Морфизмы в дизайне — это современные стили, которые преображают привычные визуальные элементы, придавая им объем, глубину и уникальный характер. В этой статье мы разберемся, что такое неоморфизм, глассморфизм и сквирклморфизм, зачем они нужны в дизайне и как их использовать для создания привлекательных и интуитивных интерфейсов.
Что такое морфизмы в дизайне
Морфизмы в дизайне — это подходы и стили, которые изменяют или трансформируют формы и визуальные элементы, создавая уникальные интерфейсы и эстетические эффекты. В контексте веб-дизайна морфизмы касаются визуальной презентации объектов на экране и того, как эти объекты взаимодействуют с пользователем.
Например, неоморфизм (neomorphism) представляет собой стиль, который сочетает элементы плоского и скевоморфного дизайна, создавая мягкие, почти физические тени и выступающие элементы, создающие ощущение глубины. Глассморфизм (glassmorphism) или стекломорфизм включает использование прозрачных, замыленных слоев, напоминающих матовое стекло, что добавляет ощущение глубины и многослойности интерфейса.
Сквирклморфизм — это более специфический вид морфизма, где используются округленные элементы, такие как сквирклы (промежуточные формы между квадратом и кругом), что придает дизайну более мягкий и органичный вид.
Таким образом, морфизмы помогают создавать более выразительные и интуитивные интерфейсы, играя с восприятием формы и глубины в веб-дизайне.
Зачем они нужны
Морфизмы в дизайне нужны для того, чтобы создать уникальный визуальный опыт, который выделяется на фоне других интерфейсов и улучшает взаимодействие пользователя с приложением или сайтом. Они позволяют дизайнерам экспериментировать с формами, текстурами и тенями, создавая более интуитивные и эстетически привлекательные интерфейсы.
Неоморфизм (neomorphism) помогает создавать элементы, которые выглядят как часть физического объекта, придавая интерфейсу глубину и тактильность. Это важно для создания более естественных и приятных взаимодействий, особенно в интерфейсах, где важна тактильность и интуитивное восприятие.
Глассморфизм (glassmorphism) или стекломорфизм акцентирует внимание на слоях и прозрачности, создавая ощущение многослойности и воздушности. Это позволяет дизайнерам создавать интерфейсы, где важна легкость восприятия и визуальная четкость.
Сквирклморфизм с его акцентом на мягкие, округлые формы, такие как сквирклы, помогает сделать интерфейсы более дружелюбными и гармоничными, что особенно полезно в приложениях, ориентированных на пользователей, где важен комфорт.
Как они появились
Появление морфизмов связано с развитием технологий и изменением пользовательских предпочтений. По мере того как веб-дизайн становился все более сложным, дизайнеры искали новые способы выделить свои работы, одновременно улучшая удобство использования. Так, с одной стороны, возродились элементы скевоморфизма, но уже в новой форме, как в неоморфизме. С другой стороны, с развитием мощных графических процессоров и инструментов, таких как Figma, стало возможным реализовывать такие сложные эффекты, как глассморфизм и сквирклморфизм.
Что такое неоморфизм
Неоморфизм (neomorphism) — это стиль в дизайне, который объединяет элементы плоского дизайна и скевоморфизма. Основной акцент в неоморфизме делается на создание мягких теней и светлых выступов, которые делают элементы интерфейса похожими на физические объекты, как бы «вплавленными» в фон. Это создает иллюзию глубины и объема, придавая интерфейсу минималистичный и в то же время тактильный вид.
Как он работает
Неоморфизм работает за счет использования двух основных теней: темной и светлой. Темная тень накладывается с одной стороны элемента, создавая ощущение утопленности, а светлая тень с противоположной стороны — создавая эффект выступа. Эти две тени создают контраст, который и придает элементу объем. Ключевой момент в неоморфизме — это очень мягкие, размытые тени, которые создают плавный переход между фоном и элементом.
Как создать элемент в стиле неоморфизма в Figma
Создайте новый фрейм в Figma и выберите подходящий цвет фона. Обычно используются светлые, пастельные цвета, которые хорошо контрастируют с тенями.
Добавьте фигуру. Например, выберите прямоугольник или круг. Важно, чтобы форма была достаточно простой, поскольку неоморфизм работает лучше всего с минималистичными элементами.
Примените светлую тень:
- Откройте панель эффектов и добавьте Drop Shadow.
- Настройте параметры:
- Цвет: белый с низкой непрозрачностью (10−20%).
- X и Y: сместите на -8 пикселей.
- Blur: 10−15 пикселей.
- Spread: 0 пикселей.
