Какое образование потребуется
Преподаватель в университете – личность значимая во всех смыслах этого слова, но в первую очередь он должен отличаться знаниями не только для чтения лекций, но и ответов на вопросы студентов. Для этого преподавателю в вузе недостаточно высшего образования в классическом исполнении, необходима на начальном этапе аспирантура.
В крайне редких случаях должность преподавателяв университете доверяют молодым бакалаврам. Однако подобные случаи редки на практике. Кандидат на должность должен подтвержденные высокие знания (за которые в качестве поручителей выступают действующие сотрудники вуза). Кроме этого, важен практический опыт в педагогике, без него справиться с взрослыми, но еще молодыми и активными людьми – студентами, будет крайне сложно.
Далее имеет смысл пройти по уровням образования.
- Аспирантура обязательна в тех случаях, когда человек планирует карьерный рост и желает стать старшим преподавателем в университете. Часто учебу в аспирантуре совмещают с работой. К чтению лекций таких специалистов обычно не допускают, зато они вполне могут вести какие-то практические занятия, контролировать выполнение лабораторных работ.
- Наличие ученой степени дает соискателю возможность занимать более «денежные» вакансии доктора или даже профессора.
Таким образом, профессия преподавателя в вузе требует немалых усилий в плане получения образования. Далеко не всем это под силу. Однако, если удастся добиться нужного результата, то перед соискателем открывается действительно шикарные карьерные возможности.
Личные качества
Еще одним направлением, учитываемым в обязательном порядке HR-менеджерами университетов, считается оценка личностных характеристик кандидата на замещение вакансии. Далеко не каждый человек априори может стать преподавателем в вузе, что называется, по складу своего характера.
В данном профессиональном направлении целесообразно учитывать род занятий, связанный с работой в коллективе, необходимостью постоянно общаться с людьми, уметь выслушать собеседника. Интроверту будет крайне сложно преподавать, даже в том случае, если он будет иметь фундаментальную теоретическую и даже практическую подготовку по выбранной дисциплине. Если курс лекций такой работник прочитать условно сможет, то на практических занятиях и экзаменах будет сложно.
Отдельно необходимо выделить тот факт, что для преподавателя в вузе, как и в иных образовательных организациях, важным достоинством может стать высокие показатели стрессоустойчивости. Умение контролировать, не демонстрировать публично собственные эмоции позволяет сохранять непредвзятость и во многих случаях нейтралитет, обеспечивает комфортные условия работы для студентов.
Не стоит забывать про опрятность. В современных реалиях о данном личном качестве часто забывают, особенно, когда обучение происходит дистанционно. Однако внешний вид преподавателя в вузе на самом деле играет важнейшую роль в формировании его имиджа и авторитета среди обучаемых.
Профессиональные качества
По данному направлению выделяют шесть основных групп качеств:
- высочайший уровень компетенций в выбранной специальности. Кроме профильного предмета для чтения лекций преподавателю в вузе потребуется знание психологии, педагогики, принципов организации учебного процесса. Как правило, компетенция специалиста подтверждается категориями, учеными степенями.
- Методическая культура. Навыки в этой области обеспечиваются владением приемов, технологий, методов и методик преподавания. Профессионал обязан уметь разрабатывать учебные программы на базе имеющихся методически материалов и рекомендаций. Также под методической культурой понимают умение влиять на учебный процесс с целью повышения качества оказываемых образовательных услуг – не просто читать материал, а корректировать его подачу по содержанию и форме в зависимости от конкретных потребностей аудитории.
- Культура научной деятельности. Для сотрудника высшего учебного заведения этот момент принципиально важен. В школе учитель может не заниматься научными изысканиями, но в институте – обязательно. От качества научной работы во многом зависит карьерный рост сотрудника, его заработная плата и авторитет в коллективе.
- Информационная культура. Преподаватель просто обязан следить за тенденциями в своей области, внедрять инновационные наработки в учебный процесс. Недопустимо учить студентов на базе устаревших технологий.
- Воспитательная деятельность. Умение убедить студента в своей правоте – важная черта преподавателя. С помощью этого качества студентам прививаются общечеловеческие ценности, любовь к Родине, стремление быть полезным обществу.
- Нравственный компонент. Как бы пафосно это ни звучало, но профессорско-преподавательский состав становится примером для молодого поколения, будущей элиты нашего общества, не будем стесняться пафосных слов.
Плюсы и минусы профессии
Среди плюсов преподавательской деятельности в Высшей школе имеет смысл назвать следующие:
- статус в социуме, будем откровенны, к профессорско-преподавательскому составу высших учебных заведений всегда относятся с уважением, и это нормально;
- перспективы карьерного роста и занятие научной деятельностью, что, в конечном счете, вытекает в серьезные денежные бонусы;
- возможность посещения самых разных стран в плане обмена опытом, участия в научных мероприятиях;
- при должном подходе можно рассчитывать на адекватные труду научные гранты.
Из минусов выделяется:
- психологическая нагрузка и часто ненормированный рабочий день;
- невысокая зарплата в начале карьеры, из-за которой молодые ученые уходят из профессии, но здесь все зависит от личных способностей, трудолюбия и настойчивости работника;
- ответственность за конечный результат, поскольку «в руках» наставника судьба и профессиональная успешность молодого поколения.
Таким образом, если вы решили стать членом профессорско-преподавательского коллектива в высшем учебном заведении, будьте готовы к серьезной работе над собой и собственными профессиональными качествами, к постоянной, на протяжении карьеры, учебе.