Геймплей определяет способ взаимодействия пользователя с игрой, например правила, механики, цели. Разработчики спорят о том, какие еще компоненты в него входят. В материале разбираемся, из чего состоит геймплей, как сделать его захватывающим и какие удачные примеры можно позаимствовать.
Что такое геймплей
Термин «геймплей» (от английского gameplay) появился в 1990-х годах. Это игровой процесс, который влияет на заинтересованность пользователя, отвечает за интерактивность уровней, продуманность механик и успех тайтла на рынке. Понятие неоднозначно, потому что программисты включают в него разные элементы. Одни ограничиваются головоломками и сюжетом, другие относят к геймплею визуал, музыкальное сопровождение, сеттинг и другие технические аспекты.
Наиболее признанный подход учитывает только те компоненты, которые связаны с содержанием игры. Исключение возможно, когда дизайн или звук становятся частью механик, как, например, в Perception, где игровой мир действует по принципу эхолокации.
Эммануэль Гвардиола, профессор немецкого университета Cologne Game Lab, утверждает, что геймплей состоит из действий, которые выполняет пользователь для прохождения испытаний. От того, как строится процесс, зависят получаемые эмоции и удовлетворенность игрока. Для одних тайтлов требуется концентрация и терпение, чтобы решить загадку, для других — умение быстро действовать и обгонять соперников.
Алекс Кьеркегор, создатель портала culture. vg, считает, что термин не несет смысловой нагрузки из-за чрезмерной обобщенности. Разработчики жалуются, что заказчики некорректно используют понятие, избегают конкретики, дают расплывчатые рекомендации по проекту. Чтобы этого не допустить, специалисты выбирают точные формулировки, обсуждают не процесс целиком, а отдельные компоненты — механику, цикл, систему, мир, правила, объекты.
Источник: ru.freepik.com
Почему он важен в видеоиграх
Задачи геймплея:
- Передать сюжет. Пользователь должен получить достаточно информации об игре и правилах.
- Продумать особенности и психологию персонажей. От глубины игрового мира зависит успешность тайтла.
- Разрабатывать цели и способы их достижения. Создатели решают, какие действия доступны пользователям, и чего с их помощью нужно добиться. Например, захватить базу, произвести предметы, расширить территории, выиграть гонку.
- Реализовать уникальные механики. Продукт должен запомниться пользователям. Разработчики создают элементы, отличающие игру от конкурентов, например, нестандартные логические задачи, особую систему сохранений.
- Регулировать сложность уровней. Геймплей отвечает за баланс. Видеоигра должна быть достаточно сложной, чтобы мотивировать, но посильной, чтобы не оттолкнуть пользователя.
- Обеспечить интерактивность. Предоставить игрокам шанс влиять на ход сюжета. Возможность принимать решения и делать выбор, который изменит историю, увеличивает вовлеченность.
- Создать систему достижений и наград. Прогресс позволяет игроку развивать навыки, улучшать скины и мотивирует двигаться дальше.
- Сформировать атмосферу. Игра должна удивлять, веселить, интриговать. Геймплей формирует чувства пользователя.
- Поддерживать коммуникацию между игроками. Сделать доступным взаимодействие, обмен предметами, создание команд.
Какие элементы включает
Основные компоненты:
- Управление. Включает способы взаимодействия пользователя с игрой — клавиатура, мышь, джойстик, руль, педали, VR-устройства.
- Механики игры. Системы и инструменты, с которыми сталкивается игрок.
- Прогресс героя. Геймплей отвечает за развитие умений и рост опыта.
- Искусственный интеллект. Разработчики создают алгоритмы поведения неигровых персонажей, чтобы они казались реалистичными.
- Головоломки и задания. Например, сбор пазлов, поиск фрагментов одной картины, прохождение лабиринтов, открытие замков.
- Нарратив. Чтобы придумать интересное повествование, создатели игр нанимают сценаристов и писателей.
- Коммуникация пользователей.Способы взаимодействия между игроками.
Как выбрать геймплей для своей игры
Виды | Кор-геймплей | Метагеймплей | Периферийный геймплей |
Определение | Набор ключевых действий, на которых строится игра | Действия не обязательны, но помогают пройти уровни быстрее или эффективнее | Мини-игра внутри основного сюжета. Не влияет на общий процесс игры |
Задача | Кор механики делают тайтл узнаваемым и увлекательным | Создает выбор, добавляет интерактивность | Дает бонусы и награды |
Примеры | В шутере это движения, прицел, стрельба, перезарядка. В жанре RPG — прокачка персонажа, выбор снаряжения, бой, квесты | Использование режима невидимости, чтобы подобраться к врагу, избежать прямого столкновения | Комната для стрельбы, в которой можно тренировать навыки перед встречей с игровыми врагами |
Кор-геймплей, или core loop, включает действия пользователя, направленные на достижение поставленной цели. Они должны быть известны и понятны игроку.
