На этой неделе в Москве обсуждают проблемы качества образования. Эта тема оказалась в центре внимания сразу двух международных форумов. Первый состоялся в Московском финансово-промышленном университете «Синергия»
В России любят поругать образование. Люди постарше с ностальгией вспоминают прекрасное советское прошлое, выражая недовольство нынешним состоянием дел, а те, кто помоложе и попрогрессивнее, активно ссылаются на западный опыт и советуют его перенимать. Часто эти внешние оценки не совпадают с внутренними — теми, которые дают сами себе образовательные учреждения. Большинство их уверено, что работают хорошо, и не воспринимают критику в свой адрес.
«Весь мир базируется на двойственности оценок качества — внутренних и внешних (аудитов, экспертиз), — говорит Юрий Рубин, председатель Общественного совета гарантий качества высшего образования Агентства по общественному контролю качества образования и развитию карьеры (АККОРК), ректор МФПУ. — Внешние оценки могут поступать от разных заинтересованных сторон — от учащихся, работодателей, других образовательных учреждений, академического сообщества. Главное, чтобы эти оценки — внешние и внутренние — были между собой гармонизированы».
Как этого добиться? За счёт развития системы независимой оценки качества. «Это одна из основных задач новой федеральной целевой программы развития образования (ФЦПРО) на
По словам Круглова, предстоит разработать измерители уровней качества образования. В ближайшее время планируется внедрить системы независимой оценки качества на всех уровнях образования — пока есть только Единый госэкзамен (после 11 класса) и государственная итоговая аттестация (после
Среди механизмов общественной независимой оценки предполагается развивать рейтингование образовательных учреждений. Те из них, что будут оказываться «в хвосте» рейтингов, станут получать рекомендации о прекращении работы по отстающим направлениям.
Центральная роль в независимой системе оценки качества отводится экспертам. Этот статус будет присваиваться по итогам специальной аккредитации. В скором времени начнётся формирование общероссийского регистра организаций, которые могли бы заниматься экспертизами и аккредитацией в сфере профессионального образования (высшего, среднего, начального и дополнительного).
При формировании такого регистра необходимо учитывать зарубежный опыт, считает Юрий Рубин. И, в частности, (Европейского регистра агентств по гарантиям качества). Эта организация призвана формировать пул экспертов для всех стран, которые подписали Болонскую декларацию.
На форуме в МФПУ выступил Колин Тюк, исполнительный директор Европейского регистра агентств по гарантиям качества. Он напомнил, что Болонский процесс стартовал в 1999 году. Первой вехой в его развитии стало утверждение европейских стандартов и рекомендаций — это произошло в 2005 году. Они были разработаны представителями трёх европейских организаций — Агентства по гарантиям качества, Союза студентов и Ассоциации университетов. В этом документе содержатся общие принципы, которым должны следовать агентства при оценке качества образования. Стандарты были одобрены министрами образования стран, подписавших Болонскую декларацию. Сейчас их 47. Это предупредило создание в 2008 году европейского регистра EQAR, для того чтобы образовательные учреждения знали, какие агентства можно считать добропорядочными и каким из них можно доверять. В регистр входят организации, которые доказали, что ведут свою деятельность в соответствии с европейскими стандартами и рекомендациями. На сегодняшний день их 26. До сих пор ни одно российское агентство не входит в EQAR.
По словам г-на Тюка, чтобы попасть в регистр, агентство для начала должно подготовить отчёт о своей деятельности, затем команда экспертов EQAR приедет в его офис, опросит сотрудников. По результатам этих процедур аккредитационный комитет регистра принимает окончательное решение.
Юрий Рубин объяснил отсутствие российских агентств в EQAR тем, что пока у нас в стране их не так много. К тому же пройти аккредитацию в Европе не так-то просто. Но его агентство, АККОРК, уже проходит эту процедуру и надеется войти в регистр. По мере развития в России независимой системы оценки качества увеличится и количество экспертных организаций.
В результате к госконтролю и его привычным для всех процедурам (аккредитации и лицензированию) добавится общественный мониторинг (включая анализ СМИ, наблюдения со стороны экспертов и агентств). Кроме того, большие надежды возлагаются на развитие системы профессиональной оценки качества образования через профстандарты. На сегодняшний день они активно создаются во всех сферах экономики. Наиболее энергично в этом направлении работают Объединённая авиационная корпорация, «Росатом», Министерство транспорта РФ и некоторые другие.