Заполните форму и наш менеджер свяжется с вами
Спичрайтер

Содержание статьи

    Рекомендованные программы обучения

    Подобрать программу

    Спичрайтинг — это востребованная профессия для тех, кто хочет работать с текстами в сфере политики, бизнеса и медиа. Рассказываем, как стать спичрайтером: какое нужно образование и где начинать свою карьеру.

    Подберите программу обучения, узнайте проходной балл и начните учиться бесплатно

    Кто такой спичрайтер

    Спичрайтер — это составитель текстов речей, выступлений для государственных, общественных деятелей и предпринимателей (англ. speechwriter). Он помогает владельцам бизнеса, политикам и медийным личностям ясно выражать свои мысли и убедительно выступать перед аудиторией. Благодаря талантливым спичрайтерам люди воспринимают идеи и запоминают выступления. Рассказываем, чем занимается специалист в разных сферах:

    • Политика: подготовка речей для митингов, конференций и заявлений в СМИ.
    • Бизнес: создание убедительных презентаций и мотивационных речей для руководителей.
    • Медийная сфера: написание текстов для обращений знаменитостей, блогеров и лидеров мнений.
    • Социальные проекты: подготовка речей для привлечения внимания к важным проблемам.
    • PR-агентства и фриланс: работа с корпоративными и частными клиентами.

    Спичрайтер сочиняет самые разные тексты и адаптирует их под контекст и аудиторию. Он составляет тезисы для публичных выступлений на конференциях и форумах, сочиняет приветственные и мотивационные речи. Специалист пишет материалы для презентаций, докладов и видеообращений, работает над кризисными заявлениями для коммерческих компаний и публичных лиц. Главный принцип работы — всестороннее изучение личности человека, которому нужна речь. Спичрайтер должен понимать его жизненную философию, стиль изложения мыслей, использовать привычную оратору лексику.

    Какими качествами должен обладать специалист

    Спичрайтеру, кроме умения сочинять тексты, важно обладать определёнными личностными и профессиональными качествами. Вот какие мягкие навыки есть у лучших специалистов в этой сфере:

    • Коммуникабельность. Пригодится для работы с заказчиками: спичрайтер должен уметь уважительно и на равных общаться с человеком, для которого пишет речь или составляет доклад, даже если у него высокий общественный статус.
    • Ответственность и порядочность. Высокую зарплату спичрайтер получает не только за профессионализм при написании текстов, но и за умение хранить тайны. Он должен гарантировать клиенту, что все особенности создания материалов и идеи не станут известны посторонним.
    • Эмпатия. Понимание чувств и эмоций аудитории помогает создавать послания, которые трогают сердца слушателей. Например, для мотивационной речи спичрайтер подберет слова, заряжающие энергией и уверенностью.
    • Гибкость. Специалисту приходится постоянно переключаться между задачами: например, сегодня нужно написать приветственное слово, завтра — составить доклад с цифрами и статистикой, а послезавтра — публичное обращение.
    • Умение слушать. Когда заказчик объясняет задачу, спичрайтер задаёт уточняющие вопросы: какие достижения подчеркнуть, кто будет в зале, какова конечная цель выступления. Это помогает создать точный и попадающий в цель текст.
    • Внимательность к деталям. Даже одна фактическая ошибка может подорвать доверие к оратору. Специалист должен проверить каждую деталь, чтобы в речи спикера была отражена только точная информация.

    Важный навык для спичрайтера — умение адаптировать текст под манеру речи заказчика. Для этого нужно вначале проанализировать, как выступает спикер, и только затем приступать к работе, чтобы текст органично подходил выступающему.

    Написание текстов — целое искусство в работе спичрайтера. Немаловажно понимать внутренние процессы общественной и политической жизни, разбираться в актуальных тенденциях в разных сферах: политике, экономике, социальных темах. Это особенно актуально для спичрайтера, который работает в области политики и государственного управления.

    Насколько востребованы специалисты сейчас

    Спичрайтинг применим в самых разных сферах — политика, бизнес, образование, медиа, социальные проекты и т. д. Специалисты работают в PR-агентствах, государственных и коммерческих компаниях или в качестве фрилансеров. Это делает профессию универсальной и востребованной. Услуги спичрайтеров пользуются спросом в корпоративном секторе, где нужны тексты для публичных выступлений и докладов для заседаний, семинаров, тренингов и конференций.

    В эпоху информационной перегрузки умение донести мысль ярко, структурированно и убедительно становится конкурентным преимуществом. Бизнесу нужно привлекать инвесторов и партнёров, политикам — общаться с избирателями, а публичным личностям — выстраивать диалог с аудиторией. Все это умеет делать спичрайтер, и поэтому его услуги сейчас востребованы.

    Как стать спичрайтером

    Обычно спичрайтингом занимаются люди с гуманитарным складом ума, хорошо владеющие словом. Будущим спичрайтерам рекомендуется получить высшее гуманитарное образование в таких областях, как журналистика, филология, политология или связи с общественностью. Например, в Международной академии бизнеса и управления (МАБиУ) на программе бакалавриата «Реклама и связи с общественностью» спичрайтинг изучают как отдельную профильную дисциплину.

    Какие предметы сдавать

    Для поступления на перечисленные гуманитарные направления чаще всего необходимы результаты ЕГЭ по предметам:

    • Русский язык.
    • Обществознание.
    • Литература.
    • География.
    • История.
    • Иностранный язык.
    • Информатика.

    Конкретную комбинацию предметов лучше уточнить на сайте выбранного вуза. В некоторых нужно сдавать ДВИ (дополнительные вступительные испытания). Например, при в МГУ им. М. В. Ломоносова на программе «Журналистика» проводят ДВИ по этому предмету.

