные игры-метроидвании
Hollow Knight
Одна из самых популярных игр, классика метроидваний, в которой Полый рыцарь путешествует по руинам заброшенного королевства жуков — Hallownest. Популярна она за счет красивого визуала и высокой реиграбельности — способностей и билдов так много, что ее можно проходить много раз с другим геймплеем. Также в Hollow Knight много интересных персонажей и продуманная боевая система.
Ori and the Blind Forest
Ori также относится к классике с интересным визуалом. Сюжет игры строится на приключениях духа Ори, который путешествует по волшебному лесу и улучшает свои способности, открывая новые локации. Игра очень популярна, получила высокие отзывы критиков и геймеров. Она перекликается с аниме, ее интересно проходить, собирать предметы и прокачиваться.
Dead Cells
Не классическая метроидвания, имеет много элементов стиля рогалик (rogue-like). Боевая система очень насыщенная, предметов и оружия много. И хотя игрок каждый раз возвращается в начало, его открытые способности сохраняются. Поэтому, начиная прохождение заново, игрок может проходить игру по-другому, с другими локациями.
SteamWorld Dig
Герои игры — стимпанк-роботы с Дикого Запада. Двигаться можно только вниз, так как персонаж — шахтер. Добывая полезные ископаемые и улучшаясь, он проникает все глубже, где решает головоломки и сражается с врагами.
Shantae
Героиня — девочка-полуджинн, которая танцует и умеет превращаться в животных. Это яркая, сказочная и достаточно простая метроидвания.
Axiom Verge
Инди-игра, похожая на Metroid, но с различными интересными фишками, например большой выбор оружия с разным воздействием на врагов.
Bloodstained: Ritual of the Night
Больше похожа на Castlevania. В ней есть готическая эстетика и мрачная атмосфера, которая подойдет любителям популярной видеоигры про Дракулу.
Blasphemous
Пиксельная мрачноватая игра с кровавыми боями и расчлененкой. Присутствуют также депрессивные декорации с атмосферой безысходности.
Источник: ru.freepik.com
Основные черты метроидваний
- Открытый мир-лабиринт со множеством локаций, тайных проходов, секретных комнат.
- Игрок сам решает, куда идти, сам думает о том, как пройти определенную локацию и что для этого использовать.
- Постоянное улучшение, прокачка персонажа, его экипировки и оружия.
- Возвращение в пройденные локации с новыми возможностями и прохождение их заново, открытие ранее недоступных зон.
Часто атмосфера метроидваний — мрачная и даже гнетущая, в стиле готики или триллера. Хотя бывают и тематические веселые игры или стиль аниме.
Элементы метроидваний используются в популярных играх:
- Tomb Raider, когда без веревки нельзя попасть в определенные места на острове.
- God of War, где можно возвращаться в старые локации, проходить в ранее недоступные места после прокачки навыков и оружия.
- Resident Evil 2 — в полицейском участке можно найти новые артефакты для решения заданий.
Главное, что нужно знать
- Слово метроидвания происходит от соединения названий игр Metroid и Castlevania.
- Основные особенности метроидвании — открытый мир и бэктрекинг (возвращение на старые локации).
- Метроидвании ассоциируются с двухмерными играми и платформерами. Второе дыхание они получили с развитием инди-игр.
- В популярных играх часто используют элементы метроидваний.