Добавьте темную тень:
- Добавьте еще один Drop Shadow, но с темным цветом.
- Настройки:
- Цвет: черный с низкой непрозрачностью (10−20%).
- X и Y: сместите на 8 пикселей.
- Blur: 10−15 пикселей.
- Spread: 0 пикселей.
Настройте скругление углов (если необходимо). В неоморфизме часто используются элементы с мягкими, округлыми углами, что добавляет дизайну дружелюбный и естественный вид.
Добавьте эффект внутреннего освещения:
- Если хотите усилить эффект объемности, добавьте Inner Shadow.
- Настройки:
- Цвет: белый.
- X и Y: -8 пикселей.
- Blur: 10−20 пикселей.
- Непрозрачность: 20−30%.
- Добавьте еще один Inner Shadow, но с темным цветом.
- Цвет: черный (10−20%).
- X и Y: сместите на 8 пикселей.
- Blur: 10−15 пикселей.
- Spread: 0 пикселей.
Настройте цвет и текстуру элемента. Если требуется, можно добавить легкую текстуру или изменить цвет объекта для большего контраста с фоном.
Сохраните элемент как компонент, чтобы использовать его в дальнейшем.
Что такое глассморфизм
Глассморфизм (glassmorphism) — это стиль в дизайне, который создает эффект матового стекла. Этот подход включает использование полупрозрачных объектов с размытием фона, что создает ощущение многослойности и глубины. Глассморфизм добавляет визуальный интерес и интерактивность, создавая ощущение, что элементы интерфейса «плавают» над фоном.
Как он работает
Глассморфизм работает за счет комбинации нескольких ключевых элементов:
- Прозрачность: элементы в стиле глассморфизма частично прозрачны, что позволяет видеть через них другие объекты или фон.
- Размытие фона: основной эффект глассморфизма — это размытие объектов, находящихся за полупрозрачным элементом. Это создает иллюзию того, что элемент сделан из матового стекла.
- Световые и цветовые акценты: элементы часто имеют мягкие световые тени и тонкие градиенты, которые подчеркивают их объем и прозрачность.
Как создать элемент в стиле глассморфизма в Figma
Пошагово:
- Создайте новый фрейм в Figma и выберите фон. Для глассморфизма обычно используются яркие, цветные фоны с градиентами, которые хорошо подчеркивают эффект размытия.
- Добавьте фигуру. Например, выберите прямоугольник или круг, которые станут основным элементом в стиле глассморфизма.
- Настройте прозрачность:
- Установите для фигуры прозрачность примерно на 30−50%, чтобы фон был виден сквозь элемент.
- Добавьте эффект размытия фона:
- Откройте панель эффектов и выберите Background Blur.
- Установите значение размытия на 15−30 пикселей, чтобы создать эффект матового стекла.
- Настройте заливку элемента:
- Добавьте светлый, полупрозрачный цвет заливки (например, белый с 10−30% непрозрачности).
- Если хотите, добавьте легкий градиент, чтобы создать дополнительный объем.
- Добавьте границу:
- Для лучшего эффекта добавьте границу (Stroke) элементу.
- Цвет границы сделайте белым или светло-серым с низкой непрозрачностью (20−40%).
- Толщина границы может варьироваться от 1 до 2 пикселей.
- Добавьте тень:
- Примените мягкую тень, чтобы придать элементу больше объема.
- Настройки:
- Цвет тени: черный с непрозрачностью 10−20%.
- X и Y: сместите на 2−5 пикселей.
- Blur: 10−15 пикселей.
- Доработка:
- Если нужно, можно добавить внутреннее свечение (Inner Shadow) для усиления эффекта стекла.
- Можно также добавить небольшие цветовые акценты или текстуру на фон для создания более интересного визуального эффекта.
Другие тренды в дизайне
Скевоморфизм
Скевоморфизм — это стиль в дизайне, который стремится максимально имитировать реальные объекты и текстуры в цифровых интерфейсах. Основная идея скевоморфизма заключается в том, чтобы элементы интерфейса выглядели и ощущались так, как их аналоги в физическом мире. Например, кнопка в приложении может выглядеть как настоящая кнопка с градиентами, тенями и текстурами, имитирующими материал, из которого она могла бы быть сделана.
Этот подход был широко распространен в ранние годы развития интерфейсов, так как пользователям было легче понимать новые технологии, если они выглядели знакомо. Однако, несмотря на то, что скевоморфизм сегодня уступил место другим стилям, он по-прежнему находит свое применение в дизайне, особенно в тех областях, где важно создать интуитивно понятный интерфейс.
