Заполните форму и наш менеджер свяжется с вами
Цветовой контраст: как он работает и почему важен
10 сентября 2024

Цветовой контраст: как он работает и почему важен

Цветовой контраст: как он работает и почему важен

Содержание статьи

    Начать бесплатно

    Цветовой контраст – это разница между элементами изображения, которую применяют с целью сделать композицию выразительнее, привлечь внимание и создать визуальную динамику. В статье рассказываем, какие виды контраста существуют и как научиться применять его.

    Подберите программу обучения, узнайте проходной балл и начните учиться бесплатно

    Что такое цветовой контраст

    Контраст – это противопоставление цветов друг другу, которое помогает выстроить композицию и расставить акценты на изображении, то есть одни элементы визуально приблизить, а другие поместить на задний план. Для этого используются оттенки и их качество – яркость, насыщенность, температура, вес.

    Для работы с изображением применяют цветовой круг. Существует два вида:

    • RYB. Цветовой круг швейцарского художника и теоретика колористики Йоханнеса Иттена. Применяется для создания рисунков и печатной продукции. В основе – красный, желтый и синий. Отсюда появилась аббревиатура – от английского red, yellow, blue.
    • RGB. Используется в digital-дизайне, чтобы воспроизвести оттенки онлайн, на экранах гаджетов. В основе – красный, зеленый и синий.

    Тона, которые лежат на противоположных сторонах, создают устойчивые пары с сильным контрастом. Например, синий – оранжевый, зеленый – красный, желтый - фиолетовый. Такие цвета называют комплементарными. При взгляде они первыми бросаются в глаза.

    Например, на постере к фильму «Амели» используются контрастные цвета. Героиня выделяется на зеленом фоне благодаря бордовой одежде и помаде. Оттенки приглушены. Это помогает создать загадочную атмосферу. В чистом виде такое сочетание выглядят агрессивнее и подходит для афиши цирка.

    Для чего он используется

    Задачи в изобразительном искусстве:

    • Усилить цветовую выразительность произведения. Помогает передать мысли и эмоции творца. Сочетание холодных и теплых оттенков создает ощущение спокойствия. Чередование светлого и темного – подчеркивает противоречия, олицетворяет добро и зло. Насыщенность усиливает реалистичность или, наоборот, добавляет абстрактности.
    • Привлечь внимание зрителя. Расставляет акценты на картине. Противопоставляет удаленные друг от друга объекты. К примеру, в картине Рембрандта «Самсон, загадывающий загадку на свадьбе» светлыми оттенками выделена жена библейского героя. Художник приковывает взгляд к той, которая предаст мужа и олицетворяет безжалостный рок.

    • Разграничить предметы с разным объемом, формой, рельефностью. Помогает отразить пространственные отношения между предметами на изображении. Сочетание холодного и теплого применяется, чтобы придать картине глубину.

    Задачи в современном дизайне:

    • Направить взгляд зрителя на нужные элементы. Часто используется в рекламе.
    • Сформировать устойчивую визуальную иерархию. Контрастрастирующие объекты помогают подчеркнуть важное. Разница между размерами выделяет заголовки, кнопки, дополнения. Отличия по цвету показывают, какие элементы кликабельны.
    • Обеспечить видимость и понятность элементов дизайна. Контраст упрощает чтение и восприятие информации.
    • Добавить оригинальность и создать фирменный стиль. Помогает разработать дизайн, который выделит бренд на фоне конкурентов и запомнится потенциальным клиентам. Сочетания цветов вызывают ассоциации, необычные комбинации стимулируют воображение, что положительно влияет на продажи.

    Подберите программу обучения, узнайте проходной балл и начните учиться бесплатно

    Какие есть виды

    Контраст делится на две группы:

    • Изобразительный. Предполагает разницу элементов по оттенку, форме, размеру, текстуре.
    • Смысловой. Опирается на различия по смыслу, чувствам, идеям, ценностям.

    Изобразительный делится на два типа:

    • Тоновый. Отличие между светлыми и темными оттенками картины. Необходим, чтобы сформировать объем, глубину, пластичность объектов, расставить акценты на переднем и заднем планах.
    • Цветовой. Использует разницу между цветами. Зависит от расположения цветов на круге, насыщенности, яркости, температуры. Используется, чтобы вызвать эмоции, создать атмосферу.

    Виды цветового контраста:

    • По цвету, или хроматический. Степень производимого на зрителя эффекта зависит от выбора более или менее контрастирующих пар.
    • По светлому и темному. Яркость оттенков по отношению друг к другу. При первом взгляде человек замечает светлое на темном фоне.
    • По холодному и теплому. Отличие температуры. Применяется для создания пространства, передачи близости и удаленности объектов.
    • Контраст комплементарных (дополнительных) цветов. Самый сильный вид. Подходит для формирования высокого напряжения и динамики. Важно сбалансировать тона по массе, чтобы один не доминировал над другим.
    • Симультанный. Отличия в субъективном восприятии цветов психикой человека. Используется способность мозга «дорисовывать» оттенки там, где их нет. Например, один и тот же серый цвет может казаться более теплым на коричневом фоне, более холодным на желтом.
    • По насыщенности. Различие цветов по уровню чистоты. К примеру, пара ярко-красного и бледно-желтого.
    • По площади цветовых пятен. Учитывает отличия по весу. Измеряется по шкале от 1 (наиболее темный) до 10 (наиболее светлый). Гармоничное использование веса создает впечатление спокойствия и стабильности. Используется в зависимости от характера картины. Йоханнес Иттен выработал правило: чем светлее цвет, тем меньше пространства он должен занимать на изображении.

