Заполните форму и наш менеджер свяжется с вами
Как стать преподавателем в вузе

Как стать преподавателем в вузе

В сформировавшихся реалиях должность преподавателя в высшем учебном заведении вызывает много вопросов. Однако молодые люди всерьез задумываются о выборе данной профессии. Стать преподавателем в вузе не так легко, как может показаться на первый взгляд, да и профильные личностные качества важны. По этой причине перед выбором стоит основательно взвесить собственные возможности.
Как стать преподавателем в вузе

Содержание статьи

    Подобрать программу

    Подберите программу обучения, узнайте проходной балл и начните учиться бесплатно

    Какое образование потребуется

    Преподаватель в университете – личность значимая во всех смыслах этого слова, но в первую очередь он должен отличаться знаниями не только для чтения лекций, но и ответов на вопросы студентов. Для этого преподавателю в вузе недостаточно высшего образования в классическом исполнении, необходима на начальном этапе аспирантура.

    В крайне редких случаях должность преподавателяв университете доверяют молодым бакалаврам. Однако подобные случаи редки на практике. Кандидат на должность должен подтвержденные высокие знания (за которые в качестве поручителей выступают действующие сотрудники вуза). Кроме этого, важен практический опыт в педагогике, без него справиться с взрослыми, но еще молодыми и активными людьми – студентами, будет крайне сложно.

    Далее имеет смысл пройти по уровням образования.

    • Аспирантура обязательна в тех случаях, когда человек планирует карьерный рост и желает стать старшим преподавателем в университете. Часто учебу в аспирантуре совмещают с работой. К чтению лекций таких специалистов обычно не допускают, зато они вполне могут вести какие-то практические занятия, контролировать выполнение лабораторных работ.
    • Наличие ученой степени дает соискателю возможность занимать более «денежные» вакансии доктора или даже профессора.

    Таким образом, профессия преподавателя в вузе требует немалых усилий в плане получения образования. Далеко не всем это под силу. Однако, если удастся добиться нужного результата, то перед соискателем открывается действительно шикарные карьерные возможности.

    Личные качества

    Еще одним направлением, учитываемым в обязательном порядке HR-менеджерами университетов, считается оценка личностных характеристик кандидата на замещение вакансии. Далеко не каждый человек априори может стать преподавателем в вузе, что называется, по складу своего характера.

    В данном профессиональном направлении целесообразно учитывать род занятий, связанный с работой в коллективе, необходимостью постоянно общаться с людьми, уметь выслушать собеседника. Интроверту будет крайне сложно преподавать, даже в том случае, если он будет иметь фундаментальную теоретическую и даже практическую подготовку по выбранной дисциплине. Если курс лекций такой работник прочитать условно сможет, то на практических занятиях и экзаменах будет сложно.

    Отдельно необходимо выделить тот факт, что для преподавателя в вузе, как и в иных образовательных организациях, важным достоинством может стать высокие показатели стрессоустойчивости. Умение контролировать, не демонстрировать публично собственные эмоции позволяет сохранять непредвзятость и во многих случаях нейтралитет, обеспечивает комфортные условия работы для студентов.

    Не стоит забывать про опрятность. В современных реалиях о данном личном качестве часто забывают, особенно, когда обучение происходит дистанционно. Однако внешний вид преподавателя в вузе на самом деле играет важнейшую роль в формировании его имиджа и авторитета среди обучаемых.

    Подберите программу обучения, узнайте проходной балл и начните учиться бесплатно

    Профессиональные качества

    По данному направлению выделяют шесть основных групп качеств:

    • высочайший уровень компетенций в выбранной специальности. Кроме профильного предмета для чтения лекций преподавателю в вузе потребуется знание психологии, педагогики, принципов организации учебного процесса. Как правило, компетенция специалиста подтверждается категориями, учеными степенями.
    • Методическая культура. Навыки в этой области обеспечиваются владением приемов, технологий, методов и методик преподавания. Профессионал обязан уметь разрабатывать учебные программы на базе имеющихся методически материалов и рекомендаций. Также под методической культурой понимают умение влиять на учебный процесс с целью повышения качества оказываемых образовательных услуг – не просто читать материал, а корректировать его подачу по содержанию и форме в зависимости от конкретных потребностей аудитории.
    • Культура научной деятельности. Для сотрудника высшего учебного заведения этот момент принципиально важен. В школе учитель может не заниматься научными изысканиями, но в институте – обязательно. От качества научной работы во многом зависит карьерный рост сотрудника, его заработная плата и авторитет в коллективе.
    • Информационная культура. Преподаватель просто обязан следить за тенденциями в своей области, внедрять инновационные наработки в учебный процесс. Недопустимо учить студентов на базе устаревших технологий.
    • Воспитательная деятельность. Умение убедить студента в своей правоте – важная черта преподавателя. С помощью этого качества студентам прививаются общечеловеческие ценности, любовь к Родине, стремление быть полезным обществу.
    • Нравственный компонент. Как бы пафосно это ни звучало, но профессорско-преподавательский состав становится примером для молодого поколения, будущей элиты нашего общества, не будем стесняться пафосных слов.

    Плюсы и минусы профессии

    Среди плюсов преподавательской деятельности в Высшей школе имеет смысл назвать следующие:

    • статус в социуме, будем откровенны, к профессорско-преподавательскому составу высших учебных заведений всегда относятся с уважением, и это нормально;
    • перспективы карьерного роста и занятие научной деятельностью, что, в конечном счете, вытекает в серьезные денежные бонусы;
    • возможность посещения самых разных стран в плане обмена опытом, участия в научных мероприятиях;
    • при должном подходе можно рассчитывать на адекватные труду научные гранты.

    Из минусов выделяется:

    • психологическая нагрузка и часто ненормированный рабочий день;
    • невысокая зарплата в начале карьеры, из-за которой молодые ученые уходят из профессии, но здесь все зависит от личных способностей, трудолюбия и настойчивости работника;
    • ответственность за конечный результат, поскольку «в руках» наставника судьба и профессиональная успешность молодого поколения.

    Таким образом, если вы решили стать членом профессорско-преподавательского коллектива в высшем учебном заведении, будьте готовы к серьезной работе над собой и собственными профессиональными качествами, к постоянной, на протяжении карьеры, учебе.

    Адреса поступления

    ЦФО
    г. Москва, Ленинградский пр-т, д. 80Б, корп. 5
    Сокол
    +7 495 800–10–01 8 800 100–00–11
    Подберите программу обучения, узнайте проходной балл и начните учиться бесплатно
    1 минута и 6 вопросов,
    чтобы узнать подходящую
    профессию
    Пройдите тест, чтобы узнать, на кого вам лучше учиться
    Подобрать программу

    Подобрать программу и поступить

    Заполните форму и наш менеджер свяжется с вами
    Подберите программу обучения и начните учиться бесплатно
    Уважаемый посетитель
    Если у вас есть вопрос, предложение или жалоба, пожалуйста, заполните короткую форму и изложите суть обращения в текстовом поле ниже. Мы обязательно с ним ознакомимся и в  30 - дневный срок ответим на указанный вами адрес электронной почты.
    30 дней
    * все поля обязательны для заполнения
    DMCA.com Protection Status