Расшифровка выступления Ю. Рубина в эфире Радио России.
Тема передачи — одна из наиболее обсуждаемых сегодня тем. По двум причинам. Во-первых, сейчас начались вступительные экзамены, закончились выпускные. Выпускники школ сдали ЕГЭ, теперь им предстоит выбрать жизненный путь.
Гость в студии — ректор Финансово-промышленного университета «Синергия» Юрий Борисович Рубин.
Что означает слово «Синергия»?
Ю. Рубин: «Синергия» означает «интеграция разных начал». Поясню, почему у нашего учебного заведения такое необычное название. Наш вуз в 2011 году прошёл успешно в очередной раз государственную аккредитацию и получил новое название МФПУ «Синергия».
В Москве с 1998 года успешно действовала Школа бизнеса, в которой обучилось порядка 15 тысяч студентов, получив бизнес-образование. Называлась она — Школа бизнеса «Синергия». И два учебных заведения, одно из которых университет, а другое — бизнес-школа «Синергия», в 2011 году объединились. И мы, чтобы сохранить оба названия, стали называться Московский финансово-промышленный университет «Синергия».
Кроме того, для многих людей «Синергия» — очень привлекательное название.
Есть спортивная команда с таким названием.
Ю. Рубин: Да, есть спортивная команда «Синергия». «Синергия» — это такой международный термин. У нас есть студенты, которые учатся, из-за рубежа, и есть отделение за рубежом. А вот университет (это основная важная составляющая) есть университет. И название Московский финансово-промышленный университет «Синергия» отражает характер того, как мы обучаем студентов, каковы наши приоритеты и наши основные интересы.
Хотелось бы остановиться на второй половине названия вашего университета — «промышленный». Ни для кого не секрет, что в прессе, в высказываниях экспертов речь часто идёт о том, что российской экономике необходимы конкретные специалисты. Не вообще юристы или экономисты общего профиля, которые потом, к сожалению, по своему диплому не могут найти себе применения, работу по специальности, а нужны люди, которые будут двигать вперёд экономику. Российская экономика, как декларирует власть, должна быть инновационной, модернизационной, конкурентоспособной
Ю. Рубин: Я не согласен с тем, что промышленность лежит на боку. Я бы сказал так, что какие-то предприятия лежат, а какие-то предприятия процветают. У нас в университете открыл кафедру очень известный российский бренд «Лаборатория Касперского». Это организация, которая абсолютно конкурентоспособна за рубежом.
На ваш вопрос, как быть с промышленностью, соглашусь, что без подготовленных конкурентоспособных кадров экономика, и в том числе промышленность, будут неконкурентоспособны.
Здесь задача заключается в качестве результатов обучения. Что на выходе может понимать, уметь и знать человек, который получает диплом и подтверждение своей квалификации.
Мы готовим кадры для разных отраслей промышленности. Скажу, что, пожалуй, наша любимая отрасль промышленности — это IT. Это действительно инновационная отрасль, новые технологии. А когда-то мы едва не потеряли эту отрасль. Был такой период в 90-е годы, когда вдруг оказалось, что в России упала микроэлектроника, упала вообще электроника.
Некоторые полагают, что и сейчас отстали глубоко.
Ю. Рубин: Я сказал бы так: мы отстали, если иметь в виду предприятия, которые достались стране ещё от советской экономики. Но сейчас у нас экономика открыта, Россия вступает в ВТО, границы открыты, рынок открыт, поэтому кадры нам все равно надо готовить. Для тех компаний, которые могут проводить операции на территории России и развивать российскую промышленность, хотя компании эти могут быть совместными предприятиями либо находиться не вполне в российской юрисдикции. Но это не имеет значения. Все равно это наша страна, наша промышленность вне зависимости от того, кто ту или иную компанию создал.
Поэтому мы готовим кадры для IT-индустрии и готовим разные кадры. И в сфере телекоммуникаций, и в сфере программирования, и в сфере администрирования информационных систем, и в сфере информационной безопасности. В очень широком спектре разных сфер. Для нас это очень важно. И, вообще говоря, это наш приоритет.
Мы, естественно, выпускаем и других специалистов, так как мы — университет, но наш приоритет, наш интерес лежит, прежде всего, в области информатики.
Кстати говоря, для этой области мы готовим не только инженеров, которые могли бы здесь себя найти, но также и специалистов в области менеджмента, в области информационного бизнеса, в области электронной коммерции, в области электронных банковских систем и систем расчётов.
Хочу вас вернуть в ту сферу, которая больше всего беспокоит аудиторию, особенно тех, кто чуть постарше, которые думают о своих детях и внуках. Что их беспокоит и что беспокоит определённую часть людей, работающих во властных структурах? Вы всё время говорите об информационных технологиях, но, когда говорят о том, что промышленность лежит на боку, то имеют в виду тяжёлую промышленность, авиастроение, металлургию, горнодобывающую промышленность. Хотя известны примеры успешных предприятий и в этих отраслях.
Ещё известно, что многих слушателей очень раздражают слова о людях, которых будут работать в компаниях. Они не понимают, что компания — это не обязательно офис с компьютерами, барышнями и юными менеджерами — офисным планктоном, это часто крупные предприятия, которые входят, являются частью определённой компании. Поэтому важно, чтобы всё-таки качество образования людей, которые будут работать именно в промышленности, было определённо высоким.
Ю. Рубин: Остановлюсь на сложившихся сегодня трендах, основных направлениях развития системы образования в смысле получения обучающимся качественного образования.
Первое. Каждый абитуриент, поступая на ту или иную программу высшего образования, должен задаться вопросом, что я буду делать потом. Он должен представлять себе сферу деятельности, особенно если это специальность, по которой получают образование бесплатно. Государство на студента тратит деньги, и человек должен нести ответственность за то, что в итоге из него получится.
Вопрос номер два — это вопрос о том, какого уровня образование он должен получить. Он должен выбрать учебное заведение, ориентируясь на целый ряд факторов, которые надо принять в расчёт. Эти факторы описаны:
1). Качество результатов обучения. О том, каково качество результатов обучения в том или ином учебном заведении, человек может получить информацию, опираясь на информационные ресурсы самого образовательного учреждения, либо опираясь на другие ресурсы, которые публикуются, различные рейтинги, на различные независимые оценки качества образования.
2). Человек должен понимать, в какой мере востребованы выпускники данного учебного заведения и для кого, под какие компании и какие заводы работает данный вуз.
Сегодня очень много говорят о качестве образования. И порой говорят в совершенно негативном контексте, что в России качество образования низкое. Хотел бы слушателей все-таки немного успокоить. Качество образования в России не является до такой степени низким, чтобы можно было кричать караул. Есть разные учебные заведения. И есть учебные заведения, которые выпускают специалистов, востребованных предприятиями.
Окончание беседы с гостем слушайте в звуковом файле программы.