Метагеймплей необходим, чтобы сделать игровой процесс более быстрым. Ускорить прохождение можно с помощью улучшения навыков, скинов, обмена снаряжением с другими персонажами. Дополнительные функции делают игру вариативной, разнообразной и не дают пользователям заскучать. К примеру, в Super Mario Bros. необязательно уничтожать всех противников, чтобы пройти уровень. Главная задача — дойти до флага.
Периферийный геймплей содержит действия, которые не вписываются в первые два типа. Это мини-игры, головоломки, задания, которые не влияют на сюжет, но добавляют динамику и подогревают интерес. Разработчикам периферийного геймплея важно учитывать, чтобы дополнительная механика вписывалась в логику игры, была уместной.
Для всех видов геймплея используются разные механики: задачи на логику, запоминание, эрудицию, поиск образов, абстрактное мышление, моральный выбор, мгновенную реакцию, координацию и другие.
Как создать захватывающий геймплей
Пошаговая инструкция:
- Изучите целевую аудиторию. Определите возраст, увлечения, навыки потенциальных пользователей. Это поможет создать геймплей в соответствии с интересами и способностями игроков.
- Разработайте уникальный концепт. Придумайте оригинальную идею, чтобы отличаться от конкурентов.
- Создайте захватывающий сюжет. История должна увлекать и мотивировать на прохождение игры.
- Разработайте систему прогресса. Сделайте возможным развитие персонажа, чтобы пользователи не потеряли интерес.
- Соблюдайте игровой баланс.
- Интегрируйте разнообразные механики.
- Тестируйте и собирайте обратную связь. Поиск багов и анализ отзывов помогут улучшить геймплей и исправить недочеты в следующих версиях.
Какие примеры можно позаимствовать
- The Witcher 3: Wild Hunt. Чтобы помочь пользователю запомнить элементы управления, разработчики предусмотрели подсказки на экране во время игры.
- Dark Souls. Создатели предлагают требовательную и продуманную боевую систему. Чтобы нанести урон врагу, необходимо выбирать нужный момент для атаки, вовремя уклоняться и быстро реагировать на действия противников.
- Dragon Age. Пользователь управляет сразу несколькими персонажами и сам решает, какие навыки стоит прокачивать героям.
- F.E.A.R. Разработчики использовали искусственный интеллект, чтобы усложнить поведение НПС. Противники научились прятаться в момент обстрела, нападать с тыла, грамотно использовать оружие.
- Portal. Предлагает головоломки разного формата. Каждый новый уровень создает очередной вызов.
- Resident Evil. Включает массу мини-игр, прохождение которых дает бонусы в виде патронов и драгоценностей на продажу.
- The Last of Us. В основе игры — популярный сериал. Это обеспечило тайтлу качественный продуманный сценарий и лояльную аудиторию.
- Fortnite. Развиты механики командного взаимодействия.
Источник: ru.freepik.com
Типичные ошибки и как их исправить
- Перегрузка информацией. Сюжет и правила должны быть понятными, но не стоит раскрывать сразу все аспекты игры. Распределите новую информацию по по уровням, чтобы не шокировать пользователя и не оттолкнуть.
- Непонятное управление. Создайте руководство, к которому можно обратиться в любой момент.
- Отсутствие четкой цели. Продумайте систему наград и обозначьте основную задачу в начале игры.
- Отсутствие инноваций. Чтобы выгодно отличаться от других разработчиков, внедряйте уникальные элементы и механики, сочетайте разные жанры и экспериментируйте.
Главное, что нужно знать
- Геймплей — это, простыми словами, способ взаимодействия пользователя с игровым миром, персонажами и правилами. Некоторые специалисты включают в термин технические аспекты, такие как визуал, звук, сеттинг.
- Отвечает за сюжет, уникальность механик, интерактивность, уровень сложности, систему наград, цели, атмосферу и взаимодействия между пользователями в игре.
- Бывает трех видов: кор луп, метагеймплей, периферийный геймплей.
- Чтобы создать качественный gameplay, определите целевую аудиторию, продумайте идею и сюжет, разработайте систему прогресса, учитывайте игровой баланс, внедрите разнообразные механики, проведите тестирование, улучшите тайтл.