    Куда поступать

    Какое нужно образование и что окончить, чтобы стать практикующим специалистом:

    • «Создание и продвижение медиапродуктов», «Рекламный бизнес и продвижение цифрового продукта», «Управление проектами в медиаиндустрии» в Университете «Синергия».
    • «Отечественная филология (Новейшая русская литература: творческое письмо)», «Связи с общественностью и коммуникативные технологии» и другие программы в Российском государственном гуманитарном университете (РГГУ).
    • «Реклама и связи с общественностью» в Международной академии бизнеса и управления (МАБиУ).
    • «Реклама и связи с общественностью в коммерческой сфере» в Московском финансово-юридическом университете (МФЮА).
    • «Журналистика», «Международная журналистика» в Московском государственном университете им. М. В. Ломоносова (МГУ).

    Подберите программу обучения, узнайте проходной балл и начните учиться бесплатно

    С чего начать профессиональный путь

    Большинство спичрайтеров работают в пресс-службах или PR-отделах компаний, но некоторые из них выбирают путь фрилансера. При поиске работы вы, скорее всего, найдете немного вакансий с названием «Спичрайтер». В компаниях его обязанности выполняет специалист по связям с общественностью. Коммерческие организации редко обращаются за услугами фрилансеров, это связано с соблюдением коммерческой тайны. Независимые специалисты более востребованы в социальной сфере. В области политического спичрайтинга выступления и публикации часто пишет целый коллектив авторов. Для высокопоставленных лиц государства речи пишут личные спичрайтеры.

    Где и кем можно работать начинающему специалисту:

    • Специалистом пресс-службы в местных органах государственной власти.
    • Журналистом в региональной газете или интернет-издании.
    • Стажёром в PR-агентстве.

    Фрилансеры могут искать работу в профильных группах социальных сетей и на сайтах поиска работы.

    Карьерный трек

    1
    Ассистент в пресс-службе
    2
    Специалист по связям с общественностью
    3
    Спичрайтер
    4
    Руководитель группы спичрайтеров
    5
    Директор по коммуникациям

    Сколько зарабатывает спичрайтер

    По данным сайта jobfilter.ru, средняя заработная плата спичрайтера в России составляет 80 000 руб. Зачастую работодателю требуются мультифункциональные специалисты, готовые совмещать функции спичрайтера, пиарщика, журналиста, копирайтера, SMM-специалиста и даже личного помощника.

    Вакансий на сайтах поиска работ немного, и многие из них публикуются без уточнения уровня зарплаты. Вот некоторые объявления с указанием специализации и уровнем зарплат.

    Что ждёт профессию в будущем

    В будущем в сфере спичрайтинга ожидается объединение потенциала ИИ и плодов человеческой мысли. ИИ будет автоматизировать поиск и составлять черновики текстов, чтобы спичрайтеры могли сосредоточиться на творческих аспектах работы. ИИ также может помочь в редактировании материала, разбирая ошибки и помогая в оптимизации. При этом полностью заменить человеческое творчество машинным трудом не получится. Опытные и талантливые спичрайтеры будут востребованы для выполнения таких задач, как создание креативных концепций, разработка аутентичного «голоса» для брендов и персон, налаживание эмоциональных связей с аудиторией.

    Возможности искусственного интеллекта не заменяют человеческую экспертизу полностью, а выступают как дополнительный ресурс, который помогает в процессе спичрайтинга. ИИ за секунды создаёт структуру и черновик текста, но наполнить её эмоциями и образами нужно человеку. Основные преимущества опытного спичрайтера — это творческий подход и индивидуальность, адаптация речи под личность оратора, понимание аудитории.

    Основной недостаток генеративного ИИ — он не гарантирует достоверность контента. LLM (большие языковые модели) умеют создавать связные тексты, но только человек с первого раза способен написать достоверный и точно выверенный текст.

    Какие специалисты известны в России и за её пределами

    Симон Кордонский — российский научный и общественный деятель, бывший спичрайтер Владимира Путина, в 2004–2005 гг. занимал пост старшего референта главы государства.

    Алексей Пушков — профессор МГИМО, телеведущий, в 1998–1991 гг. спичрайтер Михаила Горбачева.

    Людмила Пихоя — официальный спичрайтер Бориса Ельцина, автор книг.

    Кеннет Хачикян — спичрайтер президента США Рональда Рейгана.

    Дэвид Фрум — спичрайтер по экономике президента Джорджа Буша-младшего.

    Рекомендованные программы обучения

    «Копирайтинг», курсы«Управление проектами в медиаиндустрии», бакалавриат«Создание и продвижение медиапродуктов», бакалавриат«Специалист по рекламе», колледж«Международная журналистика», бакалавриат«Рекламный бизнес и продвижение цифрового продукта», бакалавриат

    Адреса поступления

    ЦФО
    г. Москва, Ленинградский пр-т, д. 80Б, корп. 5
    Сокол
    +7 495 800–10–01 8 800 100–00–11
    Подберите программу обучения, узнайте проходной балл и начните учиться бесплатно
    1 минута и 6 вопросов,
    чтобы узнать подходящую
    профессию
    Пройдите тест, чтобы узнать, на кого вам лучше учиться
    Подобрать программу

    Подобрать программу и поступить

    Заполните форму и наш менеджер свяжется с вами
    Подберите программу обучения и начните учиться бесплатно
    Уважаемый посетитель
    Если у вас есть вопрос, предложение или жалоба, пожалуйста, заполните короткую форму и изложите суть обращения в текстовом поле ниже. Мы обязательно с ним ознакомимся и в  30 - дневный срок ответим на указанный вами адрес электронной почты.
    30 дней
    * все поля обязательны для заполнения
    DMCA.com Protection Status