    Что такое микроконтраст

    Микроконтраст – это разница в яркости мелких деталей, которая создает визуальную динамику, не нарушая общей гармонии. Проявляется в нюансах оттенков, текстур, размеров и форм. Такие изображения воспринимаются зрителем как более продуманные, резкие, четкие. Например, в фотографии за микроконтраст отвечает качество оптики. Его возможно добавить на этапе обработки снимков.

    В отличие от резкого контраста, который мгновенно притягивает взгляд, микроконтраст работает на уровне подсознания, добавляя глубину. Создает ощущение естественности, но подходит не всегда: пейзажи удачно дополнит, а портрету крупным планом может навредить из-за акцента на несовершенства кожи.

    Как научиться использовать контраст

    Рекомендации:

    • Изучите основы колористики и правила контраста Иттена. К примеру, противоположные оттенки на цветовом круге создают сильный контраст. Большие и маленькие объекты выделяют друг друга.
    • Обращайте внимание на контраст в повседневной жизни. Подумайте, как он используется в одежде, дизайне интерьера, фотографии, искусстве, как проявляется в природе.
    • Практикуйтесь и экспериментируйте. Выполняйте специальные упражнения. Изображайте простые формы с использованием контраста цвета, размера, текстуры.
    • Изучайте работы известных художников. Посмотрите, как они используют контраст в работах.
    • Анализируйте хорошие и плохие примеры. Для этого используйте Интернет, книги, журналы. Найдите удачные и неудачные изображения, попробуйте объяснить разницу. Определите, что делает их интересными или скучными, понятными или непонятными, гармоничными или бессвязными.
    • Собирайте обратную связь. Пообщайтесь с коллегами-дизайнерами и целевой аудиторией, чтобы узнать мнение зрителей и экспертов.

    Типичные ошибки и как их исправить

    • Использование слишком ярких цветов. Они утомляют глаза и нарушают гармонию композиции.
    • Переизбыток контрастности. Отвлекает внимание от основного посыла в изображении.
    • Неправильное сочетание цветов. Выбирайте гармоничные комбинации с помощью круга Иттена, чтобы создать привлекательный визуальный эффект.
    • Игнорирование контекста. Например, в дизайне сайта контраст должен быть достаточно сильным, чтобы текст был читаемым, но не слишком ярким, чтобы не отвлекать внимание от контента.
    • Отсутствие гармонии. Если контраст используется бессистемно, композиция будет выглядеть неуклюжей и непрофессиональной.
    • Невнимательность. Проверяйте готовую работу на других устройствах и в разных условиях освещения.

    Главное, что нужно знать

    1. Цветовой контраст – это противопоставление цветов друг другу, чтобы выстроить композицию и расставить акценты на изображении. Основные задачи – усилить выразительность, привлечь внимание зрителя, разграничить предметы с разным объемом, формой, рельефностью, обеспечить видимость и понятность элементов.
    2. Контраст цветов применяется в графическом дизайне, моде, интерьере, фото- и видеосъемке.
    3. Выделяют семь видов: по цвету, по светлости, теплоте, насыщенности, площади цветовых пятен, контраст комплементарных (дополнительных) цветов, симультанный.
    4. Микроконтраст – это разница в яркости мелких деталей, которая создает визуальную динамику, не нарушая общей гармонии. Проявляется в нюансах оттенков, текстур, размеров и форм.
    5. Чтобы научиться использовать контраст, изучите теорию и правила колористики, обращайте внимание на контраст в повседневной жизни, практикуйтесь и экспериментируйте, исследуйте работы известных художников, анализируйте хорошие и плохие примеры, ищите обратную связь по собственным работам.

    Адреса поступления

    ЦФО
    г. Москва, Ленинградский пр-кт, д. 80, корпус Г
    Сокол
    +7 495 800–10–01 8 800 100–00–11
    Подберите программу обучения и начните учиться бесплатно
    Оставьте заявку, и мы откроем бесплатный доступ к вводной части обучения
    1 минута и 6 вопросов,
    чтобы узнать подходящую
    профессию
    Пройдите тест, чтобы узнать, на кого вам лучше учиться
    Начать бесплатно

    Подобрать программу и поступить

    Заполните форму и наш менеджер свяжется с вами
    Подберите программу обучения и начните учиться бесплатно
    Добро пожаловать
    Мы готовы ответить на Ваши вопросы
    WhatsAppTelegramПозвонить
    Уважаемый посетитель
    Если у вас есть вопрос, предложение или жалоба, пожалуйста, заполните короткую форму и изложите суть обращения в текстовом поле ниже. Мы обязательно с ним ознакомимся и в  30 - дневный срок ответим на указанный вами адрес электронной почты.
    30 дней
    * все поля обязательны для заполнения
    Jivo
    DMCA.com Protection Status