Надзорный блок Банка России подвергается определенным политическим рискам.
Из каждого финансового кризиса необходимо извлекать уроки. Они должны касаться не только поднадзорных банков, но и самого регулятора. Какие уроки следует выучить Банку России?
В первую очередь, они затрагивают банковское регулирование и надзор. Их эффективность определяется выполнением ряда ключевых условий. Во-первых, орган регулирования должен обладать необходимой политической волей для контроля за фактическим, а не формальным финансовым состоянием банков. Во-вторых, центральный банк должен располагать необходимыми ресурсами, особенно в части профессиональных специалистов и нормативно-методической базы. В-третьих, банковское регулирование и надзор должны иметь адекватную административно-управленческую структуру.
Компетентность руководства надзорного блока Банка России не вызывает глубоких сомнений, свидетельством чему является успешное преодоление череды банковских кризисов в
Нормативно-методическое обеспечение и человеческий капитал, которым располагает регулятор, находятся на достаточном уровне. В 2009 г. в центральном аппарате и территориальных учреждениях Банка России работало около 4200 сотрудников, отвечающих за надзор за деятельностью кредитных организаций. На одну кредитную организацию в настоящее время приходится около 4 сотрудников Банка России, что должно быть достаточно для эффективного банковского регулирования и надзора. Средняя подготовка сотрудников Банка России находится на высоком уровне, соответствующая международным нормам. С 2004 г. центральный банк проводит регулярные мероприятия по повышению профессионализма своего аппарата, в которых главная роль отводится системе обучения персонала.
В то же время следует отметить, что профессиональные компетенции специалистов блока надзора зачастую не могут в полной мере проявиться. Причинами тому являются внутрикорпоративные барьеры и субординационное давление, слабая ротация кадров и отсутствие мотивации к повышению эффективности. С точки зрения нормативно-методического обеспечения, отечественное банковское регулирование в целом соответствует «Основополагающим принципам эффективного банковского надзора», разработанным Базельским комитетом по банковскому надзору при Банке международных расчетов.
Менее благополучно ситуация обстоит с административно-управленческой структурой Банка России. В
В настоящее время меры надзорного реагирования могут приниматься как Комитетом банковского надзора, так и территориальными учреждениями Банка России. Территориальные учреждения, которых c учетом национальных банков республик насчитывается семьдесят девять (см. список учреждений ЦБ РФ), ответственны за текущий надзор и проведение инспекционных проверок. Они же выносят предписания и санкции кредитным организациям. Комитет банковского надзора напрямую не занимается текущим надзором. Однако в связи с тем, что он состоит из руководителей структурных подразделений центрального аппарата, причастных к надзору, и курирует деятельность территориальных учреждений, надзорный блок Банка России подвергается определенным политическим рискам. Решения принимаются лицами, которые должны выносить независимые оценки в отношении деятельности, за которую они сами и отвечают. Таким образом, как на уровне Комитета банковского надзора, так и на уровне территориальных учреждений существует конфликт интересов и нарушается принцип разделения полномочий и ответственности. Это послужило причиной, почему в отношении ряда банков не были приняты своевременные санкции. Кроме того, совмещение функций как в Комитете банковского надзора, так в территориальных учреждениях приводит к тому, что проблемы поднадзорных банков систематически недооцениваются. Система Банка России созрела для того, чтобы провести административно-управленческую реорганизацию, которой не было с