Плоский дизайн
Плоский дизайн — это минималистичный подход к веб-дизайну, который отказывается от реалистичных текстур, теней и объемов в пользу простых, чистых и плоских элементов. В плоском дизайне используются яркие цвета, простые иконки, а также четкие типографические решения. Этот стиль стал особенно популярным благодаря своей простоте и эффективности, так как он позволяет пользователям быстро ориентироваться в интерфейсе без лишних визуальных отвлекающих элементов.
Плоский дизайн особенно хорошо работает в условиях, где важна производительность и удобство использования, например, в мобильных приложениях и адаптивных веб-сайтах. Он также легок в реализации и поддержке, что делает его популярным выбором среди дизайнеров и разработчиков.
Сквирклморфизм
Сквирклморфизм — это относительно новый и узкоспециализированный тренд в дизайне, который сочетает элементы неоморфизма с использованием фигур, известных как сквирклы. Сквирклы — это гибриды кругов и квадратов, которые сочетают в себе мягкость круглых углов и стабильность квадратных форм. Этот подход придает интерфейсам более органичный и дружелюбный вид, что особенно ценно в тех случаях, когда нужно создать комфортное и интуитивное взаимодействие.
В сквирклморфизме часто используются мягкие тени, как в неоморфизме, что придает элементам визуальную глубину, но форма этих элементов становится более уникальной благодаря использованию сквирклов. Такой стиль отлично подходит для приложений, где важна визуальная эстетика и эмоциональная связь с пользователем.
Типичные ошибки и как их исправить
Типичные ошибки в использовании морфизмов в дизайне могут существенно повлиять на восприятие и функциональность интерфейса. Рассмотрим распространенные ошибки и способы их исправления.
- Избыточное использование эффектов
Ошибка: Слишком много теней, размытия и прозрачности. Это может привести к перегруженности интерфейса, снижению его читабельности и производительности.
Как исправить: Следует использовать эффекты умеренно. В неоморфизме применяйте тени только для ключевых элементов, а не для всего интерфейса. В глассморфизме ограничьте количество прозрачных элементов, чтобы они не отвлекали пользователя от основного контента.
- Неправильная цветовая палитра
Ошибка: Неподходящие цвета фона и элементов. Например, использование слишком ярких или слишком темных цветов может привести к тому, что эффекты теней и размытий теряются, а интерфейс выглядит негармоничным.
Как исправить: Выбирайте цветовые палитры с учетом стиля морфизма. В глассморфизме используйте светлые, пастельные тона для элементов, чтобы они хорошо контрастировали с фоном. Для неоморфизма выбирайте нейтральные или мягкие цвета, которые позволяют теням создавать необходимый объем.
- Проблемы с читабельностью текста
Ошибка: Размещение текста на слишком размытом или прозрачном фоне, что затрудняет его чтение.
Как исправить: В глассморфизме добавляйте полупрозрачные слои под текстом или регулируйте уровень размытия, чтобы текст оставался четким и легко читаемым. В неоморфизме используйте контрастные цвета для текста и фона, чтобы обеспечить хорошую читабельность.
- Несоответствие интерфейса контексту использования
Ошибка: Использование морфизмов в неподходящих контекстах, например, в профессиональных или корпоративных приложениях, где требуется строгий и функциональный дизайн.
Как исправить: Оценивайте контекст использования и целевую аудиторию перед применением того или иного морфизма. Неоморфизм и сквирклморфизм хорошо подходят для дружелюбных, ориентированных на пользователей приложений, тогда как глассморфизм может быть уместен в проектах с акцентом на визуальную эстетику.
- Игнорирование производительности
Ошибка: Применение слишком сложных эффектов и анимаций, что может замедлить работу интерфейса, особенно на мобильных устройствах.
Как исправить: Оптимизируйте эффекты, избегая чрезмерного размытия и использования слишком тяжелых теней. Тестируйте производительность на разных устройствах и учитывайте ограничения, чтобы интерфейс оставался плавным и отзывчивым.
Главное, что нужно знать
- Морфизмы в дизайне — это стили, которые трансформируют визуальные элементы для создания уникальных интерфейсов с ощущением глубины и объема. К ним относятся неоморфизм, глассморфизм и сквирклморфизм.
- Неоморфизм — стиль, сочетающий плоский дизайн с мягкими тенями, создавая иллюзию «вплавленных» элементов, напоминающих физические объекты.
- Глассморфизм — стиль, использующий полупрозрачные объекты с размытием фона, создавая эффект матового стекла и многослойности.
- Сквирклморфизм объединяет элементы неоморфизма с использованием скругленных форм, таких как сквирклы, придавая интерфейсу более органичный и дружелюбный вид.