Ребрендинг или редизайн? По мнению многих, между этими двумя словами не может быть никакого «или». Но, несмотря на схожесть, как по звучанию, так и по смыслу, они выполняют разные функции.
Понятия «ребрендинг» и «редизайн»
Rebranding (ребрендинг) — это смена концепции бренда: пересмотр приоритетов, подхода к работе организации, принципиально новая маркетинговая стратегия, выход на новый уровень.
Редизайн или, как его еще называют, рестайлинг — это лишь визуальные преобразования: изменение логотипа, новшества в оформлении сайта, разработка нового рекламного слогана, фирменного стиля, переоформление каталога
В чем суть?
Ребрендинг — это целый комплекс процедур, мероприятий, а по мере необходимости, новых проектов. Столь кардинальная мера направлена на то, чтобы у потребителей сформировалось новое представление о деятельности компании. И если оно действительно формируется, интерес к бренду возрастает.
Задача редизайна — усовершенствование имиджа компании, привлечение новой целевой аудитории и удержание уже сформировавшейся клиентуры. Потенциальные или уже имеющиеся клиенты реагируют на обновленный или принципиально новый логотип, слоган, рекламный ролик, каталог, интерфейс сайта. Отметив обновления в рекламе, люди интересуются и продуктом.
Сходства и различия
И то, и другое предполагает изменения и, как следствие, нововведения в работе компании. Цель одна: формирование или увеличение клиентской базы за счет преобразований, которые не остаются незамеченными. В обоих случаях главное — результат.
Однако ребрендинг, в отличие от рестайлинга, является комплексной процедурой. В нее включено множество этапов, и в некоторых случаях редизайн становится одной из составляющих процесса.
Таким образом, редизайн может быть не только самостоятельным, независимым процессом, но и одним из мероприятий в рамках ребрендинга. Но не наоборот.
Когда нужен ребрендинг, а когда редизайн
Когда бренд начинает себя изживать или изначально не пользуется спросом, это не остается незамеченным. Уровень продаж низкий, люди утрачивают интерес, если он вообще был, к товару или услуге, а в особо критических ситуациях пишут негативные отзывы.
Прежде чем определить, что предпринять, необходимо проанализировать ситуацию в компании: результаты работы по окончании каждого месяца, возможные ошибки, оценить фирменный стиль глазами потребителя. И уже, исходя из результатов, честно ответить на вопросы: доволен ли потребитель качеством продукции? А если нет, то каковы причины? И, наконец, можно ли что-то изменить?
Только тщательный и беспристрастный анализ деятельности фирмы, а также конкурентов, поможет определить: ребрендинг или можно ограничиться редизайном?
Иногда визуальные изменения — достаточная мера. Фирма нуждается в редизайне, если:
- Логотип вызывает неприятие
Разрабатывать логотип лучше на основании опроса целевой аудитории. И если выяснится, что он вызывает негативные ассоциации, его смена станет верным решением.
- Компания вышла на новый уровень
Это как раз тот случай, когда редизайн входит в программу ребрендинга. Бренд завоевал миллионы людей, стал более узнаваемым, а значит, потребитель узнает его логотип по одной лишь первой букве, выдержанной в той же стилистике. Ставка делается на комфортное использование, независимо от устройства, но в приоритете все-таки узнаваемость. У потребителей компании не должно быть никаких сомнений в том, что это логотип той же компании. Выход компании на новый уровень требует изменений и в оформлении сайта. Например, кардинального изменения интерфейса.
- Неудобный интерфейс сайта
Нередко товар или услуга пользуется стабильным спросом, но потребитель, несмотря на очевидное удобство, не спешит делать заказ на сайте компании. Причина проста: неудобный интерфейс сайта. А иногда и дизайн оставляет желать лучшего: не слишком привлекателен, чересчур лаконичен или, наоборот, слишком пестрый, отвлекает от предложений и просмотра полезного контента. И если доработать сайт или его отдельные разделы, то бренд займет более высокие позиции.
- Мало сведений о продукте
Иногда причиной низкого товарооборота является недостаток информации о бренде. Люди, не желая приобретать «кота в мешке», отдают предпочтение аналогичным продуктам от проверенных брендов. Все, что нужно предпринять в данной ситуации — размещать на сайте компании как можно больше информации о товарах и услугах, а также выделить раздел, в котором пользователи смогут оставлять отзывы.
- Новые предложения, продолжительные распродажи или акции.
Предлагая новые продукты, фирма должна проинформировать население об их появлении. В отдельных случаях дизайн сайта, пусть незначительно, но меняется. А грандиозное предложение, распродажи и акции предполагают изготовление баннеров, освещение в Сети и в торговых точках города. Перемены незначительны. Но в большинстве случаев их достаточно для того, чтобы обеспечить компании успех и процветание.
Что касается ребрендинга, то он необходим в следующих ситуациях:
- Выход на новый уровень
Когда компания выходит на новый уровень, одной лишь смены логотипа недостаточно. Комплексный ребрендинг неизбежен. Руководству компании предстоит пересмотреть штат сотрудников. Возможно, его придется доукомплектовать в связи с появлением новых должностей или сократить.
Плюс реклама, маркетинговая стратегия, привлечение других клиентов, разработка новинок в связи с расширением целевой аудитории и прочие новшества в соответствии с новым форматом организации.
- Сотрудничество с иностранными партнерами
Продукт, пользующийся спросом в родной стране, может совершенно не заинтересовать иностранцев или быть уже не актуальным за границей. А многие компании, оказавшись на мировой арене, осознавали: их бренду далеко до международных стандартов.
- Перемены структурного характера
Слияние фирм или разделение организации на филиалы влечет за собой необходимость в смене концепции.
Особенно, в первом случае, когда новоиспеченным партнерам приходится подстраиваться друг под друга, искать компромиссы и, в конечном итоге, привести сотрудничество к общему знаменателю.
- Изменение сферы деятельности
Смена сферы деятельности предполагает глобальные перемены в работе организации. Менять предстоит решительно все: от содержания и интерфейса сайта до сотрудников.
- Компания сдает позиции
Спрос на продукцию заметно упал, не исключены проблемы с уплатой налога, аренды
- Новая целевая аудитория
Иногда целевая аудитория оказывается бесперспективной. Или к старой клиентуре добавляется новая. Выбор или прирост новой аудитории предполагает перестройку всего бизнеса.
Бизнес развивается лишь тогда, когда в нем периодически происходят перемены. А значит, оба мероприятия — важные и нужные вещи.